- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему БСП со значением перечисления (9 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему БСП со значением перечисления (9 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кримарчук Н.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок
Класс 9 А, Б, В
Класс 9А - 05.03 9Б - 05.03 9В- 04.03
Тема: БСП со значением перечисления.
Цели урока:
Образовательные:
-
систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
-
формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;
-
углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;
продолжить работу по подготовке к ГИА.
Развивающие:
-
развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
-
развивать умения создавать схемы БСП;
-
развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
-
развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
-
воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;
-
воспитывать интерес и любовь к русской литературе, уважение к творчеству великих писателей;
-
воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.
Ход урока
-
Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).
-
Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.
-
Слайд 1 - тема урока (Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления).
-
Слайд 2 - цели урока: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:
• систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
• совершенствовать знания о характере смысловых отношений между частями БСП;
• развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
• развивать умения создавать схемы БСП.
-
Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.
-
Слайд 3 - повторение теоретического материала.
Ответить на вопросы:
-
Какие существуют типы сложных предложений?
-
Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от других видов сложных предложений?
-
Какие знаки препинания употребляются в БСП?
-
От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?
-
При каком значении в БСП ставится запятая или точка с запятой?
-
При каком значении в БСП ставится двоеточие?
-
При каком значении в БСП ставится тире?
-
Слайд 4 - проверка домашнего задания
Учащиеся зачитывают свои творческие задания, написанные к тексту изложения.
-
Изучение нового материала.
-
Работа с учебником (параграф 26):
- прочитать теоретический материал;
- ответить на вопросы: (Слайд 5)
• Какая интонация характерна для БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?
• Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?
• Когда в таком предложении ставится запятая?
• Когда в таком предложении ставится точка с запятой?
-
Объяснение учителя.
Трудность выбора между запятой и точкой с запятой для разделения частей БСП заключается в том, что смысловые отношения, которые определяют постановку данных знаков препинания одинаковые: одновременность или последовательность происходящих событий. Поэтому смысловые отношения в данном случае не могут быть основным признаком дифференциации знаков препинания. На что же необходимо обращать внимание?
-
Рассмотрим два совершенно одинаковых в лексическом плане предложения (Слайд 6).
Темнеет, на поля ложится роса.
Темнеет; на поля ложится роса.
Чем же определяется выбор знаков препинания в них? Исключительно интонацией. Употребление запятой делает речь живой. Смена явлений в природе, тесная связь между ними показывается с помощью перечислительной интонации.
Точка с запятой свидетельствует о замедленном темпе речи, длительных паузах между предложениями, произнесение которых с большей интонационной законченностью делает менее ощутимой связь между ними.
(Обучающиеся читают предложения с правильной интонацией).
Гораздо проще сделать выбор в пользу точки с запятой в том случае, когда бессоюзные предложения состоят из простых предложений, имеющих внутри знаки препинания.
-
Закрепление новой темы. Работа с предложениями. Слайд 7.
Учитель сообщает учащимся, что бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы. Известный русский писатель И.С.Тургенев был непревзойденным мастером художественного изображения русского пейзажа средней полосы России.
Слайд 7 - предложения. Автор - И.С.Тургенев.
(1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.
(2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
(И.С.Тургенев)
-
Выразительное чтение текста обучающимися.
-
Вопросы по тексту:
-
Какова тема текста?
-
Какие картины возникают в воображении при чтении текста?
-
Какова основная мысль текста?
-
Определите стиль текста.
-
Среди предложений 1 - 5 найдите бессоюзные сложные предложения.
-
Напишите номера этих предложений.
Ответ (№2, 5).
-
Синтаксический и пунктуационный анализ БСП.
• Выписать предложения №2, 5, выполнить их синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему.
Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.
Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
-
Слайд 8 - проверка работы.
-
Обобщающий вопрос.
- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания в бессоюзных сложных
предложениях?
Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающими смену впечатлений. Это требует постановки запятой.
В пятом предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко!), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается с помощью точки с запятой.
Физкультминутка
-
Выполнение самостоятельной работы. Расставить знаки препинания. Нарисовать схемы. Раздаточный материал. Слайд 9.
-
Рефлексия. Слайд 10.
Вопросы классу:
-
Когда между частями БСП ставится запятая? (Запятая ставится, если части БСП со значением перечисления тесно связаны между собой по смыслу.)
-
Когда между частями БСП ставится точка с запятой? (Точка с запятой ставится, если части БСП со значением перечисления более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.)
-
Домашнее задание. Слайд 11
ФИО, класс:
Схемы
-
Темнело подмораживало в кухню подавали воду.
-
В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.
-
С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.
-
Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.
-
Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.
ФИО, класс:
Схемы
-
Темнело подмораживало в кухню подавали воду.
-
В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.
-
С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.
-
Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.
-
Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.
ФИО, класс:
Схемы
-
Темнело подмораживало в кухню подавали воду.
-
В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.
-
С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.
-
Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.
-
Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.
ФИО, класс:
Схемы
-
Темнело подмораживало в кухню подавали воду.
-
В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.
-
С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.
-
Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.
-
Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.