- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе Роль пейзажных зарисовок в рассказе И. С. Тургенева Бежин луг
Конспект урока по литературе Роль пейзажных зарисовок в рассказе И. С. Тургенева Бежин луг
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Дементьева М.С. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока литературы в 6 классе.
И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника».
Тема: Роль пейзажных зарисовок в рассказе «Бежин луг».
Цели урока:
-
Знакомство учеников с фрагментами биографии Тургенева;
-
Рассмотрение идейно-художественных и жанровых особенностей очерка «Бежин луг».
Задачи:
-
Показать взаимосвязь человека и природы в рассказе;
-
помочь учащимся осмыслить глубину нравственных, философских и эстетических проблем, поднятых автором в рассказе «Бежинлуг»;
-
продолжать развитие навыков анализа художественного текста и выразительного чтения ;
-
помочь учащимся оценить изящество и совершенство языка И.С. Тургенев;
-
воспитывать трепетное отношение к природе.
Оборудование урока: портрет писателя, учебник
Теория литературы: очерк, пейзаж, эпитет, сравнение, метафора, олицетворение.
Методические приёмы: рассказ учителя, беседа, выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока.
Вся моя биография в моих сочинениях…
И. С. Тургенев.
1. Слово учителя.
Сегодня наш урок посвящён творчеству И.С.Тургенева.
Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событии со времен Ивана Грозного. В Смутное время один из Тургеневых - Петр Никитич - был казнен на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия. Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мценского уезда Орловской губернии. Все управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Мальчик рано стал замечать, что все вокруг подчинено дикому произволу, капризам властных родителей. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.
Детские и юношеские воспоминания о жизни вСпасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском язык. С гувернерами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимала природа, охота, рыбная ловля. Спасское приволье стало его «колыбелью»: научило страстно любить природу, особенно в живых её проявлениях.
Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения.
(статья в учебнике на стр. 168)
Тургеневу не исполнилось еще и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.
Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им еще в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетневым, с Грановским. Тургеневу не было еще и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.
Впоследствии впечатления детства и юности во многом определили содержание знаменитых «Записок охотника» И. С. Тургенева, в которых автор нарисовал яркую картину средней России с её пейзажами, бытом, нравами и обычаями всех, кто населял её деревни и поместья. «Записки охотника» явились переходом от начального периода творчества И. С. Тургенева, к новому этапу творчества, к реалистической прозе. И. С. Тургенев обратился для их воплощения и выражения к рассказам-очеркам.( сост. из 25 рассказов )
Доклад обучающегося.
«Записки охотника» состоят из двадцати пяти рассказов, представляющих собой отдельные законченные произведения, разнообразные по содержанию и художественным особенностям. В основе художественной стройности «Записок охотника» - образ рассказчика (охотника), от лица которого ведется повествование. Рассказчик обычно принимает непосредственное участие в описываемых событиях и не скрывает своего отношения к ним. Он слушает (или подслушивает) разговоры действующих лиц, иногда вмешиваясь в беседу, или специально расспрашивает их о жизни, попутно сообщая читателю уже известные сведения об этом лице.
2. Беседа. (Выявление читательского восприятия учеников.)
- С каким произведением в вашей памяти связано имя И. С. Тургенева? (рассказ «Муму»)
- Как вы думаете, о чем книга «Записки охотника»?(принести сборник «Зап.охотника»)
- Сегодня мы с вами познакомились с одним из рассказов этой книги «Бежин луг».
- Дома вы прочитали этот рассказ. Чем он вам запомнился?
- С чего начинается рассказ? (с описания природы).
- Может быть, вы слышали, как называется такое описание в искусстве (и живописи в том числе)? (Пейзаж)
- Запишем определение в тетради:
Пейзаж - картина природы в художественном произведении.
Описание природы помогает лучше понять героев и их поступки, представить место действия. - А теперь давайте вспомним, какие жанры литературных произведений мы знаем?
- Жанровая необычность произведения была отмечена первыми читателями: «Хорошо, очень хорошо, только что ж это такое - повесть не повесть, путешествие не путешествие…». Очень трудно было определить жанр произведений этого сборника
- Жанр произведений Сборника И.С.Тургенева «Записки охотника»- очерк. Что такое очерк?
Очерк - разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения.
И в этом очерк близок рассказу. Почему же всё-таки очерк? Потому, что автор описывает то время, в которое он живёт, конкретных людей, события.
Запись определения в тетради.
(Активизация читательского восприятия)
Инсценировка Стр180-184. (Использование аудиокниги «И.С. Тургенев «Записки охотника»)
- Что придаёт таинственность, мистичность рассказам ребят?(Ночь, природа).
Всё совсем по-другому выглядит утром.
4. Работа с текстом.
-Давайте попробуем определить, какими художественными приемами пользуется Тургенев при описании картин природы? Приведите примеры.
Эпитеты: «Солнце - не огнистое, не раскаленное…. светлое и приветливо лучезарное», «играющие лучи», «бесконечно разлившееся река», «могучее светило»…
Сравнение: «блеск подобен блеску кованого серебра», «сами они… лазурны, как небо», «последние из них, черноватые и неопределенные, как дым», «как бережно несомая свечка»…
Метафоры: «»утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем», «солнце - мирно всплывает», «хлынули играющие лучи»….
Олицетворения: «ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной», «вихри… гуляют по дорогам…», «облака исчезают…, ложатся розовыми клубами…
- Как вы считаете, как человек связан с природой в рассказе Тургенева? Кто или что выше - природа или человек? (проблемный вопрос)
- Почему повествователь заблудился? Стр 172. Кто он?
- Почему герой не поддается панике, и кто ему в этом помогает?
(Недоумение», «жутко», «отчаянно устремился», «сердце сжалось», пошёл «по звездам - наудалую».Герой рассказа не поддался панике, продолжал действовать - и вышел к людям, с ним его верный друг - собака Дианка «умнейшая из всех четвероногих тварей»)
-Каков он, Бежин луг? Найдите описание в тексте (Стр 175)
- Кто же эти люди, которых встретил охотник? (Крестьянские ребятишки, которые стерегли табун)
- Как вы думаете, почему Тургенев вдруг выбрал для рассказа крестьянских ребятишек? (Хотел раскрыть мир крестьянского детства).
- Как относится к своим героям автор? (Он добродушно, доброжелательно усмехается над ними, но в то же время проявляет много уважения к своим героям, а местами открыто любуется ими).
- Как зовут мальчиков? (Федя, Павлуша, Илюша, Костя, Ваня) (Стр 177)
5. Закрепление.
- Давайте с вами еще раз подумаем, как соотносятся человек и природа в рассказе Тургенева?
(В начале рассказа природа живет отдельной, прекрасной, независимой жизнью. Человек как будто смотрит на неё снизу вверх (описание неба, солнца, облаков), восхищается постоянно меняющимися картинами неба. В описании дня охоты природа пугает охотника, враждебна ему (охотник заблудился, словно его водит какая-то нечистая сила)
- Что такое природа для писателя? (природа - высшая сила)
Итоги урока:
- Понравился ли вам рассказ Тургенева?
- Что нового вы узнали на уроке? (что такое очерк, пейзаж, биографию Тургенева)
6. Домашнее задание
Прочитать до конца рассказ, выбрать наиболее понравившийся эпизод и пересказать его.
Напишите мини-сочинение о понравившемся мальчике и его истории!