Открытый урок литературы по произведению А. Платонова «Неизвестный цветок»

                                                                                                    Эпиграф к уроку:                                                                                              Доброе дело и в воде не тонет.                                                                                                (Русская пословица) Тема урока: «Путём добра и сострадания» (по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок») Цель урока: побуждение детей к чтению; формирование нр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок литературы

по произведению А.Платонова «Неизвестный цветок» (МГП)

5 класс


Эпиграф к уроку:

Доброе дело и в воде не тонет.

(Русская пословица)

Тема урока: «Путём добра и сострадания» (по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»)

Цель урока: побуждение детей к чтению; формирование нравственных ценностей на основе идейного содержания произведения А.Платонова.

Задачи урока:

1) Образовательная: знакомство с произведением А.Платонова.

2) Воспитательные: расширение представление детей о добре и сострадании с точки зрения нравственного смысла; формирование духовной отзывчивости, эмоционального сопереживания.

3) Развивающая: развитие способности осмыслять художественное произведение, составлять характеристику героев, анализировать эпизоды.

Оборудование урока: портрет писателя; пособие - книга для учащихся 5 класса «Вокруг тебя - мир»; кроссворд к уроку; мультимедийная презентация; иллюстрации учащихся к сказке «Неизвестный цветок»; цветные карандаши; музыкальное сопровождение; памятка «Твори Добро».

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Вид используемых ИКТ: презентация.

Понятия: характер героя, мотивы поступков.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный в первую очередь потому, что мы с вами будем говорить на нём о том, что близко всем без исключения. Ведь каждый из вас хочет, чтобы вас понимали, слышали, любили. А это возможно лишь при условии, что ты сам выберешь определённый путь, сложный, трудный, но в итоге приводящий к цели. И на сегодняшнем уроке мы попробуем с вами найти этот путь вместе с героями замечательного произведения Андрея Платонова «Неизвестный цветок», с которым вы уже познакомились дома.

Перед вами два кроссворда (Изображены на экране в мультимедийной презентации). Разгадав их, вы узнаете два слова, которые будут ключевыми в нашем уроке и помогут в поисках и преодолении пути.


  1. Разгадывание кроссвордов. (Ответ - во второй строке по вертикали)

Кроссворд 1. Вопросы. По горизонтали.

1) Куда, согласно библейским легендам, попадают грешники? (Ад)

2) Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).

3) Что съела царевна из сказки А.С.Пушкина и отравилась? (Яблоко)

4) Кто из сказочных героев искал себе невесту по туфельке? (Принц)

5) Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).

А

Д


К

О

Л

Ь

Ц

О

Я

Б

Л

О

К

О

П

Р

И

Н

Ц

Н

О

Г

А

Кроссворд 2. Вопросы. По горизонтали.

1) На укус какого насекомого жаловалась Айболиту лиса? (Оса)

2) Чем был примечателен Карабас-Барабас - герой сказки А.Толстого «Золотой ключик»? (Борода)

3) Самый унылый герой сказки о Винни-Пухе. (Ослик)

4) Кем был в детстве лебедь из сказки Г.Х.Андерсена? (Утёнок)

5) Какой сказочной героине мешала спать горошина? (Принцесса)

6) Как звали героя сказки, попавшего в чертоги Снежной Королевы? (Кай)

7) Назовите одного из героев мультфильма «38 попугаев» (Удав)

8) Назовите русский зимний праздник, во время которого сжигают чучело. (Масленица)

9) Что называют источником знаний? (Книга)

10) В чью страну попал Гулливер? (Лилипуты)

11) Назовите фамилию автора стихотворения «Бородино» (Лермонтов)

О

С

А


Б

О

Р

О

Д

А

О

С

Л

И

К


У

Т

Ё

Н

О

К

П

Р

И

Н

Ц

Е

С

С

А

К

А

Й


У

Д

А

В


М

А

С

Л

Е

Н

И

Ц

Ф

К

Н

И

Г

А


Л

И

Л

И

П

У

Т

Ы

Л

Е

Р

М

О

Н

Т

О

В

Учитель: Итак, какие же слова на сегодняшнем уроке будут ключевыми?

(Добро, сострадание).

А теперь обратите внимание на эпиграф к нашему уроку (на экране). Как вы понимаете эту пословицу? (Учащиеся объясняют смысл пословицы)

Учитель: Значит, сегодня мы будем говорить о добрых делах, о том, как творить Добро.

3. Работа с произведением «Неизвестный цветок».

Учитель: Да, ребята, взаимопонимания, любви можно достичь только через Добро, а путь к Добру лежит через Сострадание. Я предлагаю вам сегодня на уроке пройти увлекательный путь к Добру, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок». Давайте обратимся к тексту этого произведения, прочитанного вами дома.

- На какие части можно разделить текст? Как их озаглавить?

- Назовите героев этого произведения.

- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найдите в тексте слова, подтверждающие ваш ответ.

- Была ли, по-вашему, у цветка цель в жизни? Подтвердите свой ответ текстом.

- Автор сам определил жанр своего произведения - сказка-быль. Как вы понимаете значение слова «быль»? Что в описании цветка от «были», а что сказочное?

- Как вы думаете, почему так много места уделяется описанию истории жизни цветка на пустыре?

- Почему Даша шагнула на пустырь и заговорила с цветком? (Приходим к выводу о сострадании).

- Сочувствие, сострадание могут проявляться по-разному. В чём же проявилось сострадание Даши?

4. Творческая работа.

Учитель:

- А теперь сделаем с вами маленькую творческую работу: запишите в тетрадях те слова, с которыми, как вам кажется, Даша обратилась к свои друзьям, чтобы убедить их помочь цветку. (Даётся 2-3 минуты на то, чтобы ученики выполнили эту работу, затем все желающие зачитывают свои «обращения»).

5. Составление формулы Добра и правил Сострадания.

Учитель: Как же проявляются Добро и Сострадание? В чём они заключаются? Давайте попробуем составить формулу Добра. Предлагайте его составляющие.

В итоге обсуждения на доске записывается формула добра:

ДОБРЫЕ МЫСЛИ+ СЛОВА+ДЕЛА = ДОБРО

Учитель: Давайте теперь составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, внимательными к окружающим вас людям, уметь проявить сострадание.

Ученики (по очереди):

- Не бойся предлагать помощь другим.

- Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

- Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

- Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.

- Будь терпим к другим людям, умей выслушать их.

- Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Учитель: Хорошо, ребята, вот мы с вами и составили памятку о том, как творить добро. В конце урока все вы получите такую памятку и, надеюсь, будете в жизни следовать ей.

6. Психологический этюд.

Учитель:

- Ребята, вы, наверное, устали? Давайте отдохнём. Сейчас, работая с текстом А.Платонова, каждый из вас, я думаю, по-своему представил Добро и Сострадание, которые могут помочь, облегчить жизнь другому. Я предлагаю вам взять цветные карандаши и нарисовать Добро - образ, который, по-вашему, его выражает. Рисуя, подумайте, кому бы вы хотели подарить Добро.

(Звучит музыка, учащиеся рисуют Добро, как они его представляют; затем «защищают» свои рисунки, объясняя, кому предназначено их Добро и почему в таком образе оно представлено).

6. Работа с афоризмами.

Учитель:

- Наш урок подходит к концу. И сделать вывод нам помогут слова мудрых людей - афоризмы, которые вы видите на экране. Познакомьтесь с ними. Какой из этих афоризмов можно использовать в качестве вывода по сегодняшнему уроку? Объясните свой выбор.

На экране высказывания:

  1. Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. (Лев Толстой)

  2. Люди, у которых своё горе, умеют утешать других. (Марк Твен)

  3. Добро существует там, где его постоянно творят. (Владислав Гжещик - польский писатель)

7. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к Добру нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках и о сказанных словах. Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

В заключение мне хочется сказать:

Добрые сердца - это сады.

Добрые мысли - корни.

Добрые слова - цветы.

Добрые дела - плоды.

Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно.

Завершается урок чтением стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела» (подготовленный ученик)

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

Мне с отчимом невесело жилось,

Все ж он меня растил -

И оттого

Порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, -

Рассказывает мать, -

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы… Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог -

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

(В конце урока всем раздаются памятки «Твори Добро»)

Памятка «Твори Добро»

1) Не бойся предлагать помощь другим.

2) Помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

3) Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.

4) Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.

5) Будь терпим к другим людям, умей выслушать их.

6) Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.


© 2010-2022