Конспект урока на тему: Предложения с обращениями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Предложения с обращениями».

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Основные цели:

1) сформировать представление о предложениях с обращением, научить отличать обращение от подлежащего, определить роль обращений в речи;

2) закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;

3) тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

I Организационный момент.

II. Анализ выполнения проверочной работы.

III. Работа по теме урока.

  1. Беседа.

- Прочитайте по ролям диалог (стр 98)

Учитель приветствует детей и задает вопросы. Ученики отвечают.

Найдите и прочитайте обращения в диалоге. Обратите внимание на знаки препинания при обращении.

- Что вы узнали об обращении?

Итак, о каких словах мы сегодня узнаем на уроке?

(Слова, которые называют того, к кому обращаются с речью.)

Табличка!!! На слайде.

II Целеполагание.

(Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Дети формулируют, чему должны научиться.)

Запись стихотворения на доске.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ребята, как звали няню А.С.Пушкина? (Арина Родионовна).

Какое значение имеют выделенные слова? (А.С.Пушкин обращается к няне)

А как называет ее поэт?

Выпишите основу предложения.(Одна ты ждешь).

В каком падеже стоят слова: подруга, голубка? (Им. п.)

Каким членом предложения они являются? (?)

Как подчеркнем? (?)

Имеют ли обращения пояснительные слова?

Какие знаки препинания вы увидели?

Прочитайте, обращая внимание на интонацию.

Итак, чему мы должны научиться? Что предстоит выяснить?

Дети высказываются:

- Отличать обращение от подлежащего.

- На письме выделять запятой или восклицательным знаком .

- Предложения с обращениями произносить с особой интонацией.

III Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала для «открытия нового знания».

Тест.

1Выписать правильный ответ.

Не бойтесь, дорогие гости! Это, видно, моя лягушонка в коробчонке в своей едет!

IV Изучение нового материала.

(Формирование ориентировочной основы деятельности.)

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления, первичного закрепления и алгоритм.

1 Исследование. Работают 2 группы. У 1 группы текст с обращением, у 2 группы текст без обращений.

Что изменилось в предложениях?

2 Занимательная лингвистика.

В русском языке когда-то был звательный падеж. Он использовался при обращении. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи.

Кстати, о сказках Пушкина. Вы не задумывались, что значат слова золотой рыбки: «Чего тебе надобно, старче?»

Старче - форма звательного падежа. Наверное, многие знаю если не слова, то хотя бы начало молитвы «Отче наш». Так вот отче - форма звательного падежа слова ОТЕЦ.

3 Отработка интонации предложений с обращениями.

Упражнение №216. Чтение по ролям.

1Самостоятельная работа. Упражнение№220.Списать, подчеркнуть обращения, начертить схемы предложений.

Результатом этого этапа будет самоконтроль, каждый делает вывод, что он уже умеет. Оценить свою работу. Какие трудности возникли?

2 Выполнить упр.215 по образцу. Взаимопроверка.

3 Составить предложения по схемам. Учитель консультирует.

VI Подведение итогов.

(Осознание учащимися своей учебной деятельности. Самооценка деятельности своей и всего класса.)

Рефлексия деятельности.

Какую цель ставили? Достигли ее? Оцените свою деятельность.

Домашнее задание по выбору.

1. Выписать из сказок А.С.Пушкина 4 предложения с обращениями.

© 2010-2022