«Живопись словом» Сергея Александровича Есенина. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая»

Автор: С.А. Есенин   Произведение: «Отговорила роща золотая»   Вид:урокформирования умений и навыков   Тип: интегрированный урок, с использованием информационных технологий   Тема урока:   «Живопись словом» Сергея Александровича Есенина. Анализ стихотворения  «Отговорила роща золотая»   Эпиграф:   Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она – свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство – это фил...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: С.А. Есенин

Произведение: «Отговорила роща золотая»

Вид: урок формирования умений и навыков

Тип: интегрированный урок, с использованием информационных технологий

Тема урока:

«Живопись словом» Сергея Александровича Есенина. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая»

Эпиграф:

Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она - свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение в отдельности и всю его поэзию в целом. Это не просто чувство - это философская жизнь, краеугольный камень его миропонимания. Это его опора, источник, где он черпал силу.

А.А.Кошечкин


Цели урока:


  1. Обучающая: введение учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир С. Есенина, формирование умений и навыков анализа лирического текста.

  2. Развивающая: развитие речи - усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

  3. Воспитывающая: формирование глубокого уважения к родной природе и Родине.


План урока:

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент

2. Мотивационное начало урока. Постановка цели

3. Повторение сформированных умений и навыков

4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их освоение и закрепление

5. Упражнение на перенос в сходную ситуацию

6. Итог урока

Методы и формы работы

Приветствие

Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный

Приёмы: беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, чтение наизусть, устное выступление учащихся

Виды читательской деятельности на уроке: монолог, диалог, анализ текста, определение тропов, выразительное чтение

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо

Подготовка к уроку: учащиеся - должны ознакомиться со стихотворением, найти в тексте изобразительно-выразительные средства





Ход урока

1. Оргмомент

2. Этап актуализации опорных знаний.

Задача: восстановить в памяти учащихся изученное раннее о личности С.А. Есенина и его жизни.

Фронтальная беседа.

- Что вы узнали о Есенине из прочитанных стихотворений?

3.. Корректировка и углубление результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта

Задача: проанализировать стихотворение «Отговорила роща золотая», совместив произведение словесного искусства и произведения живописи.

Учитель:

Поэзия С.А. Есенина отличается необыкновенной цельностью, ибо она вся посвящена Родине. Кровная связь с родной землёй явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин привнёс в поэзию русскую природу со всеми её «изумительными по красоте красками и далями». Драгоценная россыпь образов буквально переполняет произведения поэта.

Есенинская Россия удивительная, загадочная, это небесный град Китеж, тихо дремлющий под звон колоколов на «туманном берегу».

Молочный дым качает ветром сёла,

Но ветра нет, есть только лёгкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей весёлой,

Вцепивши руки в жёлтый крутосклон.

Нужно сказать, что Сергей Есенин неоднократно указывал на фольклорные источники своей поэзии. Неслучайно, что его поют больше чем кого-либо другого. Давайте вспомним песни и романсы, стихи к которым написал Сергей Есенин.

(Учащиеся приводят примеры).

От народной песни - обилие повторов и кольцевые обрамления.

Постоянные эпитеты и система сквозных лирических образов (клён, черёмуха, яблоня, сад, осень, роща) пронизывают всё творчество поэта

(Учащиеся зачитывают отрывки из стихотворений).

Каждый есенинский образ заключает в себе определение какой-то, не всегда ясной, поэтической мысли. Отсюда и два художественных приёма - олицетворение и метафора.

(Слайды, ответы учащихся)

Метафора

  • Перенос свойства одного предмета на другой;

  • Скрытое сравнение, перенос значения слова по сходству;

  • Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, когда перенос осуществляется на основе сходства, которое наблюдается у предметов или явлений при их сравнении, сопоставлении.

Олицетворение (разновидность метафоры)

  • Перенос свойств одушевлённого предмета на неодушевлённый.

Учитель:

«Олицетворение наоборот» - своеобразное открытие Есенина, когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека.

(Учащиеся записывают это определение в тетради).

На таком приёме построено стихотворение «Отговорила роща золотая».

Лирический герой Есенина часто сравнивает себя с деревом (чаще всего с клёном), цветком, листом. (Примеры учеников).

(Слайд - лирический герой)

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, чувства и мысли которого отражены в нём. Это художественный «двойник» автора-поэта, который не идентичен ему, хотя и отражает его мироощущение.

Учитель:

Обратим внимание на особенности цветосветовой палитры.

В лирике Есенина преобладают синий, голубой, розовый, серебристый, золотой цвета.

(Учащиеся приводят примеры, зачитывают строки из стихотворений)

4. Подведение итогов работы.

Учитель:

Прочитайте стихотворение С. Есенина «Отговорила роща золотая». (Читает подготовленный ученик.)

На доске - тема урока:

«Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая»

5. Работа с текстом.

Учитель:

О чем это стихотворение? (О природе, именно через природу лирический герой Есенина подводит итоги своей жизни. Интересно, что первое слово стихотворения - «отговорила» - глагол совершенного вида, который обозначает законченное, завершённое действие.)

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Почему стихотворение оставляет впечатление совершенства, эстетического чуда? (Изобилие изобразительно-выразительных средств.)

Какие изобразительно-выразительные средства встречаются в стихотворении?

(Эпитеты, метафоры, повторы, олицетворения, сравнения)

Приведите примеры (проверка домашнего задания, беседа об эпитетах, метафорах, сравнениях, олицетворениях; учащиеся пользуются паками-подсказками, учитель представляет слайды).

Эпитеты

  • Образное определение

  • Один из тропов, образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного, метафорического прилагательного, подчёркивающая один из признаков предмета или одного из впечатлений о предмете.

Сравнение

  • Сближение двух явлений с целью пояснения одного другим

  • Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счёт которого усиливается художественное значение первого предмета. Обычной формой сравнения является соединение двух его членов при помощи союзов как, будто, словно, как бы, как будто

Учитель:

Нужно сказать, что повторы - отличительная черта есенинского мастерства.

Повтор

  • одна из стилистических фигур, повторение однородных синтаксических конструкций, одних и тех же слов, звуковых сочетаний и проч. В качестве приёма поэтической речи усиливает её образно-эмоциональную выразительность.

Учитель:

Найдите в тексте повторы. (Первое и последнее строки (назвать их) сближают стихотворение с песней).

Найдите слова, обозначающие цвет.

(Голубой, сиреневый, красный, жёлтый, золотой).

Обратите внимание - подобраны цвета в разных цветовых гамах: холодной и тёплой, построены как бы на контрасте. Образ природы точно сливается с образом лирического героя.

Стихотворение начинается с красочного пейзажа русской осени: облетевшая роща, журавли.… Однако, это лишь набросок, эскиз (слайды-определения) с бегло намеченными деталями. Главное не это.

В первую очередь нас интересует настрой души лирического героя, о чём свидетельствуют постоянные есенинские эпитеты: «роща золотая», «берёзовым, весёлым языком» (называют учащиеся)

Во второй строфе афористически ёмко прорисован жизненный путь человека.

Найдите и зачитайте данные строки.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдёт, зайдёт и вновь покинет дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Назовите, использованные в этих строках, образы обычные для поэзии Есенина

(странник, покинутый дом, голубой пруд)

и даже конопляник, как деталь среднерусского пейзажа становятся спутниками не только лирического героя, но и каждого человека.

В третьей строфе (зачитать) где-то в самой глубине пейзажа появляется бесприютная фигура лирического героя (определение) - «вечно странствующего странника» (записать в тетрадь).

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Что стало с юностью лирического героя?

Так же как и роща «отговорила весёлым языком» юность героя.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

Каким настроением овеяны эти строки?

(Они овеяны лёгкой грустью, это грусть прощания то ли с родной природой, то ли с неповторимой юностью, которая прошла среди природы).

В четвёртой строфе наступает кульминация в развитии лирического сюжета (определение) в развитии лирического сюжета.

Чувство беспредельной («один среди равнины голой») тоски и одиночества разрешается невероятно поэтически сильным образом (зачитать, записать):

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

«Но никого не может он согреть…»

Внезапно в пятой строфе резко меняется эмоциональная тональность стихотворения, и отрицания («не обгорят, не пропадёт» ответы учащихся, запись в тетрадь) на этот раз звучат уже как утверждение (записать)

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Лирический герой поэта постоянно сравнивает себя с деревом («Я хотел бы стоять как дерево,/ При дороге на одной ноге»), цветком («Я милой голову мою./Отдам, как розу золотую»), а свою душу с яблоней, осыпающейся золотыми плодами волшебных образов:

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу-яблоню ветром стряхать.

Давайте разберём строки

Как древо роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Что мы можем в них заметить?

Учащиеся:

Они возвращают нас к началу стихотворения.

Учитель:

«Роща золотая» - это и сам Есенин, и его поэзия (записать).

Поэтому и «не обгорят рябиновые кисти» и «не пропадёт трава». Поэзия в понимании Есенина сродни прекрасной роще, где слова - листья, стряхиваемые с души.

Не случайно осень названа «мудрым садовником». О своём «возрасте осени» Есенин скажет: «Прозрачно я смотрю вокруг».

Для него человек, поэзия и природа - одно целое. И поэт отождествляет себя с природой (записать).

И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так,… что роща золотая

Отговорила милым языком

Мы уже говорили с вами, что стихотворение овеяно лёгкой грустью. Заканчивается ли стихотворение прощанием? (Да).

Докажите это, приведите примеры.

Даже с жизнью поэт прощается «негромко, вполголоса», по особенному светло.

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Национальные корни его поэзии были настолько глубоки, что тянулись за ним моря-океаны во время его странствий, не отпуская, как родное блуждающее дерево. Неслучайно он сам себя ощущал неотъемлемой частью русской природы «как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова», а природу ощущал одним из воплощением себя самого.

Домашнее задание:

  • письменный анализ стихотворения;

  • выучить стихотворение наизусть;

  • написать сочинение на тему: «Живопись словом Сергея Есенина»

© 2010-2022