Педагогическая мастерская как средство формирования личностного знания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гаврилова А.Ю., преподаватель гуманитарных дисциплин,

ГПБОУ «Братский педагогический колледж»

Педагогическая мастерская на занятиях литературы как условие формирования личностного, живого знания у студентов колледжа

К сожалению, сегодня обозначается противоречие между основной целью образования - подготовка конкурентно- способного на рынке труда, компетентного, готового к саморазвитию выпускника,- и реальной ситуацией в учебных заведениях. Компетентный выпускник - это выпускник, обладающий ключевыми компетенциями, которые обеспечивают ему эффективное поведение в постоянно изменяющихся социальных условиях. [4, 13]

Ключевые компетенции - это наиболее универсальные по своему характеру и степени преемственности компетенции (М.В.Рыжаков).

Анализ литературы (А.В.Хуторской, В.П.Зинченко, Т.Я.Ерёмина и др.) показал, что многие авторы выделяют следующие структурные компоненты компетенции:

  • живое знание (В.П.Зинченко);

  • умения (Т.Я.Ерёмина);

  • навыки (А.В.Хуторской, Т.Я.Ерёмина);

  • смыслы (А.Н.Леонтьев);

  • ценности (В.П.Зинченко, А.В.Хуторской);

  • опыт (Т.Я.Ерёмина).

Если умения, опыт, навыки являются понятными для педагогов, то понятие «живое знание» относительно ново. Необходимость формирования личностного, живого знания находит отражение в трудах В.П.Зинченко, Е.С.Полат и др.

Сегодня очень важен личностный смысл обучения, то есть особое пристрастное отношение личности к ценностям знаний, являющиеся устойчивым регулятором её жизнедеятельности и поведения. [5, 3]

Знания - это то, ради чего человек живёт. Человек не выдумывает знания, а находит, выбирает их среди ценностей жизни и культуры. Однако, только после того, как эти знания переживаются личностью, смысл её становится достоянием. Задача образования, в связи с этим, состоит в том, чтобы открыть человеку мир знаний, ввести его в пространство, где «живут» знания.[2, 8]

Живое, личностное знание противопоставляется бессубъектному, отчуждённому, транслируемому в виде информации, готовых сведений. Основная цель живого знания - подвести итоги и гармонизировать в живое целое те предметно-расчленённые знания, которые ныне даются в системе образования. [1, 3] Постижение личностного, живого знания возможно в специально организованных условиях, например в педагогической мастерской.

Мастерская создаёт благоприятную атмосферу для формирования личностного, живого знания у обучающихся, так как [3, 9]:

  • Участник узнаёт себя в знании, оно не выступает в качестве чуждой (отчуждённой) реальности или силы;

  • Творческая атмосфера мастерской как «поле» проявления свободы личности, творчества, деятельности;

  • Мастер является равноправным участником мастерской и пр.

Педагогическая мастерская - это форма, при которой студент должен действовать автономно, рефлексивно; использовать интерактивные средства; входить в социальные группы и функционировать в них. Данная работа способствует формированию компетенций, в частности, структурного компонента личностного, живого знания.

Работа в мастерской - это направление в будущее. Задаётся вектор в направлении развития личности. Результат мастерской - это не качество и количество усвоенных знаний, а те умения, которые произойдут в личности, её развитии и росте. Личностное, живое знание невозможно отследить мгновенно, это длительный процесс наблюдений и последующего анализа.

Структура мастерской даёт возможность педагогу предъявить изучаемый материал нестандартно, уйти от штампов и жёстких рамок учебных пособий, а студентам - увидеть предмет или явление с неожиданной стороны.

Следовательно, мастер, включая обучающихся в поисковую деятельность, расстается со многими принуждения, с жёстким надзором за каждым шагом обучающихся. На мастерской многое меняется (Е.О.Галицких, А.Окунев и др.):

  • точные формулировки, точные знания следуют за ошибками студентов;

  • исчезает один из вечных школьных страхов - страх совершить ошибку, страх осуждения за «неправильную» мысль;

  • преподаватель и студенты выходят из своего традиционного амплуа;

  • поиск - это стержень деятельности.

Итак, вся работа мастерской направлена на освобождение творческой мысли: от удивления, восхищение, через бессознательное - к интуиции и от неё - к знанию, но при этом оно должно быть просторно уму, сердцу, воображению. [3, 12]

Мастерская превращает учебное заведение из места учёбы, оторванного от реальности, в «место учёбы», которое обеспечивает студентам естественную, ненасильственную социализацию, делает их не пассивными объектами учебного процесса, а субъектами своей деятельности и всей своей жизни.

Апробация мастерских на практике позволяет сделать следующие выводы:

  1. при подготовке к мастерской необходимо учитывать индивидуальные особенности коллектива: степень сплочённости, деление на рабочие группы в соответствии с совместимостью участников;

  2. разработка заданий должна соответствовать теме мастерской, направлены задания на формирование недостающих умений и навыков обучающихся;

  3. мастерские ценностных ориентации способствуют формированию нравственных качеств студентов (ответственность, толерантность и пр.); рекомендуется включать задания творческого характера (написать эссе, нарисовать портрет, создать формулу доброты и пр.); мастерские интерпретации текста должны быть направлены на более глубокий и осмысленный анализ содержания произведения, пересмотр проблемы с личностной позиции;

  4. обучающиеся, прошедшие курс мастерских по-иному относятся к художественным произведениям, искусству; могут выражать собственную точку зрения без боязни быть непонятым, стали боле дружелюбны друг к другу, в учебной деятельности инициативны и самостоятельны;

  5. и педагоги и некоторые обучающиеся осознают проблему ведомости детей, их мышления штампами, отсутствия творческой инициативы;

  6. в работе педагогов мало уделяется внимания на формирование личностного, живого знания, однако, ввиду того факта, что теория о личностном, живом знании практически не освещена в педагогике, за исключением А.С.Кульневич, Е.Н. Бондаревской, которые работают не именно над живым знанием, но близки этой теории, сложно говорить о целенаправленной работе по формированию такого знания;

  7. некоторые педагоги считают, что в таких условиях теряется смысл обучения - «дать знания». А такова ли цель?

  8. обучающиеся наделены узкоспецифическими знаниями, которые вряд ли будут реализованы на практике. Однако интуитивно студенты осознают, что для них ценен тот материал, та информация, которую они могут использовать как в учебной, так и жизненной ситуации. Обучающиеся пытаются привлекать собственный учебный опыт для аргументации своего мнения.

Таким образом, педагогическая мастерская позволяет участнику реализовать в полной мере внутренний потенциал. Работа в мастерской - это вектор в будущее. Те основы, которые закладываются на мастерских, обучающиеся могут реализовать в решении жизненных и профессиональных задач.



Литература:

1. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. - М., 2002.- 120 с.

2. Зинченко В.П. Идея живого знания//Первое сентября- 1999.- №53.- с. 11-13.

3. Ерёмина Т.Я.Мастерская по литературе: Методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.- 120 с.

4. Рыжаков М.В. О разработке концептуальных основ образования// Стандарты и мониторинг в образовании.- 2005.-№5.- с.8-11.

5. .Хуторской А.В.Ключевые компетенции как компонент личностно-

ориентированной парадигмы образования//Народное образование.- 2003.-№2.-с.З-8.

© 2010-2022