Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы – формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося. Великим ученым ребенок может и не стать, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире  ему научиться необходимо.   Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства.  Социальные проблемы, пр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы - формула роста творческого потенциала и развития учителя и учащегося.

Великим ученым ребенок может и не стать,

а вот самостоятельным человеком,

способным анализировать свои поступки,

поведение, самосовершенствоваться,

реализовывать себя в окружающем мире

ему научиться необходимо.

Постепенно уходит в прошлое эпоха людей-исполнителей, которые, не раздумывая, выполняли указания начальства. Социальные проблемы, проблемы производства, науки, быта людей настолько усложнились, что решить их по чьей-то указке становится всё труднее. Человеку самому приходится думать, искать, оценивать различные варианты действий.

Сегодня образование ориентировано на развитие личности. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

В соответствии с требованиями ГОСО во главу образования ставится личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование. Основная цель образования - научить ученика учиться. Учитель формирует и развивает у ученика способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как её субъектом. Смысл компетентностного подхода к образованию заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

Значительно изменяется и роль учителя. Его главная задача - мотивировать учащихся на проявление самостоятельности. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Среди основополагающих умений и качеств, которыми должен обладать человек XXI века:

  • Творчество и любознательность - способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.

  • Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

  • Умения работать с информацией и медиасредствами - умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами

  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество - способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.

  • Умения ставить и решать проблемы - способность выявлять, анализировать и решать проблемы.

  • Направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

  • Социальная ответственность - способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

Эти высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают педагогов к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению методов проектов. В настоящее время понятие «новые образовательные технологии» не мыслится без метода проектов. Именно в этом и заключается актуальность данной темы.

«...В новых условиях учителю необходимы новые (а может быть, и хорошо забытые старые) методы, позволяющие по-новому организовать процесс учения обучения, взаимоотношения между учителем и учеником»1

Говоря о новых педагогических технологиях, надо всегда иметь в виду, что истинные инновации в области педагогики - чрезвычайно редкое явление. Как правило, это - рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых, старых педагогических истин в иной интерпретации методов и приёмов обучения. Почти все так называемые «новые технологии» - это хорошо забытые старые

Современное общество, вузы в том числе, требуют умения самостоятельно ставить цели, получать информацию, критически анализировать ее, создавать собственные продукты деятельности. А у многих старшеклассников сегодня отсутствуют навыки коллективной деятельности, нацеленной на достижение высоких результатов; нет навыков целеполагания, группового взаимодействия, самооценки, рефлексии, поэтому в настоящее время проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность.

В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Всё, что я знаю, я знаю для чего мне это надо и где и как я могу это применить - это основной тезис современного понимания метода проектов.

Проект в переводе с латыни - брошенный вперёд. Следовательно

  • метод ставит ученика в позицию исследователя, который делает его не потребителем готовых знаний, а участником процесса познания;

  • дает каждому ученику возможность проявить себя, потому что обучение идет предельно конкретно;

  • помогает реализовать свои возможности, потому что ставит ученика в активную позицию;

  • учит прежде других находить ответ на вопрос "как делать?".

А роль учителя - увлечь учащихся, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Моей основной целью при организации проектно-исследовательской работы является формирование у школьников компетенций, определяющих становление личности, отвечающей запросам современного общества.

При этом я ставлю следующие задачи:

  • образовательные: вовлечь учащихся в активную исследовательскую деятельность. В процессе создания проекта сформировать определенные знания, умения по профильному предмету;

  • развивающие: развивать информационные, коммуникативные, организаторские, лидерские навыки;

  • воспитательные: способствовать социализации личности по составляющим: адекватность самооценки, оценивание и анализ деятельности, понимание своей роли в коллективной деятельности.

Любой проект - это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Проектно-исследовательская деятельность позволяет:

- вооружить учащегося необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала;

- научить самостоятельно решать комплексные задачи на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности.

Виды проектов:

  1. Творческий

  2. Ролевой

  3. Информационный

  4. Практически - ориентированный

Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов - от замысла до реализации. Разработка и реализация включает в себя следующие этапы:

  1. Поисковый (до формулировки проблемы) - актуальность, предмет исследования, цель, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Педагог выступает в роли консультанта (поиск информации, её анализ, структурирование)

  2. Аналитический этап - поиск средств самообразования (библиотека, Интернет. СМИ и т.д.)

  3. Практический этап.

  4. Презентационный этап.

  5. Контрольный этап.

Формы предъявления выполненного задания могут быть публикация, буклет, презентация, веб-сайт, альбом, газета, репортаж, программа праздника и т.д.

Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:

- личностно - ориентированно;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и

вовлечённость в работу по мере её выполнения;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в

конкретном деле;

- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель:

- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- поощряет учеников;

- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы

учеников над проектом.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.

А для ребят учение обретает личностный смысл, развивается интерес, волевые качества, осознаются жизненные ценности, корректируется самооценка, улучшаются коммуникативные качества, умения сотрудничать, расширяются интересы, повышается учебная мотивация.

Результат использования метода проектов:

- участия школьников в конференциях и конкурсах различного уровня;

- развитие личностных качеств;

- профильное и профессиональное самоопределение.

(демонстрация успехов учащихся - презентация)

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. Метод проектов, несомненно, перспективен как эффективная форма деятельностного подхода.

Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Таким образом, главные достоинства проектного метода обучения следующие:


  • актуальность.

В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;

  • создание комфортной образовательной среды.

Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;

  • дифференцированный подход.

Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно- ориентированного обучения;

  • использование информационных технологий;

  • формирование исследовательских умений;

  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

Проектное обучение - это полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не вытесняет ее. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае учитель только разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую работу




Литература


  1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.М.: Центр "Педагогический поиск", 2003.-256 с.

  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. -240 с

  3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики./ Под ред. М.Н.Скаткина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982.- 319 с.

  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2002.- 368 с.

  5. Советова Е.В. школа нового поколения. Педсовет. Ростов-на-Дону, 2012.

  6. Фундаментальное ядро содержания общего образовани я. Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

  7. Чернобай Е.В. Технология урока в современной информационной образовательной среде. М.: Просвещение, 2012.




1

© 2010-2022