Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа № 1

Технологическая карта

1Свободные тексты на уроках русского языка и литературы. Стратегия «Кластер»

А) Литература, 11 класс, тема «Поэтика постмодернизма».

Условность образов, ситуаций

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Эстетическая игра

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Взаимодействие автора с текстом

Ирония

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Черты поэтики

постмодернизмаСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Коллаж

Мифологизм

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Пространственно-временные переходы, переклички, изменения

Духовный кризис, потеря смысла бытия

Синкретизм традиций, форм, стилей

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Элементы массовой литературы

ИнтертекстуальностьСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Художественный мир произведений

Абсолютизация роли художника, творца

ПолифонизмСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Бездуховный, разбитый, ужасный

Абсурдный, лишённый ориентиров

Хаотичный

Б) Литература, 10 класс, тема «А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».

Поиски смысла жизни

Поиски смысла истинного человеческого счастья

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Нравственные проблемы

романа «Евгений Онегин»

Умение любить по-настоящему

Верность слову, долгу, семье

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Защита чести и человеческого достоинства

Порядочность, искренность, тактичностьСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Взаимоотношения отцов и детей

Эгоизм, самолюбие (личная свобода дороже семейных обязанностей)


В) Литература, 9 класс, тема «Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ Чацкого».

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы


Г) Русский язык, 6 класс, тема «Фразеологизмы».

Роль в языке (как и слова, называют предметы, признаки, действия)

Синтаксическая роль

(в предложении выступают в роли одного члена предложения)

Фразеологизмы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Фразеологизмы могут быть однозначными и многозначными

Строение (состоят из двух и более самостоятельных слов, по значению равны одному слову)

Помните! Используя фразеологизмы,

не нарушайте их целостности.Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

По значению выделяются фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

По стилистической окраске бывают разговорными и книжнымиСвободные тексты на уроках русского языка и литературы



2. Метод «Пазл»


  1. Работа с текстом на уроке русского языка в 9 классе.

Задание: составить из «рассыпавшихся» предложений связный текст,

используя ключевые слова, данные на карточках.

1. «Повести Белкина», художественная проза

2. Значение Пушкина

3. Почти не было предшественников

4. Жаловался сам Пушкин

5. Стояла задача

6. Решение этой задачи




Набор текста

В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. "Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что даже в простой переписке мы при­нуждены создавать обороты для изъяснения понятий са­мых обыкновенных".

В области прозы у него почти не было предшественников. А постановка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего развития русской литературы. Созданием "Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

Авторский текст

Созданием "Повестей Белкина" закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина той области словесного творчества, в которую он проник позднее всего и которую, видимо, ему было труднее всего освоить, - художественной прозы.

В развитии художественной прозы основополагающее зна­чение Пушкина, пожалуй, особенно велико. В области прозы у него почти не было предшественников. "Проза наша так еще мало обработана, - жаловался сам Пушкин, - что да­же в простой переписке мы принуждены создавать обороты слов для изъяснения понятий самых обыкновенных". Перед Пушкиным стояла задача создания глубоко содержательной и в то же время высокохудожественной прозы. А поста­новка и решение этой задачи были исключительно важными и значительными для всего дальнейшего развития русской литературы.

2) Метод «Пазл» на уроке русского языка в 8 классе, тема

«Повторение синтаксиса простого предложения. Члены предложения».

  • Из 1-го предложения взять подлежащее.

  • Из 2-го предложения взять дополнение.

  • Из 3-го предложения взять обстоятельство.

  • Из 4-го предложения взять сказуемое.

  • Из 5-го предложения взять определение.

  • Из 6-го предложения взять обстоятельство.

  1. Тонкие ветки деревьев тихо качались на ветру.

  2. Цветы черёмухи раскрылись совсем недавно.

  3. Солнце светило ярко.

  4. Фигуры приближающихся людей вырисовывались на светлом небе.

  5. Цветы стояли на голубом столе.

  6. На темнеющем небе зажглись звёзды.

Ответ. Ветки черёмухи ярко вырисовывались на голубом небе.

__________________________________________________________________________

3. Сравнительная диаграмма-1

Русский язык, 9 класс, тема «Повторение. Стили речи».

Текст

Различное

Текст

1. Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелёно-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. (Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»)

1. Стилевая принадлежность текстов: 1-й текст написан в художественном стиле, 2-й текст относится к научному стилю.

2. Сфера употребления: 1-й текст - художественная литература (устная и письменная речь), 2-й текст - научно-популярная литература (в устной речи может использоваться как часть лекции, выступления, доклада на семинаре по географии, биологии; в письменной речи - в учебниках, словарях, энциклопедии, научной или научно-популярной книге).

3. Текст 1-й отличает открытая оценочность, образность, насыщенность средствами художественной выразительности: развёрнутая метафора, сравнение, олицетворение, гипербола

(«зелёною, девственною пустынею», «зелёно-золотым океаном», «брызнули миллионы цветов», «сквозили голубые, синие и лиловые волошки», «колос пшеницы наливался»). Во 2-м тексте употребляются термины («узколистные формы», «степная зона», «в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария»), слова и названия растений в прямом значении («ковыль украинский», «злаковая растительность», «травянистая растительность»).

4. Цель высказывания: 1-й текст - воздействие на слушателей или читателей (через живописные словесные краски показать всю красоту и неповторимость степи, которая для казака является олицетворением родины, дома, жизни). 2-й текст - сообщение, передача научной информации (чем отличается степь от других природных зон, её растительность).

5. 1-й текст отличается эмоциональностью, красочностью, экспрессией. Это настоящее художественное полотно, которое читатель представляет зримо, ярко. Во 2-м тексте отсутствует эмоционально окрашенная лексика.

6. В 1-м тексте много сложных предложений, можно выделить микротемы, тематическое единство подчёркивается ключевыми словами, наличием смысловой последовательной (цепной) связи предложений, контекстуальными синонимами, местоимениями. Во 2-м тексте повествование отличается строгостью, лаконичностью, чёткими научными описаниями, которые переданы, в основном, простыми предложениями, концентрированным содержанием.

7. Функция речи: в 1-м тексте - эмоционально-воздействующая, во 2-м тексте - информативная.

8. В 1-м тексте использованы элементы разговорной речи, что характерно для художественного стиля.

9. Тип речи: 1-й текст - художественное описание, 2-й текст - научное описание.

2. Степь в физической географии - равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов). Наиболее характерной для степной зоны является злаковая растительность с преобладанием узколистных форм: ковыль волосатик, узколистный ковыль, типчак, ковыль украинский, калерия (тонконог), житняк, степной овёс. На востоке, в степях Казахстана и Западной Сибири, появляются местные виды злаков.

(Из энциклопедии)

Сравнительная диаграмма-2

Русская литература, 7 класс, тема «Андрий и Остап - две жизни, две судьбы»

(по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Андрий

Общее

Остап

Тяга к знаниям, изобретательность, изворотливость, хитрость, лукавство, горячность, желание любить, чувственность, самонадеянность, измена родине и боевым товарищам.

Смерть = падение (погиб как предатель от руки отца).

Главные герои повести. Азы науки постигали в семинарии; мечтают о Запорожской Сечи. Сильные, красивые, закалённые физически, смелые, настойчивые. Всегда были в бою одними из первых.


Умение постоять за себя, рассудительность, верность товариществу, родине, православной вере; стойкость, личное мужество, великое чувство любви к отечеству.

Смерть = подвиг (героическая гибель в плену).

4. Метод «Двухчастный дневник». Литература, 10 класс, тема «И.С. Тургенев.

Роман «Отцы и дети». Сцена признания Базарова в любви».

Отрывок

Реакция на него

«Базаров встал и подошёл к окну.

- И вы желали бы знать, что во мне происходит?

- Да, - повторила Одинцова с каким-то, ей ещё непонятным, испугом.

- И вы не рассердитесь?

- Нет.

- Нет? - Базаров стоял к ней спиною.- Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились».

Сколько о любви написано, сказано, выплакано! Но до сих пор никто не разгадал испепеляющую, таинственную, магическую силу любви, силу её притяжения. Любовь бывает разная: окрыляющая, взаимная, искренняя, чистая, честная. А если любовь - пламя, пожирающее душу, а если боль, одержимость чувством, страсть, от которой нет спасения? Что тогда? Вот такой огонь страсти обжёг сердце Базарова, против воли «вселился» в его душу. Я преклоняюсь перед героем и очень сочувствую ему. Но не жалею, потому что Базаров - сильная личность, не терпящая жалости: она его унижает.

«Одинцова протянула вперёд обе руки, а Базаров упёрся лбом в стекло окна. Он задыхался: всё тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась, сильная и тяжёлая, - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей… Одинцовой стало и страшно и жалко его.

- Евгений Васильевич, - проговорила она, и невольная нежность зазвенела в её голосе.

Он быстро обернулся, бросил на неё пожирающий взор - и, схватив её обе руки, внезапно привлёк её к себе на грудь».


В эти трудные минуты жизни Базаров напоминает мне льва в клетке. Такой же сильный, но лишённый пространства, обречённый. Сколько страсти, злобы на самого себя! Вот это та самая самоотверженная любовь, которая не размышляет и не дорожит собой. Впервые Базаров выдаёт себя, чувство почти превратилось в откровенную физическую боль, настоящую душевную муку. Непривычно таким видеть Базарова, но в этом и его сила. Базаров - титан. Он восстал не только против законов общества, но и против законов развития природы. Его же бунтующее сердце победила любовь, так как над природой чувств одержать победу невозможно. Это, может быть, самая большая его победа над самим собой. Восхищаюсь мужеством героя, смелостью, желанием быть услышанным любимой женщиной.

«Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней…

- Вы меня не поняли, прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он ещё раз, она бы вскрикнула…»




Почему же Одинцова не ответила Базарову? Ведь свидание произошло по её инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней. Она хотела признания от Базарова? Одинцова - кокетка! Нет, ей, конечно же, импонировало внимание Базарова. Но она живёт рассудком, а не сердцем, чувствами. Просто испугалась такой сильной страсти, побоялась осложнений и жизненных тревог. У неё ледяное сердце. Холодом веет от такого человека. Мне она напоминает Снежную королеву: такая же бесчувственная, бесстрастная и бесконечно одинокая. Ей дороже всего спокойствие, привычная жизнь. А ведь такая сильная и искренняя любовь встречается, быть может, раз в жизни. Мне кажется, что Одинцова всё же прошла мимо своего настоящего женского счастья.

«Базаров закусил губы и вышел».

Сколько же в этой лаконичной фразе нечеловеческой боли, скупого, но глубокого мужского страдания! Мне кажется, самое страшное - это невыплаканные слёзы. Они камнем ложатся на душу, ранят сердце, остаются пожизненной мукой. О чём думал Базаров в эту злую минуту жизни, что кипело в его душе? Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение: отвергнуты его чувства и он сам. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими эмоциями, что укрепило её уверенность в себе, но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце». «Любовь сильна как смерть, любовь сильнее смерти…» (Библия).

5. Два задания типа VARIA

  1. Кроссворд к уроку по роману Стивенсона «Остров сокровищ». Литература, 7 класс.

1Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

2Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

3Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

4Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

5

6Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

7Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

8Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

9Свободные тексты на уроках русского языка и литературы


  1. По горизонтали. Фамилия главного героя произведения «Остров сокровищ».

  2. Город, от берегов которого команда корабля отправилась на поиски сокровищ.

  3. Человек, который спрятал на острове сокровища.

  4. Фамилия кока корабля.

  5. Капитан судна.

  6. Жанр книги «Остров сокровищ».

  7. Помещик в Англии.

  8. Название животных, мясо которых употреблял в пищу Бен Ган.

  9. Название корабля.

  10. По вертикали. Ключевое слово.

Ключ к ответам. 1.Хоккинс. 2.Бристоль. 3.Флинт. 4.Сильвер. 5.Смоллетт.

6. Роман. 7.Сквайр. 8.Козы. 9. «Испаньола».

10. Стивенсон.

2) Используя русский алфавит, расшифруйте криптограмму и

прочитайте афоризм известного французского писателя

и философа Д.Дидро.

13

32

5

10

17

6

18

6

19

20

1

32

20

14

29

19

13

10

20

30

12

16

4

5

1

17

6

18

6

19

20

1

32

20

25

10

20

1

20

30







Ответ. Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

3) Ходом шахматного коня, не повторяя ходы,

прочесть высказывание А. М. Горького о книге.

К

Й

Д

О

Е

У

Д

Л

Ш

Е

А

Н

С

В

И

У

Ч

Г

И

Ее

И

Ч

Ч

З

А



Ответ. Книга - величайшее чудо из чудес.

4) Игра «Строитель»

За 3 минуты необходимо построить пирамиду из имен существительных (пирамиду можно строить по принципу убывания букв или, наоборот, прибавляя по одной букве; каждое слово должно начинаться с буквы - с- (или любой другой).

старшеклассник (13) сад (3)
стереосъемка (12) село (4)
суверенитет (11) семья (5)
стюардесса (10) секрет (6)
сторонник (9) суббота (7)
симфония (8) симфония (8)
суббота (7) сторонник (9)

секрет (6) стюардесса (10)
семья (5) суверенитет (11)

село (4) стереосъемка (12)
сад (3) старшеклассник (13)

5) Игра «Буквы разбежались».

Задание: найдите для «разбежавшихся» букв а, о, е, и их домики. Для этого нужно правильно вставить безударные гласные, проверяемые ударением, в те слова, которые «живут» в домиках.

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

6) Приём «Зашифрованная тема»

Г

Ш

Е

Е

Н

Н

Т

Е

А

Г

М

И

О

О

Р

Н

О

Е

Л

М

В

О

Й

В

Р

Е

Р

А


Ответ. «Герой нашего времени» Лермонтова.


  1. Чайнворд «Имя существительное» (последняя буква в замкнутой цепи

слов чайнворда одновременно является первой буквой следующего слова).

1Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

2Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

3Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

4

9Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

8Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

5

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

7Свободные тексты на уроках русского языка и литературы

Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

6


  1. Существительное общего рода, 1-го склонения, обозначающее

неряшливого человека.

  1. Существительное женского рода, 1-го склонения, синоним выражения «вооружённые силы», в родительном падеже единственного числа.

  2. Существительное мужского рода, 2-го склонения, синоним слова «истукан».

  3. Существительное мужского рода, 2-го склонения, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, образованное от слова «медведь».

  4. Существительное мужского рода, 2-го склонения, с суффиксом - щик -, обозначающее профессию и образованное от слова «камень».

  5. Существительное женского рода, 1-го склонения, являющееся названием домашней птицы, в дательном падеже единственного числа.

  6. Существительное женского рода, 3-го склонения, являющееся названием хвойных деревьев, в дательном падеже множественного числа.

  7. Существительное мужского рода, 2-го склонения, обозначающее сооружение для переезда через реку, в родительном падеже множественно числа.

  8. Существительное среднего рода, в котором при склонении появляется суффикс -ен-, в родительном падеже множественного числа.

Ответ. 1. Неряха. 2. Армия. 3. Идолом. 4. Медвежонок. 5. Каменщик.

6. Курице. 7. Елям. 8. Мостов. 9. Времён.

________________________________________________________________________­­­

6-8. Составленные «свободные тексты»

«11-словие»

Звезда

Мерцающая

Таинственная звезда,

Ты загадочно улыбнулась.

Я едина с тобой.

Удивляюсь!

Роза

Грациозная,

Величественная роза,

Твой аромат неповторим.

Я растворяюсь в нём.

Любуюсь!

Сердце

Страстное,

Грешное сердце,

Ты снова бунтуешь.

Как укротить твоё биение?

Люблю!

Стихотворение «Я…»

Я - ветерок

Лечу, гонимый чувством.

Я - ветерок

Кружусь и сердцем обнимаю мир.

Я - ветерок,

Мне в небесах бывает грустно.

Я - ветерок

Люблю глаз озера сапфир.

Я - ветерок,

Союзник всех влюблённых,

Я - ветерок,

Любовью окрылённый,

Я - ветерок

Вновь устремляюсь вдаль.

Я - ветерок

Хочу испить глаз озера печаль.



Сочинение по метафоре

Весна

Весна - изумрудная зелень.

Весна - вкус медовой акации.

Весна - терпкий запах сирени.

Весна - невеста в белом наряде.

Весна - нежное журчание ручейков.

Весна - рождение жизни, любви.

Зима

Зима - белоснежная пустыня.

Зима - вкус растаявшей снежинки.

Зима - запах вечнозелёной ели.

Зима - фея в платье из снега и льда.

Зима - протяжный стон вьюги.

Зима - ожидание праздника, чудес.


Сочинение- метаморфоза

Кастрюлька

Дрёма одолевает меня, кажется, куда-то лечу, в какой-то другой мир. Ну вот, я - обычная алюминиевая кастрюлька, только старая-престарая. Из-за этого все кухонные предметы: сервизы, начищенные сковородки, эмалированные кастрюли, изящные чашки - на меня смотрят с презрением и завистью. Почему с завистью? Меня любит моя хозяйка, называет кормилицей, ухаживает за мной, чистит щёткой, умывает водой, вытирает мои слёзы полотенцем. А я её радую запахом вареной картошки, свежего супчика, сытного борща. Мне очень жаль хозяйку: у неё вечно нет времени на сложные блюда, всегда спешит, всегда какие-то неотложные дела. Обидно, думает только о себе! В спешке включает сильный огонь и даже не подозревает, как мне больно стоять на нём. Он обжигает мою кожицу, проникает во всё моё существо. И я начинаю громыхать крышкой, выплёскивать воду и мысленно просить: «Сделай же огонь тише или вовсе сними с него!». Ну вот, опять мне все пяточки обжёг! Сколько живу - никак не привыкну!

Боже! Да это же просто дурной сон! Никакая я не кастрюлька. Это солнце наполнило комнату своим дыханием и прикоснулось жарким поцелуем. Сегодня же воскресенье! Пора вставать, надо что-то приготовить. Бегу на кухню. Ах, вот и моя помощница! Старая кастрюлька-ворчунья. Как хорошо, что это был только сон!

«Кинолента видений»

Опорные слова: юноша, берег океана, прибой, морские звёзды, старик.

Юноша медленно шёл по берегу океана, усеянному морскими звёздами, выброшенными на жгучий песок неумолимым прибоем. Их было много, слишком много, чтобы спасти всех. Солнце поливало морские звёзды палящими лучами, солёные волны бушующего океана довершали это убийство. Но юноша поднимал звезду за звездой и бросал в океан.

Навстречу ему шёл старик и удивлялся упрямству юноши. «Зачем ты это делаешь? Их мириады, всё равно ведь не спасёшь всех. Кому это нужно?», - старик спросил у юноши.

Юноша взял в руки самую маленькую

морскую звезду и сказал: «Нужно вот

этой маленькой звездочке!»

2.Опорные слова: мороз, вьюга,

печь, мамины руки, хлеб.

На улице трещит мороз, поёт

заунывную песню снежная

вьюга. В доме пахнет рождественской

ёлкой, лёгким дымком раскалённой

печи, возле которой проворно снуют

мамины руки. Мама достаёт из печи

хлеб, мягкий, «живой», румяный, с

золотистой корочкой. Кажется, всё

солнце вобрала в себя эта позолота.

Запах свежеиспечённого хлеба

проникает в каждую щель, растворяется

в воздухе.

Хлеб пока нельзя трогать: он ещё

«дышит». Лежит на столе и будто

говорит: «Любите меня, кушайте и

будьте здоровы!»



Синкан

Остап (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

Мужественный, цельный, храбрый.

Сражается, мучается, погибает.

«…был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела».

Патриот.

Андрий (Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

Смелый, запальчивый, слабый духом.

Храбрится, влюбляется, предает.

«А что мне отец, товарищи и отчизна…»

Предатель.

Джульетта (В.Шекспир «Ромео и Джульетта»)

Искренняя, преданная, решительная.

Борется, любит, жертвует.

«Моя любовь без дна…»

Личность!

Ассоль (А.С. Грин "Алые паруса")

Мечтательная, окрылённая, удивительная.

Придумывает, фантазирует, парит.

Ждёт алые паруса и мечтает о любви.

Тонкая натура!

Грэй (А.С. Грин "Алые паруса")

Смелый, благородный, целеустремлённый.

Верит в искренние чувства, воплощает сказку в жизнь.

Учит делать чудеса своими руками.

Романтик!

Мастер (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Умный, интеллигентный, опутанный страхом.

Создал роман об истине и назначении человека на земле, сжёг его.

«Рукописи не горят!..»; из-за страха лишён света.

Жертва обстоятельств.

Маргарита (М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»)

Отчаянная, чувственная, страстная.

Готова ради любви к Мастеру пожертвовать собой.

«Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..»

Борец!

Сенкан (к новелле О' Генри «Дары волхвов»)

Любовь

Верная, истинная.

Прощает, спасает, оберегает.

Способна на подвиг, самопожертвование.

Дар Божий!

Эпоха Возрождения

Гуманистическая, возвышенная.

Открыла, возродила, воодушевила.

«Человек есть мера всего».

Расцвет.

Поэзия Востока

Философская, лаконичная.

Завораживает, очаровывает, удивляет.

Мгновения жизни, одухотворённые словом.

Красота.

«Даймонд»

1. Тепло

Ласковое, обволакивающее.

Радует, согревает, убаюкивает.

Тепло успокаивает. Холод раздражает.

Огорчает, морозит, пронизывает

Ледяной, сырой

Холод.

2. Правда

Искренняя, необходимая.

Открывает, учит, воспитывает.

Правда спасительна. Ложь несносна.

Убивает, портит, ослепляет

Низкая, подлая

Ложь.

«Диаманта»

Река

истоки

стремительная, непокорная,

несущаяся, бурлящая, спорящая;

жизнь, движение, жажда, стремнина

успокоившаяся, задумавшаяся, замедленная

тихая, уставшая

исход

Монофон на букву о

Однажды отважный ослик, охранявший озеро, осматривал окрестности и обогнул опущенную в озеро ольху. Оглянув омут под ольхой, он обнаружил огромного окуня. Обходя озеро околицей, ослик оторопел от одинокого оленёнка, осторожно обгрызавшего орешник и облепиху. Оленёнок объелся облепихи, облизал остатки. «Остановись, оленёнок! Отойди от облепихи!» - общительный ослик окликнул оленёнка. Одинокий оленёнок обомлел. «Отстань, ослик!» - ответил он, оторвавшись от облепихи. Огромный овод облетел и обжёг ослика. Ослик, оторопев, отмахивался от овода. Опасаясь овода, ослик отходил, отходил от оленёнка и оказался в озере. Очаровательный оленёнок оставил облепиху у озера, а осторожный окунь отплыл от опасного обрыва. Отважный ослик остался один. Очень обидно!

Текст с опорой на пирамиду

Подсолнечник

Гордый, желтокрылый,

он вырос в овраге.

Ему тесно с дикими мальвами.

Появился на свет совершенно случайно.

Сын солнца и земли полюбил влагу.

Она пролилась дождём и спасла

подсолнечник от гибели.

Котёнок

Маленький, непоседливый.

Потерялся, оказался без дома.

Страшно одному в жестоком мире.

Изнуряют дождь со снегом, солнце,

голод.

Прибежал дворовый пёс, увидел

бедного котёнка.

Облизал, схватил его за гривку, спрятал

в своей будке.







«Словесный ящик»

1

в

е

ц

е

з

н.

с

щ

н

м

я

а

о

а

л

а

к

н

р

е

о

ч

е

и

и

т

сСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

е

в

е

м

с

я

л

о

м

Ключ: Мир освещается солнцем, а человек - знанием. Задание: найти и объяснить изученные орфограммы, знаки препинания.

2. Тема. Непроизносимые согласные

а

с

ш

т

а

б

н

м

е

ц

о

у

сСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

т

н

ы

ц

л

и

н

ц

е

й

я

д

п

н

р

а

з

д

н

рердце

т

ч

е

с

т

н

и

к

с

р

с

ы

к

е

е

л

е

й

ы

н

т

й

п

Ключ: лестница, местный, сердце, масштабный, устный, солнце, праздник, честный, крестный (ход).


  1. Словесная пирамида

Текст

Притча о мудреце

В одном городе жил мудрец. Многие горожане приходили к нему за советом. И всегда его получали. Слава о мудреце разнеслась по всей округе, но в этом городе жил человек со злым сердцем, который завидовал славе мудреца настолько, что решил придумать такой каверзный вопрос, на который мудрец не смог бы дать ответ. Он решил поймать бабочку, посадить её между ладонями и обратиться к мудрецу с вопросом: «Как ты думаешь, в моих руках живая бабочка или мёртвая?» Если бы мудрец ответил, что бабочка живая, то лёгким нажатием ладони завистник легко бы превратил её в мёртвую, а если бы мудрец ответил, что бабочка мёртвая, то завистливый человек просто раскрыл бы ладони - и бабочка улетела бы. Тогда бы все узнали, что мудрец не смог найти ответ на простой вопрос. Завистник так и поступил. Поймал бабочку и, придя к мудрецу, задал ему свой вопрос. Мудрец посмотрел на него и ответил: «Всё в твоих руках!»

Синквейн

Мудрец

Скромный, добрый.

Советует, размышляет, находит.

«Всё в твоих руках!»

Философ.

Завистник

Самонадеянный, жестокий.

Придумывает, изощряется, злобствует.

Наказание в нём самом.

Подлец.

Бабочка

Нежная, изящная.

Радует, порхает, любит.

Смыслом наполняет мир.

Жизнь.

10. Коммуникативно-ситуативные упражнения (КСУ) по развитию жизненных компетентностей школьников

Русский язык. Тема. Предложения с обращениями. Роль обращений в речи.

(8 класс).

КСУ 1. Представьте, что вы баллотируетесь на пост Президента Украины. Подготовьте предвыборную речь перед своими избирателями и выступите с ней. Используйте в своём выступлении обращения-метафоры и распространённые обращения.

КСУ 2. Вы - школьная медсестра, проводите занятия с учащимися начальных классов. Расскажите о здоровом образе жизни, используя односоставные предложения и обращения.

КСУ 3. Вы - директор гимназии. Вам необходимо написать статью в независимую газету гимназии «Софиты» и рассказать о важности заблаговременной подготовки к тестированию, ГИА. Обратитесь к учащимся, используя распространённые и нераспространённые обращения, риторические вопросы, сравнительные обороты. Озвучьте основные тезисы статьи.

КСУ 4. Вы стали победителем районного конкурса «Лучший ученик года». Ежегодно конкурс проходит 1 июня. В этот день ещё одно важное событие состоится в вашей жизни - выпускной вечер. Надо успеть всё приготовить, побывать на репетиции, сделать причёску. Как вы поступите? Ваш выбор оформите в виде монолога, обращённого к себе.

КСУ 5. Работник почтового отделения второй месяц не приносит журнал «Домосед», который очень любит читать ваш дедушка. Найдите почтовое отделение, обратитесь к начальнику отдела связи с общественностью за разъяснениями. Аргументируйте свою позицию. Используйте обращения и формулы вежливости.

Русский язык. Тема. Сложные предложения с разными видами синтаксической связи. Знаки препинания в них (9 класс).

КСУ 1. Вы собрались в поход по родному краю, а в это время к вам в гости приехал друг из другого города. Предложите ему пойти в поход вместе с вами, расскажите ему о красоте и достопримечательностях родных мест. Используйте в своём рассказе сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью.

КСУ 2. Представьте себя экскурсоводом. В краеведческом музее пгт Володарское демонстрируется выставка, посвящённая знаменитым людям нашего края. Какие экспонаты вы бы представили, о ком бы рассказали посетителям музея. Используйте в своей виртуальной экскурсии сложные предложения с сочинительной и бессоюзной связью.

КСУ 3. Вам предстоит познакомить читателей библиотеки Володарской гимназии «София» с выставкой литературы, посвящённой творчеству писателей и поэтов родного края. Посоветуйте читателям что-нибудь для прочтения, используя сложные предложения с подчинительной и бессоюзной связью.

КСУ 4. На уроке географии вам предложили выступить с сообщением по теме «Заповедные места». Рассказывая о заповеднике «Каменные Могилы», употребите сложные предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Русская литература. А.С.Грин «Алые паруса» (8 класс).

Представьте себя кинорежиссёром. Вы планируете снять новую версию сказки-феерии А.С.Грина «Алые паруса». Убедите продюсера в том, что именно ваша постановка необходима современному зрителю. Докажите значимость своего проекта, употребляя сравнения, метафоры, эпитеты, обращения, риторические вопросы.


Выполнила Ворожеева Зоя Александровна.




















Свободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературыСвободные тексты на уроках русского языка и литературы

© 2010-2022