- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-конференция «Мы дети твои, дорогая Земля»
Урок-конференция «Мы дети твои, дорогая Земля»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаблакова С.С. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок - конференция
« Мы дети твои, дорогая Земля»
Цель урока:
-
Показать учащимся уникальную ценность видового разнообразия жизни на планете, не сводимую, как это часто практикуется, только к практическому значению. Опираясь на знания учащихся об универсальных ценностных свойствах живых существ, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека.
-
Показать, каким образом экологическая тема отражается в творчестве поэтов, писателей, художников.
-
Формирование навыков выразительного чтения, устного описания картин, приобщения учащихся к лучшим образцам художественного слова.
Оборудование:
-
На доске репродукция картин природы, экологические плакаты.
-
На столе композиции на экологическую тематику.
Сценарий урока - конференции « Мы дети твои, дорогая Земля »
Зал украшен плакатами, высказываниями писателей, учёных, газетами, цветами.
На фоне тихо звучащей музыки учащийся читает стихотворение « Монолог природы »
Я - Природа. Я - великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебе за соучастье
Подарить - в моей всё это власти !
Гриб в лесу, ромашку на лугу.
Небо в час восхода и заката,
Иву над рекой…
И, наконец,
Солнцем просалённый, рыжеватый.
Хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, моё уменье
Не прими за дань: Я не раба.
Не забудь: ты сам - моё творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос! Ты простился с детством
Шире - что ни год - твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Мы с тобой дорогою одною
Катились - ни часа врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною.
Как не можешь быть и вне меня.
Учитель биологии: Ребята, давайте ещё раз вдумаемся в строки стихотворения, напоминание Природы, обращённое к человеку, к людям: « … Я не раба… Не забудь: ты сам - моё творенье и у нас с тобой одна судьба… »
Это единство стало объектом пристального внимания в 20 веке, но люди задумались над ним много веков назад. Так, в 1773 году президент Лондонского королевского общества Прингль заявил, что в природе не существует бесполезных растений: « Начиная с величественного дуба и кончая самой последней пылинкой, всё полезно для человека… Человек вносит в биосферу мысль, разум, благодаря чему возникает ноосфера, т.е. сфера разума, наличие которой отличает человечество от сообщества всех других живых организмов на земле.»
Учитель литературы: Итак, сфера разума отличает человечество от сообщества других живых организмов на земле. Но человек почему - то стал терять разум, перестал прислушиваться к предостережениям матери - природы.
В мир атома таинственный проник я,
Стал на Луну полёт мне по плечу.
Я захочу - моря, шумя, возникнут,
Сместятся горы, если захочу.
И, вспомнив об ушедших поколеньях,
Что в страхе тёмном проводили дни,
Воскликнул я: « Природа, на колени!
Мне, покоряясь, голову склони!»
Учитель биологии: Природа и человек - неразделимые понятия… И когда человек забывает об этом, возникает конфликт. Угроза экологической катастрофы возникает от неразумного отношения к своей земле, к своей кормилице. Эта угроза осознается людьми недостаточно серьёзно. Убедить людей прислушаться к мудрому зову природы стремились учёные и писатели, учителя - все, кому дорог наш дом - Земля.
Учитель литературы: Замирая « перед ликом священной природы», мы говорим: « Мы - дети Галактики. Но самое главное - мы дети твои, дорогая Земля!»
Цель нашего необычного урока - показать, откуда и почему грозит экологическая катастрофа, и как мы, люди, можем и должны избежать её. Вслушайтесь внимательно в предупреждающий голос Природы:
Мой сын, опомнись!
Подумай только, разве можно мать,
Ногою попирая, покорять?
Ведь ей нужны вниманье, помощь!
Каких бы ни достигнул ты высот там,
Но - сколок ты природы, часть моя.
В сознании твоём, как будто в сотах,
Накоплен мёд познанья бытия.
Так через мозг могучий, человечий
Я, Мать - природа познаю себя.
Я без тебя - немой язык без речи,
А без меня и вовсе нет тебя.
Беседа с учащимися: Вопросы для обсуждения материала о лесе:
-
Какое значение имеют зелёные насаждения ( лес ) в природе и для человека? ( место обитания для других органоидов, осуществляется обмен веществ в природе, водообмен, источник энергии, растения используются как лекарства, в производстве, эстетических наслаждениях и т.д., а также « лёгкие нашей планеты ».)
-
Как вы понимаете фразу « лес - лёгкие нашей планеты»? ( является одним из основных источников кислорода в атмосфере )
-
В результате какого процесса освобождается свободный кислород? ( фотосинтез )
-
Какие вещества образуются в ходе фотосинтеза и какое значение имеют? ( органические вещества, служат источником энергии для живых организмов )
Учитель литературы: Ещё в прошлом веке русские классики заговорили о симптомах того явления, которое получило название « экологический кризис ». Горечь и обида за тот « непорядок, который наблюдается в природе, звучал в рассказах А.П.Чехова « Скрипка Ротшильда» и « Свирель».В романе «Подросток» Ф.М.Достоевский с горькой иронией замечал: «Нынче обезлесят Россию, истощают почву. Явись человек с надеждой и посади дерево - все засмеются: «Разве ты до него доживёшь»».
Доктор Астров в пьесе А.П.Чехова « Дядя Ваня» продолжает эту тему: « Ну, я допускаю, руби леса из нужды, ну зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опусташаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё бледнее и безобразней ».
По мнению Чехова, лес не только украшает землю, но и учит человека понимать прекрасное, делает душу мягче, нежнее. Оскудение природы, истребление леса писатель увязывает с духовной деградацией человека, утратой нравственных ценностей.
(Доклад учащихся о проблеме лесов)
Моих лесов зелёные массивы
Планете щедро дарит кислород,
Без них исчезнет жизнь, и люд умрёт,
За них вы мне должны сказать спасибо.
Материи устройству удивитесь!
Луч солнца, хлорофилл - и вот итог:
В листве вступает в силу фотосинтез -
Всего живого на земле исток.
Мой сын, не всё потеряно. Есть время
В лесах, долинах и на склонах гор -
Везде, где разгулялся твой топор, -
С любовью, не ленясь, сажай деревья.
Пусть кактусы украсят Атакам,
Оазисы в Сахаре расцветут,
Пусть в хлеб пшеничный превращая камень,
Планету всюду обновляет труд.
И пусть она вращается нескоро,
На солнце нежась, яркая в цветах
В дремучих джунглях и сосновых борах,
В лимонных рощах, парках и садах!
Да будет так. Но, лишена покоя,
Опять трублю я, слышима везде,
С каждым днём, с каждым месяцем, не скрою,
Во мне растёт тревога о воде.
Учитель биологии: Да, колыбелью жизни является вода, т.к. первые живые организмы зародились в воде. И сегодня в жизни живых организмов вода имеет огромное значение. На каждого человека приходится примерно по 250 млн.тонн воды, 94% этого объёма составляют солёные воды Мирового океана, И лишь 2% - это пресная вода. Итак, почему так тревожно звучит голос матери - Природы:
« С каждым днём, с каждым месяцем не скрою,
Во мне растёт тревога о воде».
( Беседа с учащимися о воде): Вопросы для обсуждения материала о воде
-
В каком состоянии находится вода на нашей планете? (газообразное, жидкое, твёрдое)
-
Равномерно ли распределение водных ресурсов на планете? (нет, примерное соотношение солёной и пресной воды: 98% - 2%)
-
Какова биологическая роль воды? (среда обитания, клетки организмов приблизительно на 8% состоят из воды, место протекания большинства химических реакций, хороший растворитель. Способствует терморегуляции в организме, передвижение различных веществ в клетке, транспортные функции, в растениях обеспечиваются за счёт воды).
Учитель литературы: Послушайте, как эта проблема нашла отражение в экологической поэзии:
- Тревога о воде? - воскликнул я, заспоря,-
В морях и океанах, на земле
Воды, как говорится, в переборе,
И это хорошо известно мне…
- Э, нет! - прервал меня сердито сразу
Тут голос, в голосе - сквозящий лёд -
Ну, разве я толкую о запасах
Солёных мощных океанских вод?
Кому поют хвалу в согласной песне
Леса, травинки малые, сады?
Я говорю, конечно же, о пресной
Воде. Нет жизни без неё, воды,
Без той, в ключах журчащей иль озёрной,
Глубинной или тёплой дождевой,
Без той, речной - равнинной или горной -
Той, что в природе названа живой.
Что сделали с рекою нибелунгов
Потомки их? О Рейне речь моя.
Блистал красою в мире он подлунном,
Теперь в реке отравлена струя.
Но толку нет в пустом и жалком всхлипе,
Бездействие влечёт всегда беду.
Мутны от сбросов волны Миссисипи,
И в Ладоге загрязнена вода.
Учитель биологии: Да, ещё в 70 - е годы были обнародованы ужасные факты: одна река Рейн выносит в море ежегодно 3,150 т хрома, 1,520 т меди, 12, 300 т цинка, 70,000 т ртути, 205 т мышьяка. А в одну приморскую речку Раздольную, что протекает близ Уссурийска, только за 1 год было сброшено 939 т взвешенных частиц, 86 т нефтепродуктов, 24,000 т хлорида, 10,000 т растворимых солей. А что происходит с нашей важнейшей водной артерией?
( Доклад учащихся о Доне)
Учащийся: Озеро Байкал - одно из природных чудес мира, в нём сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды. Ширина озера - от 25 до 85 км; наибольшая глубина - 1,625 м. Байкал - самое глубокое озеро в мире. Самое большое скопление пресной воды и очень чистой. Байкал славится животным и растительным миром. Многие виды организмов, обитающие в нём, больше нигде не встречаются. Но и Байкал не остался в стороне от цивилизации, грозящей ему бедой.
Учащийся:
Байкал то тих, то в бурной пене белой
Сослужит ещё службу он стране:
Воды в нём пресной - для Державы целой
Подумать стоит о грядущем дне!
Мелеют реки, речки высыхают.
Кто виноват, кому предъявлен счёт?
А дело в том, что часто вырубают
В верховьях лес, что гибель и несёт.
Или, сплеча, осушат вдруг болотце,
В юолотце - то начало брал ручей.
Болотцем дорожить бы, как колодцем,
И охранять колхозом, без речей.
А катера и лодки, что с мотором?
На речках малых стон от них стоит.
Где вёсла и где парус, о которых,
Как и про лошадь, вспомнить надлежит?
Учитель литературы: Известные русские писатели, узнав о беде, грозящей великим рекам и озёрам, забили в набат, подняли тревогу. Послушайте, как пишет о Байкале В.Т.Распутин. ( Зачитывает В.Распутин «Байкал»)
Учитель биологии: Воздух - наш отец. Вода - наша мать. Земля - наш дом. Настало время сказать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике; что наша земля - одинокий цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. Природа вновь напоминает нам об этом.
Учащийся:
Его неисчерпаемым, бескрайним
Считают люди испокон веков.
Но и ему наносят нынче раны,
А сколько их - спроси у облаков.
И у дождей спроси, и у туманов,
И на заре спроси у росных трав…
Чтоб истина сияла без обмана,
Умей виниться, если ты неправ.
Хочу землянам вовремя напомнить
Чтобы глаза не застилал туман:
Над атмосферой, словно щит огромный,
Есть слой ещё - озоновый экран.
Луч солнца мощный ультрафиолетовый -
Теряет он на нём палящий жар.
А так бы землю - без экрана этого -
Сжёг смертоносный, гибельный пожар.
И Бог вас упаси на нём дырявить
Проёмы термоядерным теплом
От взрывов. Если так - вам солнце явит
Свой гнев верховный огненным лучом.
Учитель биологии: А что можно сказать об атмосфере, окружающей нас?
Учащийся: Доклад об атмосфере
Учащийся:
И потому
Не голубые росы,
А горькие слезинки на ветвях -
Ночами плачут белые берёзы! -
Не о себе,
О наших сыновьях,
Как будто знают, что сегодня людям
Вопрос, но и ответ необходим:
Чьим воздухом живём?
Чей хлеб едим?
Что с внуками и с правнуками будет?
Учитель биологии: Конечно, заботясь о людях, о их жизни. Необходимо проводить разъяснительную работу о бережном отношении к природе, к тому, что нас окружает. Ведь очень многое зависит от человека. Заботясь о сохранении редких видов животных и растений, люди организовывают заповедники.
Беседа с учащимися: Вопросы к «Красной книге»
-
Что такое «Красная книга»? ( Это важнейшая книга, содержащая описание современного состояния редких видов, причин их бедственного положения и основные меры по их спасению).
-
Какова структура «Красной книги»? ( Она состоит из разделов, включающих организмы, относящиеся к разным категориям).
-
Какие существуют «Красные книги»? (Международные, федеративные, региональные, областные ( местные) ).
( Доклады учащихся о заповедниках и «Красной книге».)
Учитель литературы: В докладе, прочитанном в Гетеборге на симпозиуме «человек и природа», В.Солоухин констатировал: «К сожалению, столь ранними как биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и, значит, личного, один на один, интимного, я бы сказал, общения человека с природой, с красотой нашей земли… Человек и жил среди природы, и постоянно общался с ней с самого начала, причём именно сначала существовало два аспекта в отношениях человека к окружающей природе: польза и красота. Природа кормила, поила, одевала человека, но она же, с её волнующей, божественной красотой, всегда влияла на его душу, порождая в душе удивление, преклонение и восторг».
Учащиеся читают стихи о природе:
-
Ф.Тютчев « Не то, что мните вы, природа».
-
А.Фет « Учись у них. У дуба и берёзы».
-
Н.Рубцов «Про зайца».
-
А.Яшин «Люблю всё живое».
-
С.Купляев « Гуляет ветер в камыше».
Учитель литературы: Мне же очень хочется, чтобы в душе каждого из вас никогда не исчезала боль, тревога за землю, на которой мы живём, чтобы мы жили в согласии с природой.
Чтобы себя и мир спасти
Нам нужно, не теряя годы,
Забыть все культы
И ввести
Непогрешимый культ природы.