Контрольные диктанты с дополнительными заданиями (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Контрольные диктанты с дополнительными заданиями

(по пособию Т.А. Костяевой)

5 класс

2-3 четверти


В зоопарке.

Когда я был совсем маленьким, пошли мы с мамой в зоопарк. Мама купила мне булку. Я изредка отщипывал куски от булки и давал зверям.

Верблюд свой кусочек съел, вздохнул и мою ладонь полизал.

Медведю кинул кусочек, а он лежит в углу и булки не замечает.

Осталась у меня одна горбушка. Побежал я на озеро к пеликанам, а они столпились на берегу и спрятали головы под крылья. Только один пеликан не спит, стоит около дерева и чистит перья. Клюв у него ог­ромный, а глазки хитрые. Просунул я ему горбушку через решетку. Пеликан перестал умываться, медленно подошел ко мне и как клюнет! Потом поднял клюв вверх и прогло­тил горбушку.

(По Г. Снегиреву).

1. Выписать из предложения слеша в ал­фавитном порядке, поставив их в начальную фор­му:

I вар.: Когда я был...;

II вар.: Медведю кинул кусочек... .

2. Выписать одно слово с мягким знаком, обозначающим мягкость согласного, и одно слово с разделительным мягким знаком.

3. Подчеркнуть глухие согласные в словах:

I вар.: клюв, глазки, пеликан;

II вар.: верблюд, клюнет, горбушку.

4. Разобрать слова по составу:

I вар.: маленьким, вздохнул, кусочек;

II вар.: полизал, глазки, хитрые.

Зима пришла!

Наконец выпал снег.

Рано облинявший заяц на радостях сразу же наделал петель возле своего логова. Да что ему теперь логово! Кругом бело, и шуба на нем белая. Где он ляжет, там и постель. В рыхлом снегу тепло, как в пуховой перине. Прыгает косой, кувырка­ется, тычется мордочкой в искристый снег. Радуется!

Не унывают и клесты. Их говорливая стайка весело порхает среди мохнатых, тя­желых от снега еловых лап. Шишек в этом году много, можно строить гнездо и выво­дить птенцов. Над головами голых слепых малюток полетят белые снежинки, а птенцам будет тепло. Пищи вдоволь, - значит, стужа не страшна.

Галки, вороны, сороки жмутся поближе к жилью человека. Там всегда тепло и сытно.

(По Е. Носову).

1. Найти два слова, которые употребляются и переносном значении.

2. Найти два однозначных слова.

3. Подобрать синонимы к словам:

I вар.: пуховая (перина), пришла (зима);

II вар.: порхает (стайка), говорливая (стайка).

4. Разобрать слова по составу:

I вар.: прыгает, искристый, снежинки;

II вар.: пуховой, полетят, логова.

5. Произвести синтаксический разбор предложения:

I вар.: Прыгает косой...;

II вар.: Их говорливая стайка... .

Словообразование.


Калина.

Калина - невысокий ветвистый кустар­ник. Это растение можно встретить почти в любом месте нашей страны. Чаще кали­на растет по берегам рек, озер, в хвой­ных местах.

Густые кусты калины покрыты краси­выми широкими листьями. Во время цвете­ния стоит она в белом кружевном на­ряде, а осенью ее украшают красивые бор­довые листья и гроздья красных плодов.

Плодоносит она очень обильно. Ягоды ее сочные, желтоватая мякоть имеет горько-сладкий вкус.

Калину используют при изготовлении кондитерских изделий. Лекарство из кали­ны быстро останавливает кровотечение.

Калина - хорошее украшение сада и дома. Поставишь в вазу веточки с листья­ми - сразу уютнее станет в комнате.

Калину очень любят в России, народ сло­жил о ней песни и сказки.

(По Б. Алек­сандрову).

1. Выписать из текста слова с чередующи­мися гласными, подобрать к ним еще 2-3 примера.

2. Найти 3-4 слова с приставкой (в том числе с приставкой на з (с); графически объ­яснить правописание приставок.

3. Разобрать слова по составу:

I вар: не­высокий, украшают, кровотечение;

II вар.: жел­товатая, плодоносит, сказки.

4. Выписать из текста по два примера однокоренных слов и разных форм одного и то­го же слова.

Осины.

Красивы высокие стройные осины. Даже в самый тихий безветренный летний день листья осины дрожат. От этого деревья кажутся живыми существами. Они точно шепчутся между собой.

Очень хорош осиновый лес в дни ран­ней осени. Цветным ковром расстилаются под осинками опавшие листья. Под ними видны красноватые шляпки поздних гри­бов - подосиновиков.

В дуплах старых толстых осин распола­гаются ночные и дневные птицы, белки пря­чут в них свои запасы. Зимою корой мо­лодых растений кормятся зайчата.

Редко можно увидеть сплошной осиновый лес. Обычно осины растут рядом с березами и темными елями. По трепетанию листвы на высоких вершинах и тихому шепоту сразу узнаешь осину.

( По И. Соколову - Микитову).

1. Выписать словосочетания, в которые входят слова

осина (I вар.) и листья (I разобрать их графически, указать падеж этих слов.

2. Найти три слова, основа которых корню.

3. Выписать по два слова 1) с приставками, которые не изменяются на письме, и 2 ставками на з (с). Графически объяснить писание приставок на з (с).

4. Выписать слова с корнем -рос- - (I вар.) и -лож- - -лаг- (II вар), подо ним еще по 3-4 слова с тем же

5. Найти в тексте слова-антонимы.

Имя существительное.


Песцовая земля.

Утром корабль «Орел» подошел к Песцовому острову. К берегу причалила шлюпка, и Сережа вышел погулять. Мальчик не заметил, как зашел в глубь острова.

На склоне горы виднелась дощечка. На ней было написано: «Ходить по острову в резиновой обуви воспрещается». Но Сережа не умел читать и поэтому направился дальше.

На этом острове жили песцы, он боялись запаха резины.

Песцы тревожно нюхали воздух и прятались от опасности. Вдруг Сережа увидел скаты крыш, дом и рыжую девочку, которая звоном медного колокольчика звала песцов на обед. Но зверьки чувствовали запах Сережиных ботиков и не спешили к девочке.

- Уходи в дом! - крикнула девочка.

Когда Сережа вошел в дом, песцы с окрестных склонов помчались за едой.

(по Г. Снегиреву).

1. Разобрать по членам предложения: 1-е предл.; II вар.: На этом острове...

2. Выписать словосочетания, в которые входит слово остров в разных формах. Указать падеж существительного.

3. Выписать из текста по два существительных каждого склонения.

4. Найти два слова, в которых: I вар.: звуков больше, чем букв; II вар.: букв больше, чем звуков.

5. Найти орфограммы в словах: I вар.: шлюпка, запах, песцы; II вар.: (скаты) крыш, рыжую (девочку), обед.

Имя прилагательное.

Находчивый Переяслав.

Гремят на крутом берегу призывные трубы.

Царь Косарь сидит перед золотым шатром. А на помосте стоит глашатай с желтым сосудом и палач с тяжелыми цепями. Внизу под обрывом плещется широкая река. Это - могила всех женихов царской дочки.

Из радужного шатра выходит с верным товарищем Переяслав. Он хорош собой, одет в скромную синюю одежду, кудри рассыпались по плечам. Много знатных гостей съехалось сегодня к царю Косарю. Все за­мерли в ожидании. Какой камень Переяслав вынет: белый или красный?

Переяслав случайно узнал, что царь заме­нил один камень, положил в сосуд оба красных.

Юноша вынул жребий и могучим голо­сом крикнул: «Я уверен в своем счастье, не хочу глядеть на камень». И бросил ка­мень в реку. Глашатай вынул второй ка­мень и громко объявил, что остался крас­ный. Так Переяслав перехитрил царя.

Палач развязал цепи и с грохотом бро­сил их на помост.

(По сказке Н. Д. Теле­шова «Зоренька»).

Примечание.

Разъяснить значение и написание слов глашатай, жребий, помост.

1. Разобрать по членам предложения: I вар.: 1-е предл.; II вар.: Внизу под обрывом...

2. Выписать два словосочетания: I вар.: «прил.+сущ. в тв. п.»; II вар.: «прил. + сущ. в р. п.»

3. Разобрать слова по составу: I вар.: при­зывные, положил, рассыпались; II вар.: широ­кая, знатных, замерли.

4. Подчеркнуть орфограммы в словах: I вар.: палач, тяжелыми, глядеть; II вар.: цепями, дочки, синюю.


Северное королевство.

Далеко на севере на одиноком острове раскинулось королевство. Оно было погру­жено в холодные сумерки и тяжелые тума­ны. Зима здесь была длинная, а лето корот­кое. Дикие скалы летом покрывались пуши­стыми мхами, а зимой их заносило сыпу­чим снегом.

Люди королевства любили свою родину. Бледная зелень полей радовала их больше, чем роскошные цветники жителей юга.

Когда наступала весна, солнце ласково согревало землю, король и его красавица дочь Изольда устраивали народный празд­ник. К нему начинали готовиться еще с осени и ждали долгую зиму. Нако­нец посылали гонцов, созывали народ в сто­лицу. Съезжались в гости и чужестранцы, потому что все любили короля за ум, а его дочь за милосердие и редкую доброту.

(По сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»).

1. Выписать из текста четыре словосочета­ния «прил. + сущ.», определить род, число, падеж прилагательного.

2. Найти прилагательные-антонимы.

3. Разобрать слова по составу:

I вар.: длинная, сыпучим, наступала;

II вар.: холодные, пушистыми, любили.

  1. Подобрать однокоренные слова к словам

снег (I вар.) зима (II вар.), указать, что обозначают эти новые слова (предмет, признак или действие), разобрать их по составу.


© 2010-2022