- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Педагогическая мастерская как средство формирования личностного знания
Педагогическая мастерская как средство формирования личностного знания
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова А.Ю. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Гаврилова А.Ю., преподаватель гуманитарных дисциплин,
ГПБОУ «Братский педагогический колледж»
Педагогическая мастерская на занятиях литературы как условие формирования личностного, живого знания у студентов колледжа
К сожалению, сегодня обозначается противоречие между основной целью образования - подготовка конкурентно- способного на рынке труда, компетентного, готового к саморазвитию выпускника,- и реальной ситуацией в учебных заведениях. Компетентный выпускник - это выпускник, обладающий ключевыми компетенциями, которые обеспечивают ему эффективное поведение в постоянно изменяющихся социальных условиях. [4, 13]
Ключевые компетенции - это наиболее универсальные по своему характеру и степени преемственности компетенции (М.В.Рыжаков).
Анализ литературы (А.В.Хуторской, В.П.Зинченко, Т.Я.Ерёмина и др.) показал, что многие авторы выделяют следующие структурные компоненты компетенции:
-
живое знание (В.П.Зинченко);
-
умения (Т.Я.Ерёмина);
-
навыки (А.В.Хуторской, Т.Я.Ерёмина);
-
смыслы (А.Н.Леонтьев);
-
ценности (В.П.Зинченко, А.В.Хуторской);
-
опыт (Т.Я.Ерёмина).
Если умения, опыт, навыки являются понятными для педагогов, то понятие «живое знание» относительно ново. Необходимость формирования личностного, живого знания находит отражение в трудах В.П.Зинченко, Е.С.Полат и др.
Сегодня очень важен личностный смысл обучения, то есть особое пристрастное отношение личности к ценностям знаний, являющиеся устойчивым регулятором её жизнедеятельности и поведения. [5, 3]
Знания - это то, ради чего человек живёт. Человек не выдумывает знания, а находит, выбирает их среди ценностей жизни и культуры. Однако, только после того, как эти знания переживаются личностью, смысл её становится достоянием. Задача образования, в связи с этим, состоит в том, чтобы открыть человеку мир знаний, ввести его в пространство, где «живут» знания.[2, 8]
Живое, личностное знание противопоставляется бессубъектному, отчуждённому, транслируемому в виде информации, готовых сведений. Основная цель живого знания - подвести итоги и гармонизировать в живое целое те предметно-расчленённые знания, которые ныне даются в системе образования. [1, 3] Постижение личностного, живого знания возможно в специально организованных условиях, например в педагогической мастерской.
Мастерская создаёт благоприятную атмосферу для формирования личностного, живого знания у обучающихся, так как [3, 9]:
-
Участник узнаёт себя в знании, оно не выступает в качестве чуждой (отчуждённой) реальности или силы;
-
Творческая атмосфера мастерской как «поле» проявления свободы личности, творчества, деятельности;
-
Мастер является равноправным участником мастерской и пр.
Педагогическая мастерская - это форма, при которой студент должен действовать автономно, рефлексивно; использовать интерактивные средства; входить в социальные группы и функционировать в них. Данная работа способствует формированию компетенций, в частности, структурного компонента личностного, живого знания.
Работа в мастерской - это направление в будущее. Задаётся вектор в направлении развития личности. Результат мастерской - это не качество и количество усвоенных знаний, а те умения, которые произойдут в личности, её развитии и росте. Личностное, живое знание невозможно отследить мгновенно, это длительный процесс наблюдений и последующего анализа.
Структура мастерской даёт возможность педагогу предъявить изучаемый материал нестандартно, уйти от штампов и жёстких рамок учебных пособий, а студентам - увидеть предмет или явление с неожиданной стороны.
Следовательно, мастер, включая обучающихся в поисковую деятельность, расстается со многими принуждения, с жёстким надзором за каждым шагом обучающихся. На мастерской многое меняется (Е.О.Галицких, А.Окунев и др.):
-
точные формулировки, точные знания следуют за ошибками студентов;
-
исчезает один из вечных школьных страхов - страх совершить ошибку, страх осуждения за «неправильную» мысль;
-
преподаватель и студенты выходят из своего традиционного амплуа;
-
поиск - это стержень деятельности.
Итак, вся работа мастерской направлена на освобождение творческой мысли: от удивления, восхищение, через бессознательное - к интуиции и от неё - к знанию, но при этом оно должно быть просторно уму, сердцу, воображению. [3, 12]
Мастерская превращает учебное заведение из места учёбы, оторванного от реальности, в «место учёбы», которое обеспечивает студентам естественную, ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни.
Апробация мастерских на практике позволяет сделать следующие выводы:
-
при подготовке к мастерской необходимо учитывать индивидуальные особенности коллектива: степень сплочённости, деление на рабочие группы в соответствии с совместимостью участников;
-
разработка заданий должна соответствовать теме мастерской, направлены задания на формирование недостающих умений и навыков обучающихся;
-
мастерские ценностных ориентации способствуют формированию нравственных качеств студентов (ответственность, толерантность и пр.); рекомендуется включать задания творческого характера (написать эссе, нарисовать портрет, создать формулу доброты и пр.); мастерские интерпретации текста должны быть направлены на более глубокий и осмысленный анализ содержания произведения, пересмотр проблемы с личностной позиции;
-
обучающиеся, прошедшие курс мастерских по-иному относятся к художественным произведениям, искусству; могут выражать собственную точку зрения без боязни быть непонятым, стали боле дружелюбны друг к другу, в учебной деятельности инициативны и самостоятельны;
-
и педагоги и некоторые обучающиеся осознают проблему ведомости детей, их мышления штампами, отсутствия творческой инициативы;
-
в работе педагогов мало уделяется внимания на формирование личностного, живого знания, однако, ввиду того факта, что теория о личностном, живом знании практически не освещена в педагогике, за исключением А.С.Кульневич, Е.Н. Бондаревской, которые работают не именно над живым знанием, но близки этой теории, сложно говорить о целенаправленной работе по формированию такого знания;
-
некоторые педагоги считают, что в таких условиях теряется смысл обучения - «дать знания». А такова ли цель?
-
обучающиеся наделены узкоспецифическими знаниями, которые вряд ли будут реализованы на практике. Однако интуитивно студенты осознают, что для них ценен тот материал, та информация, которую они могут использовать как в учебной, так и жизненной ситуации. Обучающиеся пытаются привлекать собственный учебный опыт для аргументации своего мнения.
Таким образом, педагогическая мастерская позволяет участнику реализовать в полной мере внутренний потенциал. Работа в мастерской - это вектор в будущее. Те основы, которые закладываются на мастерских, обучающиеся могут реализовать в решении жизненных и профессиональных задач.
Литература:
1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2002.- 120 с.
2. Зинченко В.П. Идея живого знания//Первое сентября- 1999.- №53.- с. 11-13.
3. Ерёмина Т.Я.Мастерская по литературе: Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.- 120 с.
4. Рыжаков М.В. О разработке концептуальных основ образования// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2005.-№5.- с.8-11.
5. .Хуторской А.В.Ключевые компетенции как компонент личностно-
ориентированной парадигмы образования//Народное образование.- 2003.-№2.-с.З-8.