Рабочая программа по литературе 6 класс

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе 2006 г. и программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина) под редакцией В.Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2008 г. Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).   Главная цель изучения литературы в современной школе – образование, развитие и воспитание личности обу...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе 2006 г. и программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина) под редакцией В.Я. Коровиной - М.: Просвещение, 2008 г. Авторская программа соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту).

Главная цель изучения литературы в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и своих ценностных приоритетов на основе осмысления литературных процессов.

Задачи изучения литературы в основной школе:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к чтению;

  • Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

  • Освоение знаний о литературных процессах, эстетической и культурологической роли литературы;

  • Обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Сведения о рабочей программе.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Содействует реализации единой концепции литературного образования.

Планируемый уровень подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы ученик должен

Знать/понимать

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • внимательно и вдумчиво читать произведения художественной литературы;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; давать характеристику героев;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, составляет 68 часов в год, т.е. 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса.

Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, комбинированный урок, контроль знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний.

Технология обучения.

Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, ИК-технологии. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Ключевая компетенция обучающихся

Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся

Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная)

Извлекать пользу из опыта.

Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.

Организовывать собственный способ, прием обучения

Социально-трудовая компетенция

Включаться в социально-значимую деятельность.

Оперативно включаться в проекты.

Коммуникативная компетенция

Умение высказывать и отстаивать вою точку зрения.

Овладение навыками неконфликтного общения.

Способность строить и вести общение.

Компетенция в сфере личностной ориентации

Критически относится к тому или иному аспекту.

Уметь противостоять сложностям.

Занимать личную позицию.

Виды и формы контроля.

Фронтальный опрос, контрольная работа, сочинение, тест, сообщения

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

  • Литература: учебник-хрестоматия для 6 кл. общеобразовательных учреждений в 2-х частях / В. И. Коровин и др. - М.: Просвещение, 2009.

  • Читаем, думаем, спорим… дидактические материалы по литературе для 6 кл. / В. Я. Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.

  • Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова .- 2-е изд., испр. и доп. - М.:АЗЪ, 1995. - 928 с.

  • Учебный словарь синонимов русского языка / В. И. Зимин, Л. П. Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384 с.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

  • Поурочные разработки по литературе. 6 класс. / О. Б. Беломестных, М. С. Корнеева, И. В. Золотарева. - М.: Вако, 2009.

  • Методические советы:6 класс./ В.Я.Коровина. - М.:Просвещение,2008.

  • Анализ стихотворения на уроке/ А.М.Марченко. - М.:Просвещение,2008.

Информационно-методическая и Интернет-поддержка:

  1. Журнал «Литература в школе».

  2. Сайт prov.ru (рубрика Литература).





Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.

п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки

Дата

план

факт

1

Писатели- создатели, хранители и любители книги.

Введение

1

Уметь понять авторскую позицию



2-5

Устное народное творчество.

Обрядовый фольклор

Пословицы и поговорки

Русский фольклор

2

1

1

Знать содержание обрядовых песен (по одной из разных времен года); уметь объяснять значение слов» «жито, толокно, серп, лапта, жать»

Знать определение пословиц и поговорок; уметь отличать пословицы о поговорок

Уметь понимать красоту и мудрость русских обрядов



6-7

Древнерусская литература

Д.С. Лихачев, Т.Н. Михельсон статья

Русские летописи. «Сказание о белгородском киселе»

1

1

Знать свойства, события, описываемые в древнерусской лит-ре. Объяснить значение слов: «вече, корчага, поведать»


8-11

Произведения русских писателей 18 века

Русские басни. И.М. Дмитриев «Муха»

И.А. Крылов «Листы и корни»

И.А. Крылов «Осел и соловей», «Ларчик»

Конкурс инсценированной басни

1

1

1

1

Знать определение морали и умение найти её в изучаемой басне

Уметь пересказать статью учебника об И.А. Крылове: анализировать содержание басни

Продолжать анализировать содержание басен; находить мораль; уметь называть пороки человека, которые высмеивают И. Крылов в своих баснях

На основе содержания уметь обобщать и называть отрицательные черты людей, подвергающихся осмеянию



12

Произведения русских писателей 19 века

А.С. Пушкин «Узник»

1

Уметь составлять развернутый план статьи учебника; выразительно читать стихотворение



13

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

1

Уметь определять тему и идею, композицию и её роль в понимании смысла произведения



14

А.С. Пушкин «И. И. Пущину», «Зимняя дорога»

1

Знать художественно-изобразительные средства в создании художественных образов; уметь выразительно читать стих-я



15

А.С. Пушкин

Цикл «Повести Белкина»: « Барышня-крестьянка»

1

Знать сюжет повести; особенность хар-ров героев; уметь дать развернутый ответ-рассуждение с привлечением цитат из текста



16

А.С. Пушкин «Выстрел»

1

Знать композицию повести; уметь передать содержание текста



17

А.С. Пушкин «Дубровский»

1

Уметь находить в произведении эпизоды, несущие основную смысловую нагрузку из-за чего произошел конфликт



18

А.С. Пушкин «Дубровский»

1

Знать обстоятельства, заставившие Вл. Дубровского стать разбойником



19

А.С. Пушкин «Дубровский»

1

Уметь пересказывать эпизод с кольцом (гл. 17), , дворовый человек» объяснять слова: «затворница, аршин, розги



20

Тестирование по творчеству

1



21-24

А.С. Пушкина

М.Ю. Лермонтов «Тучи»

«Листок», «Утес», «На севере диком»

«Три пальмы».

Двухсложные и трёхсложные размеры стиха

Классное сочинение

4

Знать композицию стих-я

« Тучи», уметь находить и определять художественно-изобразительные средства

Уметь понять тему- тему одиночества; знать определение антитезы

Знать и определять 2-х и 3-х сложные размеры стиха. Уметь анализировать стих-е, используя содержание

Уметь проводить анализ стих-я



25-26

И.С. Тургенев

Цикл рассказов «Записки охотника»: «Бежин луг»

2

Уметь понять почему крестьянские дети верили в предания, как картины природы влияют на характеры героев, знать понятие юмора



27

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»

1

Уметь определять тему произведения; знать биографию Н.В. Гоголя



28-29

Ф.И. Тютчев «Листья», «неохотно и несмело», «С поляны коршун поднялся»

2

Знать роль антитезы в стих-и «С поляны коршун поднялся»



30-31

А.А. Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила», «Ещё майская ночь», «Учись у них- у дуба, у березы»

2

Знать основные этапы жизненного пути поэта; уметь анализировать, выразительно читать стихотвор., работать с учебником



32

Контрольная работа

1

Знать название изученных стих-й. уметь выразительно прочитать наизусть



33-34

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

2

Уметь понять композицию стих-я: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций



35

Н.А. Некрасов.

Поэма «Дедушка»

1

Знать содержание статьи К.И. Чуковского о поэме «Дедушка», уметь выразительно читать поэму



36-37

Н.С. Лесков «Левша»

2

Уметь понять содержание произведения; знать определение сказа



38

Н.С. Лесков «Левша»

1

Знать, что такое цитатный план; уметь отбирать необходимый материал для творческой работы



39

А.П. Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия»

1

Знать содержание статьи Чуковского об А.П. Чехове



40

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

1

Уметь инсценировать содержание рассказа



41

Родная природа в стихах русских поэтов 19 века

Я.П. Полонский, Е.А. Баратынский, А.К. Толстой

1

Уметь выразительно читать наизусть стихи



42

Произведения русских писателей 20 века

А.С. Грин « Алые паруса»

1

Уметь понять душевную чистоту главных героев



43

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

1

Уметь находить черты реального и сказочного сказки-были



44-47

М.И. Пришвин «Кладовая солнца»

2

Знать содержание статьи К.И. Чуковского о М.И. Пришвине; уметь разбираться в прочитанном, делать выводы, анализировать эпизоды; повторить элементы сказки-были, уметь создавать образы героев по иллюстрациям художников



48-49

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»

2

Знать биографию писателя; уметь понять сущность нравственных проблем, особенности использования народной речи художественных произведений



50-51

В.Г. Распутин «Уроки французского»

2

Знать биографию писателя; уметь понять нравственные проблемы рассказа; роль учительницы в жизни мальчика



52

Творческая работа по произведению В.П. Астафьева и В.Г. Распутина

1

Знать определение нравственности и как это понятие просматривается при анализе характеров главных героев



53

В.М. Шукшин «Срезал»

1

Уметь понять смысл рассказа



54

Ф.А. Искандер «13 подвиг Геракла»

1

Знать биографию писателя; уметь находить в тексте юмористические эпизоды; уметь определять главную идею



55

Контрольная работа по творчеству Некрасова, Лескова, Чехова, Пришвина

1

Уметь ответить на предложенные вопросы по творчеству указанных авторов



56

Родная природа в русской поэзии 20 века. А. Блок « Летний вечер», С. Есенин « Мелколесье», «Пороша».

1

Знать биографию поэтов; уметь определять средства создания образов, способы выражения чувств в лирике С. Есенина



57

А. Ахматова « Перед весной бывают дни такие»

1

Знать биографию поэта; уметь выразительно читать и анализировать стихотворение



58

Из литературы народов России

К. Кулиев « Каким бы ни был малый мой народ

Г. Тукай « Родная деревня», « Книга».

1

Уметь понять содержание стихов, отвечать на вопросы учебника



59

Из Русской литературы. Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов « Ты помнишь , Алёша , дороги Смоленщины»

Н. И. Рыленков «Бой шел всю ночь»

1

Уметь выразительно читать и анализировать стихи, и отвечать на вопросы учебника



60

Д.С. Самойлов «Сороковые»

А. Лиханов « Последние холода»

1

Уметь выразительно читать и анализировать стихи, и отвечать на вопросы учебника



61-62

Из зарубежной литературы

Мифы Древней Греции «Скотный двор царя Авия», «Герадот», «Легенда об Арионе»

2

Знать содержание мифов; уметь отличать миф от сказки



63

Гомер «Илиада» и «Одиссея»

1

Знать содержание статьи учебника; значение поэта Гомера



64

М. Сервантес «Дон Кихот»

1

Знать биографию писателя; уметь отвечать на вопросы учебника



65

Ф. Шиллер «Перчатка»

1

Знать содержание статьи учебника; уметь выразительно читать «Перчатку» в переводах М.Ю. Лермонтова, и В.А. Жуковского



66

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе»

1

Знать содержание статьи учебника; уметь передать краткое содержание новеллы



67

А. де Сент-Экзюпери

« Маленький принц»

1

Знать содержание статьи учебника: чем интересен и чем не обычен французский писатель, что было самым главным в её книгах



68

Итоговый урок

1

Список литературы для летнего чтения





© 2010-2022