Модульная технология обучения на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модульная технология обучения как средство развития познавательной и личностной сферы учащихся на уроках русского языка

Технология модульного обучения, как личностно-ориентированная, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в развитии познавательной и личностной сферы учащихся.

Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Из положительных аспектов данной технологии можно выделить следующие:

  • жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение ученика с постепенным погружением в детали циклов;

  • индивидуальный темп обучения, адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний и темпа усвоения;

  • обязательный самоконтроль;

  • формирование ориентировочной основы действий;

  • гибкое управление обучением;

  • рефлексивный подход

Организация работы по модульной технологии на уроках русского языка

Как и любая педагогическая технология, модульная предполагает целенаправленный процесс проектирования содержания, способов деятельности специально организованными средствами для достижения прогнозируемого результата.

Своей задачей на уроках я вижу создание особых условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его зоне ближайшего развития. Чтобы реализовать данную систему, в своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

  • не навредить ученику;

  • дать установку на успех;

  • признать всеобщую талантливость с учетом неизбежности перемен, согласно чему суждение о человеке не может быть окончательным;

  • снять тревожность, страх перед "двойкой", напряженность в отношениях учителя и ученика;

Отсюда основные правила работы:

  • не сравнивать детей друг с другом;

  • сравнивать успехи ученика с его личными результатами для установления зоны развития;

  • работа в положительном эмоциональном фоне. Доверительные отношения в системах "учитель-ученик" и "ученик-ученик", отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех, постоянная возможность вовлечения всех в совместную учебную деятельность с учетом интереса каждого способствует успешности обучения.

Идея модульной технологии, ее внедрение в учебный процесс предполагает почти самостоятельное усвоение учеником учебного материала при работе с модулем.

На промежуточных этапах работы над модулем я не столько контролирую работу учащихся, сколько устанавливаю степень усвоения изучаемого материала и помогаю учащимся скорректировать свою учебную деятельность.

"Технологичность процесса" заключается в повторяемости работы над модулями при разнообразии содержания и емкости модулей, чем в конечном итоге и вырабатывается осознаваемый учащимися механизм управления своей самостоятельной учебной деятельностью.

Фактором упрощения внедрения модульной технологии является разделение класса на подгруппы, что даёт возможность осуществить преобразующую, консультирующую и коррекционную функцию учителя, направленную на оказание индивидуальной помощи каждому ученику.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках модульной технологии по определённому разделу русского языка имеет следующую примерную схему:

1-й урок - Осознание структуры темы, установка на работу.

2-й - 3-й уроки - Вводная лекция, объединяющая несколько параграфов, составление опорного конспекта.

4-й урок - Семинар-практикум качественных и количественных заданий, консультация по теории и отработка алгоритмов.

5-й урок - Практические, лабораторные работы по теме.

6-й урок - Зачёт-контроль знаний.

7-й урок - Контрольная работа.

8-й урок - конкурс, игра, викторина и т.д.

С целью отслеживания итогов образовательного процесса и отдельных его этапов необходимо иметь четкое представление о плодах совместной деятельности учителя и ученика. Очень важным здесь видится этап предвосхищения результата, его прогнозирования. Исходя из этого, при разработке уроков стараюсь придерживаться следующей схемы:

  • изучаю имеющиеся источники информации.

  • оцениваю стартовые возможности учащихся для изучения новой темы (входной тест).

  • осуществляю диагностическое целеполагание (отбираю учебные элементы, определяю цели их изучения и инструменты для контроля и самоконтроля).

  • определяю объём работы, которую будут выполнять ученики.

  • планирую управление деятельностью учеников.

  • разрабатываю промежуточные и итоговые тесты для проверки знаний.

Деятельность по использованию модульной технологии на уроках русского языка с новейшими техническими средствами обучения осуществляется мною в следующей последовательности:

- знакомство на этапе изучения

  1. Изучение литературы, методических пособий и опыта коллег по разработке модульных программ.

  2. Знакомство с научно-методическими основами модульного обучения профессора Третьякова П.И. "Передовые технологии в учебном процессе".

- применение, адаптация на этапе практики

  1. Использование методических разработок уроков по модульной технологии, их корректировка;

  2. Проведение контрольных срезов с целью определения уровня обученности в начале экспериментальной деятельности.

  3. Обработка результатов проведенных срезов, их диагностический анализ.

  4. Анкетирование учащихся с целью выявления степени удовлетворенности модульной организацией процесса обучения русскому языку.

  5. Осмысление и внесение собственных элементов

  6. Разработка модульных уроков по русскому языку;

  7. Участие в семинарах по тематике инноваций в образовании.

Одной из важнейших целей любой педагогической технологии и задачей, стоящей перед школой, является повышение качества обучения и воспитания учащихся. Качество обучения отражает состояние и результативность учебного процесса. Критериями оценки результатов обучения определены: уровень обученности учащихся, их личностное развитие, здоровый образ жизни. Показателем обученности учащихся является степень усвоения учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов, динамика результатов учебной деятельности учащихся за определенный период обучения, сформированность у них общеучебных умений и навыков, а также результаты участия в олимпиадах, конференциях и т.д.

Достаточно высокий уровень результативности процесса обучения, успехи учащихся, обучаемых по модульной технологии, свидетельствуют об эффективности её применения на уроках русского языка. Качественный характер изменений находит выражение в повышении качества знаний учащихся.

Проведенная оценка результатов обучения с использованием модульной системы организации учебно-воспитательного процесса свидетельствует об эффективности проводимой работы.

Опыт работы по использованию технологии модульного обучения позволяет сделать следующие выводы:

  • Неоспоримо достоинство данной технологии в возможном перераспределении учебного времени, выигрыш которого за счет ускоренного прохождения обязательной теоретической части модуля позволяет значительно увеличить объем заданий, дает возможность углубленно рассмотреть некоторые разделы курса русского языка, провести нестандартные занятия, что сказывается на прочности усвоения знаний и активизации познавательной деятельности учащихся.

  • Наиболее эффективна работа по данной технологии в старших классах, где мотивация учебной деятельности высока, у учащихся достаточно сформированы познавательные мотивы, самоконтроль, умение сосредоточиться.

  • Сложностью в применении модульной технологии является отсутствие соответствующего дидактического обеспечения, необходимость подбора, составления заданий разных уровней сложности, изготовление раздаточного материала, тестовых заданий, разработка модулей к отдельным урокам. Это требует больших затрат времени. Положительный результат виден сразу. Работать интереснее, но значительно сложнее.

  • Учащиеся достигают определенного уровня осознанного отношения к учению, трудолюбия, самодисциплины.

  • Обязательным условием успешного применения модульной технологии является личный собственный опыт творческой деятельности по ее реализации.

Технология модульного обучения является адаптивной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности учащихся и учителей. Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии - подготовки способных, увлеченных людей.

Библиографический список.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии -М., 1996г.

Кларин И.П. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках - М., Арена, 1994г.

Левитес Д.П. Современные образовательные технологии - Новосибирск, 1999г.

Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн., Новая школа, 2001г.

Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шыбанова Г.М. Управление образовательными.- Москва: "Академия" 2005.

© 2010-2022