Конспект урока по русскому языку на тему БСП со значением перечисления (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

Класс 9 А, Б, В

Класс 9А - 05.03 9Б - 05.03 9В- 04.03

Тема: БСП со значением перечисления.

Цели урока:

Образовательные:

  • систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

  • формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания;

  • углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения;
    продолжить работу по подготовке к ГИА.

Развивающие:

  • развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

  • развивать умения создавать схемы БСП;

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.

  • развитие навыков самостоятельной работы с лингвистическим текстом при изучении нового материала, умений доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии;

  • воспитывать интерес и любовь к русской литературе, уважение к творчеству великих писателей;

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).

  2. Постановка темы и целей урок: запись числа и темы урока в тетрадях.

  1. Слайд 1 - тема урока (Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления).

  2. Слайд 2 - цели урока: знания и умения, которые вы сегодня должны повторить, систематизировать и показать:

• систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;

• совершенствовать знания о характере смысловых отношений между частями БСП;

• развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;

• развивать умения создавать схемы БСП.

  1. Актуализация и систематизация опорных знаний по синтаксису сложных предложений.

  1. Слайд 3 - повторение теоретического материала.

Ответить на вопросы:

  • Какие существуют типы сложных предложений?

  • Чем отличаются бессоюзные сложные предложения от других видов сложных предложений?

  • Какие знаки препинания употребляются в БСП?

  • От чего зависит выбор знаков препинания в БСП?

  • При каком значении в БСП ставится запятая или точка с запятой?

  • При каком значении в БСП ставится двоеточие?

  • При каком значении в БСП ставится тире?

  1. Слайд 4 - проверка домашнего задания

Учащиеся зачитывают свои творческие задания, написанные к тексту изложения.

  1. Изучение нового материала.

  1. Работа с учебником (параграф 26):

- прочитать теоретический материал;

- ответить на вопросы: (Слайд 5)

• Какая интонация характерна для БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?
• Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?

• Когда в таком предложении ставится запятая?

• Когда в таком предложении ставится точка с запятой?

  1. Объяснение учителя.

Трудность выбора между запятой и точкой с запятой для разделения частей БСП заключается в том, что смысловые отношения, которые определяют постановку данных знаков препинания одинаковые: одновременность или последовательность происходящих событий. Поэтому смысловые отношения в данном случае не могут быть основным признаком дифференциации знаков препинания. На что же необходимо обращать внимание?

  1. Рассмотрим два совершенно одинаковых в лексическом плане предложения (Слайд 6).

Темнеет, на поля ложится роса.

Темнеет; на поля ложится роса.

Чем же определяется выбор знаков препинания в них? Исключительно интонацией. Употребление запятой делает речь живой. Смена явлений в природе, тесная связь между ними показывается с помощью перечислительной интонации.

Точка с запятой свидетельствует о замедленном темпе речи, длительных паузах между предложениями, произнесение которых с большей интонационной законченностью делает менее ощутимой связь между ними.

(Обучающиеся читают предложения с правильной интонацией).

Гораздо проще сделать выбор в пользу точки с запятой в том случае, когда бессоюзные предложения состоят из простых предложений, имеющих внутри знаки препинания.

  1. Закрепление новой темы. Работа с предложениями. Слайд 7.

Учитель сообщает учащимся, что бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описаниях природы. Известный русский писатель И.С.Тургенев был непревзойденным мастером художественного изображения русского пейзажа средней полосы России.

Слайд 7 - предложения. Автор - И.С.Тургенев.

(1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

(2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы.
(И.С.Тургенев)

  1. Выразительное чтение текста обучающимися.

  2. Вопросы по тексту:

  1. Какова тема текста?

  2. Какие картины возникают в воображении при чтении текста?

  3. Какова основная мысль текста?

  4. Определите стиль текста.

  5. Среди предложений 1 - 5 найдите бессоюзные сложные предложения.

  1. Напишите номера этих предложений.

Ответ (№2, 5).

  1. Синтаксический и пунктуационный анализ БСП.

• Выписать предложения №2, 5, выполнить их синтаксический и пунктуационный анализ, составить схему.

Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью.

Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

  1. Слайд 8 - проверка работы.

  2. Обобщающий вопрос.

- Чем объясняются различия в постановке знаков препинания в бессоюзных сложных
предложениях?
Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающими смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В пятом предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко!), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается с помощью точки с запятой.


Физкультминутка


  1. Выполнение самостоятельной работы. Расставить знаки препинания. Нарисовать схемы. Раздаточный материал. Слайд 9.

  2. Рефлексия. Слайд 10.

Вопросы классу:

  1. Когда между частями БСП ставится запятая? (Запятая ставится, если части БСП со значением перечисления тесно связаны между собой по смыслу.)

  2. Когда между частями БСП ставится точка с запятой? (Точка с запятой ставится, если части БСП со значением перечисления более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые.)

  1. Домашнее задание. Слайд 11










































ФИО, класс:

Схемы

  1. Темнело подмораживало в кухню подавали воду.


  1. В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.


  1. С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.


  1. Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.


  1. Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.

ФИО, класс:

Схемы

  1. Темнело подмораживало в кухню подавали воду.


  1. В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.


  1. С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.


  1. Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.


  1. Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.

ФИО, класс:

Схемы

  1. Темнело подмораживало в кухню подавали воду.


  1. В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.


  1. С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.


  1. Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.


  1. Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.

ФИО, класс:

Схемы

  1. Темнело подмораживало в кухню подавали воду.


  1. В водоемах журчала и плескалась прозрачная вода из красивых ваз висевших в воздухе между деревьями спускались гирляндами вниз вьющиеся растения.


  1. С детства тянуло далекое и неведомое всегда хотелось куда-то и на чем-нибудь уехать.


  1. Глубоко внизу бежала под ветром люцерна сверху наваливалась жаркая синева у самой щеки шелестели листья.


  1. Лицо было бледное и суровое совсем как бы застывшее недвижимое брови немного сдвинуты и нахмурены.



© 2010-2022