Урок Любовная лирика А. А. Фета. Импрессионизм поэзии А. А. Фета

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Калинина Ирина Борисовна

Учитель русского языка и литературы

МОБУ «СОШ №54» г. Оренбурга


Название работы: открытый урок по литературе в 10 классе

Тема: Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета.


Краткое описание:

Обобщающий урок по творчеству А.А. Фета, цели которого анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи; воспитание эстетического чувства; развитие образного мышления с использованием мультимедийного проектора.

Этапы урока:

- Повторение изученного материала (групповая работа)

- Актуализация знаний (чтение наизусть и анализ стихотворений А.А. Фета, презентация «Любовная лирика А.А. Фета», исполнение романса под аккомпанемент гитары «На заре ты ее не буди»)

- Объяснение нового материала (просмотр слайдов с репродукциями картин художников-импрессионистов, анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», написание сочинения-миниатюры «Согласны ли вы с позицией А.А. Фета о назначении поэта и поэзии?» с их последующим прочтением)

- Домашнее задание


Цели, задачи:

1. Обучающая:

анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

2. Воспитывающая:

воспитание эстетического чувства;

3. Развивающая:

развитие образного мышления.

Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор

Форма проведения: традиционный урок с использование групповой работы и ИКТ

Участники: учитель и учащиеся 10 класса МОБУ «СОШ №54» города Оренбурга

Урок литературы в 10 классе

Тема: Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета.

Тип урока: урок обобщения изученного материала

Виды организации деятельности учащихся: работа в микрогруппах, индивидуальное опережающее задание учащимся, выразительное чтение наизусть стихотворений.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Оборудование: мультимедийный проектор

Цели урока:

1. Обучающая:

анализ любовной лирики Фета, знакомство с импрессионизмом его поэзии, со способами достижения гармонии и музыкальности поэтической речи;

2. Воспитывающая:

воспитание эстетического чувства;

3. Развивающая:

развитие образного мышления.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Целый мир от красоты -

Что такое день иль век

От велика и до мала…

Перед тем, что бесконечно?

И напрасно ищешь ты

Пусть не вечен человек,

Отыскать ее начало


То, что вечно - человечно.

- Сегодня у нас обобщающий урок по творчеству А.А. Фета, мы знаем, что поэт в своих произведениях обращался к вечным ценностям этого мира. Но поэзия самого Фета - составная часть его красоты и гармонии. Поэтому цель нашего урока - проследить, как, какими способами достигается гармония поэтической речи Фета на примере его любовной лирики.

А также мы познакомимся с новым для вас понятием импрессионизм и как это явление проявляется в лирике Фета.

3. Повторение изученного материала

- Начнем с повторения изученного материала. Работа в группах. Листы с вопросами у каждого на парте.




Тест

1 группа

Кого Фет считал своим наставником в литературе?

А) Лермонтова

Б) Пушкина

В) Тютчева


2 группа

Первое стихотворение А.Фета, положенное на музыку

А) «Шепот, робкое дыханье…»

Б) «Сияла ночь. Луной был полон сад…»

В) «На заре ты ее не буди…»


3 группа

Как называется первый поэтический сборник А.Фета?

А) «Лирический пантеон»

Б) «Вечные огни»

В) «Весна»


4 группа

В чем видел А.Фет назначение поэзии?

А) воспевать прекрасное

Б) просвещать

В) наставлять


5 группа

Почему А.Фет использует в своих стихах неправильные грамматические конструкции?

А) чтобы шокировать читателей

Б) для привнесения новизны

В) по другой причине


6 группа

Какой поэт считал А.Фета своим учителем в поэтической плане?

А) Есенин

Б) Маяковский

В) Блок

7 группа

С творчеством какого композитора сравнивали творчество А.Фета

А) Моцарт

Б) Бетховен

В) Бах

4. Актуализация знаний

- Мы сейчас упомянули стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…» Ольга напомнит нам его содержание и прочитает его наизусть

(Чтение наизусть стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад…»)

- К каким вечным темам обращался поэт в своем творчестве? (любовь, природа, философское осмысление жизни) Какова тематика этого стихотворения? (любовь)

- Вот мы и подошли к любовной лирике Фета

- Любовь для поэта - это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Любовная лирика рождается из настоящей, реальной жизненной трагедии, острого чувства потери, сознание вины и раскаяния

- Ученицы нашего класса подготовили презентацию о жизни А.Фета и адресатах любовной лирики поэта.

(Презентация «Любовная лирика А.Фета»)

- Радость, счастье, любовь - это то, о чем пришел рассказать А.Фет в русской поэзии. Поэзия Фета в целом очень жизнерадостная, оптимистичная (не зря Фет своим учителем считал Пушкина). И чем суровее была к нему жизнь, тем ярче, теплее и радостнее становились его стихи «Радуга фетовской поэзии победила мрак его жизни»

- И одно из самых оптимистичных стихотворений поэта, своего рода поэтическая декларация его творчества это стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…»

Максим напомнит нам его содержание

(Чтение наизусть стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»)

- На какую тему написано это стихотворение? (любовь, природа)

- Скажите, как в стихотворении соотносится мир чувств лирического героя и мир природы? (они едины)

- Прочитайте последние строки из стихотворения. В чем любовь и радость лирического героя находят свое воплощение? (в песне)

…не знаю сам, что буду

петь, но только песня зреет

- Таким образом, песня - высшая точка радости. Это открывает нам, пожалуй, самую яркую особенность лирики А.Фета - музыкальность. Поэт считал, что лирика и музыка не просто родственны, а не раздельны. Вот что написал по этому поводу:

«Все вековечные поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина включительно - в сущности - музыкальные произведения - песни».

- Фет использовал специальные, звуковые приемы художественной изобразительности

- А какие звуковые средства художественной изобразительности мы знаем? (аллитерация, ассонанс)

- Стихи А.Фета с легкостью ложатся на музыку, становясь песнями, романсами. Написанное в 1842 году стихотворение «На заре ты ее не буди…» стало первым стихотворением А.Фета, положенным на музыку. Сделал это композитор Александр Егорович Варламов. Романс получил широчайшую известность, его распевали по всей России. У нас есть возможность прослушать его в исполнении вашего одноклассника.

(Исполнение романса «На заре ты ее не буди…»)

- П.И. Чайковский называл Фета «поэтом - музыкантом»

5. Объяснение нового материала

- Но стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов.

Импрессионизм (фр. impression - впечатление) - направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений.


- Запишем определение в тетрадях


Импрессионизм как художественное направление возник и сформировался изначально в живописи.

(Просмотр слайдов с репродукциями картин художников-импрессионистов)

- Идеи импрессионизма также нашли свое воплощение в музыкальных и литературных произведениях, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной форме, как отражение своих впечатлений.

- Закат и восход солнца, пение птиц, снег - это лишь констатация фактов, а кровавый закат, весенний рассвет, звенящие трели соловья, искристый снег - это воздействие на чувства читателей.

- Первый снег… Кто-то представит как снежинки опускаются в лужу у подъезда и исчезают в ней, кто-то вспомнит ватные хлопья, тяжело падающие в сумерках сверху.

В этом состоит разница восприятия. Поэтому каждому читателю кажется, что стихи написаны именно для него, про него.

- Ярким примером стихотворения Фета, написанного в стиле импрессионизма является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» (1850), которое стало в свое время настоящим литературным скандалом. Это стихотворение написано в 1850 году и напечатано в журнале «Москвитянин»

(Чтение стихотворения «Шепот, робкое дыханье…» учащимся)

- Откройте книги с текстами, проанализируем стихотворение «Шепот, робкое дыхание…»


- Как вы думаете, о чём это стихотворение?

- В чём параллелизм стихотворения? (мир природы и мир человека)

- Какие морфологические особенности стихотворения вы заметили? (нет глаголов)

- Какие синтаксические особенности? (только назывные предложения)

- Какие неожиданные ассоциации использует А.Фет в своем стихотворении? (свет ночной)

- Какие изобразительные средства использует автор? (олицетворение «сонного ручья», эпитеты «робкое дыханье», «пурпур розы», «волшебные изменения», «дымные тучки», метафора «серебро ручья»)

- Особое место занимает метафора «заря». Чем, по-вашему, является эта метафора в контексте стихотворения? (заря не только природное явление, это высшее выражение чувства, свет любви)

- После издания стихотворения появилось много пародий на него. Правда, пародии отражали лишь формальные стороны поэтики Фета, не касаясь сути. Вот одна из них:

Звуки музыки и трели,-

Трели соловья,

И под липами густыми

И она, и я.

И она, и я, и трели,

Небо и луна,

Трели, я, она и небо.

Небо и она.

Николай Вормс

В этой пародии подчеркивается якобы бессодержательность стихотворения Фета.

А в этой пародии автор Минаев сыграл на контрасте между биографией Фета (13 лет офицерской службы) и его творчеством:

Топот, радостное ржание,

Стройный эскадрон,

Трель горниста, колыханье

Вьющихся знамен…

Амуниция в порядке,

Отблеск серебра,-

И марш-марш во все лопатки,

И ура, ура!

- А народнической критики Н. К. Михайловский, например, иронически замечал: «Фет, ведь это «шепот, робкое дыханье, трели соловья», безглагольное стихотворение, безначальный конец, бесконечное начало, словом, нечто архипоэтическое».

- А.Фет - поэт «чистого искусства». Цель поэзии для него - сама поэзия. А.Фет считал, что главная функция искусства - эстетическая, он никогда не писал стихов на политические темы. Многие были не согласны с подобным отношением к творчеству. Например, Н.А. Некрасов считал, что поэзия должна воспитывать в читателях граждан, говорить о житейском, откликаться на злободневные, актуальные общественные проблемы.

- Послушайте, как высказался об этой ситуации Ф.М.Достоевский:

«Представьте себе, что в каком-то городе произошло стихийное бедствие. Жители в отчаянии, они поражены, обезумели от ужаса. Утром следующего дня в городе выходит очередной номер газеты. Несчастные надеются, что в ней есть сведения о погибших, пропавших без вести. Но на самом видном месте газетного листа напечатано: «Шепот, робкое дыханье…». Что должны были бы сделать горожане с автором стихотворения? Поэта они б казнили, а через 50 лет поставили б ему на площади памятник за его удивительные стихи… Конечно, кто-то должен помогать нам разбираться в сумятице повседневной жизни. Но в равной мере кто-то должен хранить священный огонь поэзии».

- Это мнение Ф.М. Достоевского. А каково ваше мнение? На дом вам было задано письменно ответить на вопрос «Согласны ли вы с позицией А.А. Фета о назначении поэта и поэзии?» Зачитайте свои рассуждения, аргументируя свою точку зрения.

(Чтение сочинений-миниатюр учащимися)

6. Обобщение изученного на уроке

- Беспристрастное время все расставило по свои местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии шестидесятых годов 19 века? Кто знает поэтов, пародировавших Фета? Только узкие специалисты. А поэзия Фета все также свежа, удивительна и неповторима. Она волнует, будоражит, вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души. Наш урок я хочу закончить словами В.Я. Брюсова о А.Фете:

«Он - высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли»

7. Домашнее задание

- Написать сочинение «Импрессионизм в поэзии А.А. Фета»









© 2010-2022