Урок-конференция «Мы дети твои, дорогая Земля»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - конференция

« Мы дети твои, дорогая Земля»

Цель урока:

  1. Показать учащимся уникальную ценность видового разнообразия жизни на планете, не сводимую, как это часто практикуется, только к практическому значению. Опираясь на знания учащихся об универсальных ценностных свойствах живых существ, показать, что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека.

  2. Показать, каким образом экологическая тема отражается в творчестве поэтов, писателей, художников.

  3. Формирование навыков выразительного чтения, устного описания картин, приобщения учащихся к лучшим образцам художественного слова.

Оборудование:

  1. На доске репродукция картин природы, экологические плакаты.

  2. На столе композиции на экологическую тематику.

Сценарий урока - конференции « Мы дети твои, дорогая Земля »

Зал украшен плакатами, высказываниями писателей, учёных, газетами, цветами.

На фоне тихо звучащей музыки учащийся читает стихотворение « Монолог природы »

Я - Природа. Я - великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастье

Подарить - в моей всё это власти !

Гриб в лесу, ромашку на лугу.

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой…

И, наконец,

Солнцем просалённый, рыжеватый.

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, моё уменье

Не прими за дань: Я не раба.

Не забудь: ты сам - моё творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос! Ты простился с детством

Шире - что ни год - твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила, береги!

Мы с тобой дорогою одною

Катились - ни часа врозь, ни дня…

И не можешь быть ты надо мною.

Как не можешь быть и вне меня.

Учитель биологии: Ребята, давайте ещё раз вдумаемся в строки стихотворения, напоминание Природы, обращённое к человеку, к людям: « … Я не раба… Не забудь: ты сам - моё творенье и у нас с тобой одна судьба… »

Это единство стало объектом пристального внимания в 20 веке, но люди задумались над ним много веков назад. Так, в 1773 году президент Лондонского королевского общества Прингль заявил, что в природе не существует бесполезных растений: « Начиная с величественного дуба и кончая самой последней пылинкой, всё полезно для человека… Человек вносит в биосферу мысль, разум, благодаря чему возникает ноосфера, т.е. сфера разума, наличие которой отличает человечество от сообщества всех других живых организмов на земле.»

Учитель литературы: Итак, сфера разума отличает человечество от сообщества других живых организмов на земле. Но человек почему - то стал терять разум, перестал прислушиваться к предостережениям матери - природы.

В мир атома таинственный проник я,

Стал на Луну полёт мне по плечу.

Я захочу - моря, шумя, возникнут,

Сместятся горы, если захочу.

И, вспомнив об ушедших поколеньях,

Что в страхе тёмном проводили дни,

Воскликнул я: « Природа, на колени!

Мне, покоряясь, голову склони!»

Учитель биологии: Природа и человек - неразделимые понятия… И когда человек забывает об этом, возникает конфликт. Угроза экологической катастрофы возникает от неразумного отношения к своей земле, к своей кормилице. Эта угроза осознается людьми недостаточно серьёзно. Убедить людей прислушаться к мудрому зову природы стремились учёные и писатели, учителя - все, кому дорог наш дом - Земля.

Учитель литературы: Замирая « перед ликом священной природы», мы говорим: « Мы - дети Галактики. Но самое главное - мы дети твои, дорогая Земля!»

Цель нашего необычного урока - показать, откуда и почему грозит экологическая катастрофа, и как мы, люди, можем и должны избежать её. Вслушайтесь внимательно в предупреждающий голос Природы:

Мой сын, опомнись!

Подумай только, разве можно мать,

Ногою попирая, покорять?

Ведь ей нужны вниманье, помощь!

Каких бы ни достигнул ты высот там,

Но - сколок ты природы, часть моя.

В сознании твоём, как будто в сотах,

Накоплен мёд познанья бытия.

Так через мозг могучий, человечий

Я, Мать - природа познаю себя.

Я без тебя - немой язык без речи,

А без меня и вовсе нет тебя.



Беседа с учащимися: Вопросы для обсуждения материала о лесе:

  1. Какое значение имеют зелёные насаждения ( лес ) в природе и для человека? ( место обитания для других органоидов, осуществляется обмен веществ в природе, водообмен, источник энергии, растения используются как лекарства, в производстве, эстетических наслаждениях и т.д., а также « лёгкие нашей планеты ».)

  2. Как вы понимаете фразу « лес - лёгкие нашей планеты»? ( является одним из основных источников кислорода в атмосфере )

  3. В результате какого процесса освобождается свободный кислород? ( фотосинтез )

  4. Какие вещества образуются в ходе фотосинтеза и какое значение имеют? ( органические вещества, служат источником энергии для живых организмов )

Учитель литературы: Ещё в прошлом веке русские классики заговорили о симптомах того явления, которое получило название « экологический кризис ». Горечь и обида за тот « непорядок, который наблюдается в природе, звучал в рассказах А.П.Чехова « Скрипка Ротшильда» и « Свирель».В романе «Подросток» Ф.М.Достоевский с горькой иронией замечал: «Нынче обезлесят Россию, истощают почву. Явись человек с надеждой и посади дерево - все засмеются: «Разве ты до него доживёшь»».

Доктор Астров в пьесе А.П.Чехова « Дядя Ваня» продолжает эту тему: « Ну, я допускаю, руби леса из нужды, ну зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опусташаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи… Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё бледнее и безобразней ».

По мнению Чехова, лес не только украшает землю, но и учит человека понимать прекрасное, делает душу мягче, нежнее. Оскудение природы, истребление леса писатель увязывает с духовной деградацией человека, утратой нравственных ценностей.

(Доклад учащихся о проблеме лесов)

Моих лесов зелёные массивы

Планете щедро дарит кислород,

Без них исчезнет жизнь, и люд умрёт,

За них вы мне должны сказать спасибо.

Материи устройству удивитесь!

Луч солнца, хлорофилл - и вот итог:

В листве вступает в силу фотосинтез -

Всего живого на земле исток.

Мой сын, не всё потеряно. Есть время

В лесах, долинах и на склонах гор -

Везде, где разгулялся твой топор, -

С любовью, не ленясь, сажай деревья.

Пусть кактусы украсят Атакам,

Оазисы в Сахаре расцветут,

Пусть в хлеб пшеничный превращая камень,

Планету всюду обновляет труд.

И пусть она вращается нескоро,

На солнце нежась, яркая в цветах

В дремучих джунглях и сосновых борах,

В лимонных рощах, парках и садах!

Да будет так. Но, лишена покоя,

Опять трублю я, слышима везде,

С каждым днём, с каждым месяцем, не скрою,

Во мне растёт тревога о воде.

Учитель биологии: Да, колыбелью жизни является вода, т.к. первые живые организмы зародились в воде. И сегодня в жизни живых организмов вода имеет огромное значение. На каждого человека приходится примерно по 250 млн.тонн воды, 94% этого объёма составляют солёные воды Мирового океана, И лишь 2% - это пресная вода. Итак, почему так тревожно звучит голос матери - Природы:

« С каждым днём, с каждым месяцем не скрою,

Во мне растёт тревога о воде».

( Беседа с учащимися о воде): Вопросы для обсуждения материала о воде

  1. В каком состоянии находится вода на нашей планете? (газообразное, жидкое, твёрдое)

  2. Равномерно ли распределение водных ресурсов на планете? (нет, примерное соотношение солёной и пресной воды: 98% - 2%)

  3. Какова биологическая роль воды? (среда обитания, клетки организмов приблизительно на 8% состоят из воды, место протекания большинства химических реакций, хороший растворитель. Способствует терморегуляции в организме, передвижение различных веществ в клетке, транспортные функции, в растениях обеспечиваются за счёт воды).

Учитель литературы: Послушайте, как эта проблема нашла отражение в экологической поэзии:

- Тревога о воде? - воскликнул я, заспоря,-

В морях и океанах, на земле

Воды, как говорится, в переборе,

И это хорошо известно мне…

- Э, нет! - прервал меня сердито сразу

Тут голос, в голосе - сквозящий лёд -

Ну, разве я толкую о запасах

Солёных мощных океанских вод?

Кому поют хвалу в согласной песне

Леса, травинки малые, сады?

Я говорю, конечно же, о пресной

Воде. Нет жизни без неё, воды,

Без той, в ключах журчащей иль озёрной,

Глубинной или тёплой дождевой,

Без той, речной - равнинной или горной -

Той, что в природе названа живой.

Что сделали с рекою нибелунгов

Потомки их? О Рейне речь моя.

Блистал красою в мире он подлунном,

Теперь в реке отравлена струя.

Но толку нет в пустом и жалком всхлипе,

Бездействие влечёт всегда беду.

Мутны от сбросов волны Миссисипи,

И в Ладоге загрязнена вода.

Учитель биологии: Да, ещё в 70 - е годы были обнародованы ужасные факты: одна река Рейн выносит в море ежегодно 3,150 т хрома, 1,520 т меди, 12, 300 т цинка, 70,000 т ртути, 205 т мышьяка. А в одну приморскую речку Раздольную, что протекает близ Уссурийска, только за 1 год было сброшено 939 т взвешенных частиц, 86 т нефтепродуктов, 24,000 т хлорида, 10,000 т растворимых солей. А что происходит с нашей важнейшей водной артерией?

( Доклад учащихся о Доне)

Учащийся: Озеро Байкал - одно из природных чудес мира, в нём сосредоточено 20% мировых запасов пресной воды. Ширина озера - от 25 до 85 км; наибольшая глубина - 1,625 м. Байкал - самое глубокое озеро в мире. Самое большое скопление пресной воды и очень чистой. Байкал славится животным и растительным миром. Многие виды организмов, обитающие в нём, больше нигде не встречаются. Но и Байкал не остался в стороне от цивилизации, грозящей ему бедой.

Учащийся:

Байкал то тих, то в бурной пене белой

Сослужит ещё службу он стране:

Воды в нём пресной - для Державы целой

Подумать стоит о грядущем дне!

Мелеют реки, речки высыхают.

Кто виноват, кому предъявлен счёт?

А дело в том, что часто вырубают

В верховьях лес, что гибель и несёт.

Или, сплеча, осушат вдруг болотце,

В юолотце - то начало брал ручей.

Болотцем дорожить бы, как колодцем,

И охранять колхозом, без речей.

А катера и лодки, что с мотором?

На речках малых стон от них стоит.

Где вёсла и где парус, о которых,

Как и про лошадь, вспомнить надлежит?

Учитель литературы: Известные русские писатели, узнав о беде, грозящей великим рекам и озёрам, забили в набат, подняли тревогу. Послушайте, как пишет о Байкале В.Т.Распутин. ( Зачитывает В.Распутин «Байкал»)

Учитель биологии: Воздух - наш отец. Вода - наша мать. Земля - наш дом. Настало время сказать каждому, что мы живём в озоновом одуванчике; что наша земля - одинокий цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца. Природа вновь напоминает нам об этом.

Учащийся:

Его неисчерпаемым, бескрайним

Считают люди испокон веков.

Но и ему наносят нынче раны,

А сколько их - спроси у облаков.

И у дождей спроси, и у туманов,

И на заре спроси у росных трав…

Чтоб истина сияла без обмана,

Умей виниться, если ты неправ.

Хочу землянам вовремя напомнить

Чтобы глаза не застилал туман:

Над атмосферой, словно щит огромный,

Есть слой ещё - озоновый экран.

Луч солнца мощный ультрафиолетовый -

Теряет он на нём палящий жар.

А так бы землю - без экрана этого -

Сжёг смертоносный, гибельный пожар.

И Бог вас упаси на нём дырявить

Проёмы термоядерным теплом

От взрывов. Если так - вам солнце явит

Свой гнев верховный огненным лучом.

Учитель биологии: А что можно сказать об атмосфере, окружающей нас?

Учащийся: Доклад об атмосфере

Учащийся:

И потому

Не голубые росы,

А горькие слезинки на ветвях -

Ночами плачут белые берёзы! -

Не о себе,

О наших сыновьях,

Как будто знают, что сегодня людям

Вопрос, но и ответ необходим:

Чьим воздухом живём?

Чей хлеб едим?

Что с внуками и с правнуками будет?

Учитель биологии: Конечно, заботясь о людях, о их жизни. Необходимо проводить разъяснительную работу о бережном отношении к природе, к тому, что нас окружает. Ведь очень многое зависит от человека. Заботясь о сохранении редких видов животных и растений, люди организовывают заповедники.

Беседа с учащимися: Вопросы к «Красной книге»

  1. Что такое «Красная книга»? ( Это важнейшая книга, содержащая описание современного состояния редких видов, причин их бедственного положения и основные меры по их спасению).

  2. Какова структура «Красной книги»? ( Она состоит из разделов, включающих организмы, относящиеся к разным категориям).

  3. Какие существуют «Красные книги»? (Международные, федеративные, региональные, областные ( местные) ).

( Доклады учащихся о заповедниках и «Красной книге».)

Учитель литературы: В докладе, прочитанном в Гетеборге на симпозиуме «человек и природа», В.Солоухин констатировал: «К сожалению, столь ранними как биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и, значит, личного, один на один, интимного, я бы сказал, общения человека с природой, с красотой нашей земли… Человек и жил среди природы, и постоянно общался с ней с самого начала, причём именно сначала существовало два аспекта в отношениях человека к окружающей природе: польза и красота. Природа кормила, поила, одевала человека, но она же, с её волнующей, божественной красотой, всегда влияла на его душу, порождая в душе удивление, преклонение и восторг».

Учащиеся читают стихи о природе:

  1. Ф.Тютчев « Не то, что мните вы, природа».

  2. А.Фет « Учись у них. У дуба и берёзы».

  3. Н.Рубцов «Про зайца».

  4. А.Яшин «Люблю всё живое».

  5. С.Купляев « Гуляет ветер в камыше».

Учитель литературы: Мне же очень хочется, чтобы в душе каждого из вас никогда не исчезала боль, тревога за землю, на которой мы живём, чтобы мы жили в согласии с природой.



Чтобы себя и мир спасти

Нам нужно, не теряя годы,

Забыть все культы

И ввести

Непогрешимый культ природы.



© 2010-2022