Технологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованием

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Елина Ю.М., учитель русского языка

и литературы

МБОУ - СОШ № 7 г. Шарыпово


Технологическая карта урока

Класс: 5

УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов

Предмет: Русский язык

Тема: «Правописание корней с чередованием гласных е - и»

Тип урока: урок изучения нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме: раздел «Глагол»

Цель: Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е - и в корнях слов».

Планируемые результаты



Предметные знания, предметные действия


УУД


регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Знать условия написания гласных е-и в корнях с чередованием; уметь правильно писать слова с данной орфограммой; применять знания при написании творческой работы.

Самостоятельно организовывать рабочее место, настраивать себя на продуктивную работу; ставить цель, принимать учебную задачу; определять границу «знания-незнания»; искать пути решения учебной задачи;

определять правильность выполненного задания; сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль, коррекцию, самооценку;

соотносить цели и результаты собственной деятельности;

оценивать результаты своей деятельности и всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую; самостоятельно создавать способы решения проблемы поискового характера; находить ошибки, обобщать изученное.

Слушать собеседника, понимать речь других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения;

умеют ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений; умеют работать в группе; обмениваться мнениями; умеют слушать друг друга;

строить речевые высказывания;

приходить к общему решению; оформлять свои мысли в письменной и устной форме

Позитивно относиться к предмету, принимать социальную роль обучающегося;

установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке;

устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом; оценивают усваиваемое содержание.





Ход урока

Название

этапа урока


Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока


Диагностика (контроль)

достижения планируемых результатов урока

1.

Самоопределение учебной деятельности

Создать условия для включения обучающихся в учебно-познавательную деятельность

Технологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованием

Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке, настраивает класс на продуктивную деятельность

Оценивают подготовленность рабочего места, мобилизуют внимание.

Личностные: Принимают социальную роль обучающегося. Коммуникативные: слушают собеседника, понимают речь других.

Регулятивные:

самостоятельно организуют рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу.

Оценка эмоционального настроя




2.

Целеполагание

Научить учащихся формулировать цель урока

Технологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованием

Организует целеполагание по табло (Приложение 1)

Формулируют цель в содержательном и организационном аспектах (заполняют две первые колонки табло)

Регулятивные:

-ставят цель, принимают учебную задачу;

- определяют границы «знания-незнания».

Коммуникативные:

- выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения

Экспресс-контроль

3.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

.







Выявить места и причины затруднения.

Поставить цели учебной деятельности, выбрать способы и средства ее реализации.

Технологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованием

На интерактивной доске дать две колонки слов с чередованием е//и в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом.

Разбирать - разберу

Отпирать - отпереть

Задирать - задеру

Вытирать - вытереть

Замирать - замереть

Учитель предлагает выявить условия написания е - и в корне слова.

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

  1. Выделим в слове корень.

  2. Поставим ударение.

  3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

  4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.

  5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм


Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

Самоконтроль

4.

Реализация построенного проекта.

Построить и фиксировать новое знание

Технологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованием

Учитель предлагает учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму.

Учащиеся составляют словосочетания, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения - части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

5.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

СТехнологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованиемменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть И - хлопок.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.


Групповая работа по применению нового материала


Организовать работу по применению новых знаний при выполнении задания

Технологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованием

Организует работу учащихся в малых группах на основе методики ВПЗ

Работают с карточками по алгоритму на отработку орфограммы в парах сменного состава (приложение 2)

Регулятивные:

- сохраняют учебную задачу;

-определяют правильность выполненного задания.

Познавательные:

- находят ошибки

Коммуникативные:

-умеют работать в группе;

- обмениваются мнениями;

- уметь слушать друг друга;

- строить речевые высказывания;

- приходить к общему решению.

Взаимоконтроль

7.

Индивидуальная работа по применению учебного материала

Организовать работу по применению новых знаний при выполнении задания

Технологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованием

Организует индивидуальную работу по выполнению творческого задания (КОЗ)

Выполняют задания в рабочей тетради (приложение 3)

Регулятивные:

- сохраняют учебную задачу;

- осуществляют самоконтроль.

Коммуникативные:

- оформляют свои мысли в письменной форме

Самооценка

8.

Рефлексия

Организовать работу по осуществлению рефлексии

Технологическая карта урока по теме Буквы Е-И в корнях с чередованием


Организует работу по табло (Приложение 1)

Проводят рефлексию на основе сформулированных в начале занятия целей (заполняют последнюю колонку табло)

Личностные:

- устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом;

Познавательные:

- обобщают изученное.

Коммуникативные:

- оформляют свои мысли в письменной и устной форме

Регулятивные:

- соотносят цели и результаты собственной деятельности;

- оценивают результаты своей деятельности и всего класса.

Анализ табло целеполагания и рефлексии





Домашнее задание: Упр. учебника….

Для сильных учащихся дополнительно - варианты:

1.составить синквейн на изученную орфограмму.

2. написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова.


Приложение 1.

Знаю

Хочу узнать

Узнал


Приложение 2.

Алгоритм взаимопроверки индивидуальных заданий

1. Получи индивидуальную карточку с заданиями и выполни задания.

2. Ответь на одно задание из карточки напарнику.

3. Выслушай ответ на первое задание у своего напарника.

4. Поменяй напарника.

5. Второму напарнику ответь на своё второе задание.

6. Выслушай ответ напарника на его второе задание и смени напарника.

7. Остальные задания прорабатывай аналогично.

8. Отметь у командира окончание работы по первой карточке.

9. Бери вторую карточку и работай с ней так же как в п. 1-8.

10. Работай так, пока не рассмотришь все задания на всех карточках.

11. Подойди для контроля к учителю.

Табло учёта по методике ВПЗ

К-1

К-2

К-3

К-4

Колесников

+

+

.

Купреева

+

+

Лукьяненко

+

.+

Дивеха

+

+

+

Карточки для работы в парах сменного состава (методика ВПЗ):

Карточка №1.

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е-и.

Соб…рают цветы, всё зам…рло, звёзды забл…стали, взб…раемся на вершину, зам…реть от восторга, река забл…стела, заж…гать костёр, степь расст…лается.

Карточка № 2.

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е-и.

Оп…раться на перила, зап…реть дверь, раст…реть краски, нат…рать паркет, пол бл…стит, пост…лить ковёр, прот…реть окно, выж…гать рисунок.

Карточка № 3.

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е-и.

Соб…рать автографы, подб…рать литературу, бл…стать эрудицией, бл…стеть ослепительно, соб…русь на прогулку, разб…раться в музыке, изб…рать путь, зап…реть дверь.

Карточка № 4.

Задание: вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е-и.

Соб…ру коллекцию, оп…раться на локоть, наст…лить паркет, заж…гать иллюминацию, зам…рают звуки, расст…лается по лугам, бл…стает кинжал, уд…рают без оглядки.

Приложение 3.

Компетентностно-ориентированное задание:

Представь, что завтра у вас дома будет торжество, к вам придут гости. Мама задерживается на работе до позднего вечера, и кроме тебя некому сделать в доме генеральную уборку. Используя данные словосочетания, а также информацию из текста «Записка», напиши записку от имени мамы, в которой она просит тебя сделать генеральную уборку в доме:

Уб…рать квартиру, зап…реть балкон, нат…рать пол, прот…реть мебель, забл…стеть на солнце, расст…лить скатерть, заж…гать свечи, зам…реть от восхищения.

«Записка». Это очень короткое письмо, в котором содержится информация о чём-то важном и срочном. Например, уходя из дома, один член семьи может предупредить другого, что он планирует задержаться. Записка начинается обращением, после которого идёт основная часть - информация. Заканчивается записка подписью, обычно без применения формул вежливости. Как правило, такие сообщения передаются лично в руки или оставляются на видном месте.

Во всех видах писем части письма выделяются графически. Так, обращение пишут посередине строчки, основную часть пишут во всю ширину, подпись ставят либо с края правой стороны страницы, либо с края левой стороны.

© 2010-2022