- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок развития речи в форме компьютерной презентации «Анализ текста, виды работы с текстом»
Урок развития речи в форме компьютерной презентации «Анализ текста, виды работы с текстом»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Смолина Н.В. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
муниципальное казённое специальное коррекционное общеобразовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа-интернат V вида г. Городца»
Урок развития речи в форме
компьютерной презентации
«Анализ текста, виды работы с текстом»
учитель русского языка и литературы
Смолина Н. В.
г. Городец 2010-2011 г.г.
Урок развития речи в 10 классе в форме компьютерной презентации «Анализ текста»
Тема урока: анализ текста, виды работы с текстом.
Лексическая тема: «Осень»
Цель: Анализ текста
Задачи: 1. Выделять признаки связного текста
2. Формировать умения, отличать текст от группы предложений
3. Формировать ценностную систему ведущих знаний по теме.
4. Работать над структурой и распространением текста.
Коррекционные задачи: коррекция и развитие связной письменной и устной речи.
Дидактические задачи: 1. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
2. Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний и способов действий.
3. Выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
4. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.
Метод обучения:
-
Репродуктивный (объяснительно - иллюстративный)
-
Проблемный
Тип урока:
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний.
Общеучебные умения и навыки:
-
Умение участвовать в коллективной познавательной деятельности
-
Умение рационально читать
-
Учение работать со справочной литературой
-
Умение пользоваться визуальными средствами
Коммуникативные умения:
-
Умение пользоваться монологической и диалогической речью
-
Умение слышать и видеть
-
Умение участвовать в дискуссии
-
Умение пользоваться различными видами письменной речи.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
План урока
-
Организационный момент
-
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
-
Словарная работа
-
Сообщение темы и цели урока
-
Работа по теме
-
Зрительная гимнастика
-
Продолжение урока
-
Итог урока
Ход работы:
-
Слайд 1. Название урока.
-
Дыхательная гимнастика
улыбка - колечко - трубочка
-
Тема урока
Анализ текста, работа с текстом.
Лексическая тема: осень.
-
Словарная работа.
текст, признаки текста, типы речи, стили речи, тема текста, основная мысль текста.
-
Беседа:
- Какие виды речи вы знаете? (слайд 5)
Цель урока: повторить и обобщить знания о тексте, поработать с текстом, послушать вашу связную устную речь и увидеть связную письменную речь.
-
- Что такое текст?
- Посмотрите на карточку Ис. Левитана «Золотая осень»
- У вас на столах две карточки 1 и 2. Прочитайте их вслух.
№ 1.
Начинают падать первые капли дождя. Ты купил билеты в кино? учитель предложил ребятам написать сочинение по картине.
№ 2.
Я видел листву не только золотую, пурпурную, но и алую, багряную, коричневую. Краски оказались особенно мягкими из-за осенней мглы. Леса загорались вдали, как багровые пожары. Берёзы обсыпались позолотой. Осины краснели внизу и зеленели на верхушках.
(К. Г. Паустовский)
-
Дайте ответ по плану (прочитать, что такое текст)
Что такое текст?
(слайд 8)
План
-
Это текст (или не текст), потому что…
-
Во - первых, …
-
Во - вторых, …
-
В - третьих, …
-
Значит, перед нами …
- Работаем с карточкой № 2.
- Паустовский назвал этот текст «Осень».
- Какое название дали бы вы?
- Что обозначают эти слова? (цвет)
- Перечислите
- Назовите оттенки красного цвета
- Какие слова употребляются Паустовским в переносном значении?
- Скажите типы речи
- Какой тип речи употребляется в данном тексте?
- Стили речи? Какой в этом тексте?
-
Картина Илья Остроухов «Золотая осень»
У вас карточка № 3.
- Работаем с текстом
- Докажите, что это текст.
- Запишите название в тетрадь
Составить план.
- Что такое тема текста? Какова она тут?
- Что такое основная мысль текста? Какова она тут?
9.Значит, какие признаки текста можно назвать? (слайд 11)
-
У текста есть автор.
-
Текст имеет заглавие.
-
Текст можно разделить на части, абзацы.
-
У текста есть начало и конец.
-
Предложения в тексте связны друг с другом.
Прочитать всем.
-
У текста есть название.
-
У текста есть тема и основная мысль.
Зрительная гимнастика
10.Картина: Поленов «Золотая осень»
Посмотрите на картину. У вас на столе предложения. Соберите их так, чтобы получился текст и запишите.
Русский лес
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз лёгкие листья. Идёшь по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, - поэтическим чувством наполняется душа.
(И. Соколов - Микитов)
11.Картина: И. И. Шишкин «Золотая осень»
- Составить из словосочетаний предложения так, чтобы получился связный текст.
Прозрачный и чистый воздух, поздние осенние цветы, готовятся к отлёту, роняя спелые жёлуди, старый дуб, яркие листья осин, золотые вершины берёз, облетели, медные листья тополя, сухие листья липы, румяные листья клёна.
Не хочется прощаться с золотыми осенними днями.
Художники.(слайд)
Писатели.
Вывод.(оценки)
Приложение
№ 1.
Начинают падать первые капли дождя. Ты купил билеты в кино? учитель предложил ребятам написать сочинение по картине.
№ 2.
Я видел листву не только золотую, пурпурную, но и алую, багряную, коричневую. Краски оказались особенно мягкими из-за осенней мглы. Леса загорались вдали, как багровые пожары. Берёзы обсыпались позолотой. Осины краснели внизу и зеленели на верхушках.
(К. Г. Паустовский)
3.Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни.
На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных клёнов.
Медленно кружась в воздухе, падают с берёз лёгкие листья.
Идёшь по такому осеннему, расцвеченному красками лесу, - поэтическим чувством наполняется душа.
4.Прозрачный и чистый воздух, поздние осенние цветы,
готовятся к отлёту, роняя спелые жёлуди,
старый дуб,
яркие листья осин,
золотые вершины берёз,
облетели,
медные листья тополя,
сухие листья липы,
румяные листья клёна.
Не хочется прощаться с золотыми осенними днями.
5.Вместе с лёгким утренним заморозком устанавливается ясная погода. В мёртвой тишине леса едва слышится шуршание падающих листьев. Они ложатся ковром между деревьев. Вот золотисто - красный лист клёна дрогнул и отправился в своё первое и последнее путешествие.
Почему осень на смену изумрудной зелени приносит золотистые и огненные тона? Почему происходит листопад?
Деревья впадают в зимний сон, приспосабливаются к засушливому сезону. Если мы поставим осенью срезанную ветку в бутылку с водой, почки не распустятся. Но наступит весна, почки разовьются в молодые побеги с новыми листьями.
(В. Карагодин)
6.Левитан оставил около ста осе…их картин. На них зн…комые с детства вещи: маленькие реки, кружащие в медле…ых водоворотах палую листву; одинокие золотые берёзы; небо, похожее на тонкий лёд. Во всех пейзажах луч…ше всего передано п…чаль пр…щальных дней осе…их листьев тихого чудесного перед холодом предзимнего солнца.
(К. Паустовский)
-
Озаглавьте текст
-
Докажите, что это текст__________________________________________________________________________________________________________________________________________.
-
Тема текста
-
Основная мысль текста
-
Стиль текста
-
Тип текста