Осуждение крепостничества в комедии Д. И. Фонвизина Недоросль. Интегрированный урок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок (литература, история)
Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"»

Цели:

  • углубить понятия учащихся о крепостном праве;

  • сформировать представление о положении крепостного крестьянина;

  • проанализировать образы помещиков-крепостников.

  • воспитывать чувство неприязни к угнетению человека человеком, к невежеству.

Методические приемы:

рассказ учителя, словарная работа, доклады-сообщения учеников, комментированное чтение
Оформление:

1. Запись на доске эпиграфов:

1. "Волшебный край, там в стары годы
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы"
(А.С.Пушкин, "Евгений Онегин").
2. "... сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии
Народной ..."

(А.С.Пушкин. Послание к цензору).

2. Портрет Д.Фонвизина работы Фогеля 1875 г.

3. Словарная работа: запись на доске или раздаточный материал (на выбор учителя)

Сатира -

1. Обличающая, бичующая ирония.

2.Литературное произведение, обличающее отрицательные явления действительности!

Сатирик- автор сатирических произведений.

Крепостное право - форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли

Крепостное право - форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли.

Главные элементы крепостного права.

  • Прикрепление крестьянина к обрабатываемому им участку земли; без согласия помещика крестьянин не мог переменить своего местожительства;

  • Обложение крестьянина в пользу помещика натуральными и денежными
    повинностями;

  • Право помещика подвергать крестьянина телесному наказанию и штрафам.

4. Репродукции картин:

А.Г.Венецианов "Утро помещицы", В.В.Пукирев "Неравный брак", П.А.Федотов "Сватовство майора", Н.В.Неврев "Торг", "Помещичья усадьба".

1. Ход урока

Ребята! У нас сегодня интегрированный урок. Одну тему мы рассмотрим со стороны двух наук: литературы, истории. Тема нашего урока "Осуждение крепостничества в комедии "Недоросль". Обратимся к эпиграфам. Выберите один и запишите в тетрадь (учащиеся записывают в тетрадь тему урока, эпиграф). О XVIII веке говорят: "Столетие безумно и мудро" и до конца оно не разгадано. Почему? С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой - происходит культурный переворот.

Послушаем, что нам расскажет об этом учитель истории.

Учитель истории.

(Раздаточный материал - по ходу объяснения ученики следят и заполняют пробелы в таблице, ученикам раздаются таблицы по усмотрению учителя можно не заполнять разные столбцы таблицы)

Этапы закрепощения крестьян

Год

Указ

Содержание указа

1497

"Судебник Ивана III"

  • Ограничен срок Перехода крестьян - "Юрьев день"

1550

"Судебник"

  • Подтверждение положения о Юрьевом дне

1581

Указ "О заповедных летах"

  • Временный запрет перехода в Юрьев день

1597

Указ об "урочных летах"

  • Пятилетний сыск беглых крестьян

1607

"Об увеличении срока сыска беглых крестьян"

  • Срок сыска увеличили до 15 лет

  • Штраф 10 руб. за принятие беглого

  • Изменился смысл понятия "пожилое" -штраф за держание у себя беглого

  • Обязательный сыск беглых крестьян

1649

"Соборное уложение"

  • Наследственное прикрепление крестьянина к земле и феодалу

  • Окончательное закрепощение крестьянства

Учитель сам выбирает, из каких столбцов следует удалить информацию

Крепостное право в 18 в.

Год

Император

Мероприятие, указы

1708

1721

Петр I

  • Введена подушная подать

  • Разрешена покупка крестьян заводами, с 1744 г. не только поштучно, но и целыми семьями

1747

Елизавета Петровна

  • Разрешено продавать крестьян в рекруты и ссылать на поселение в Сибирь

1785 г.

Екатерина II

  • "Жалованная грамота дворянству"

Вторая половина 18 в.

Екатерина II

  • Раздача крестьян дворянам

  • Крестьянам запрещено жаловаться на помещика

Делается аспект на определении крепостного права и этапах закрепощения крестьян (1497г. … 1649г.)

Окончательное укрепление крепостного права происходит при приемниках Петра 1.

18 век - это время окончательного закрепления крестьян за своими помещиками. Этому во многом способствовало законодательство Елизаветы Петровны, Петра III и, особо, Екатерины II. Каково же было положение крестьян?

В 1742 и 1762 годах по 2 и 3 ревизии постепенно попали в крепостную зависимость разные мелкие разряды лиц, прежде свободных, - незаконнорожденные, вольноотпущенники, не помнящие родства и другие бродяги, дети солдат, заштатные церковнослужители, приемыши, плененные инородцы и т.п.

Таким образом, в 18 веке происходит расширение круга зависимых людей.

Существенной чертой крепостного права, как его понимали люди 18 века, был взгляд на крепостного крестьянина как на личную полную собственность владельца. По закону власть владельца над крепостной душой слагалась из двух элементов: землевладелец - ближайший управитель крепостного, во-вторых, кредитор и собственник труда крепостного крестьянина, (помещик надзирал, судил, наказывал, облагал работой крестьянина). С 18 века помещики присвоили себе уголовную юрисдикцию над крестьянами с правом подвергать их соответствующему вине наказанию. (Указ 1760 года разрешил ссылать крестьян в Сибирь). В "Жалованной грамоте дворянству" 1785 года Екатерина II не выделила крестьян из общего состава недвижимого дворянского имущества, т.е. признала крестьян частью сельскохозяйственного помещичьего инвентаря.

В 18 веке помещики четко уяснили, что крестьянин является их полной собственностью. Это выражалось в следующем: помещик был полным распорядителем крестьянского мира, он творил здесь суд и расправу, смотрел за благочинием и порядком, устраивал все хозяйственные и общественные отношения крестьян, мог продавать своих крестьян как товар. Обращение к картине Н.В.Неврева "Торг"

Одним из примеров подобного обращения с крестьянами был граф Петр Александрович Румянцев.

Румянцев установил строгие наказания за проступки и преступления крестьян. Такими наказаниями служили денежные штрафы от 2 коп. до 5 руб., цепь, палки и плеть.

Румянцев не любил розг, предпочитая им палки, которые производят более сильное впечатление на наказуемого.

Строгие наказания, назначенные Румянцевым, являются решительным баловством в сравнении с взысканиями, какие устанавливали другие землевладельцы. Вот как описывает неизвестный помещик в "Журнале домового управления" расправы над крестьянами. "За нехождение в церковь без уважительной причины виновный платил 10 коп. в пользу храма; за самую малую кражу крепостной крестьянин наказывался отнятием всего движимого имущества, телесным наказанием, отдачей в солдаты без доклада барину. За оскорбление, нанесенное дворянину, крепостной наказывался батогами по желанию последнего, "пока тот доволен будет"; в пользу своего землевладельца он платил еще 2 руб. штрафу". На крепостных за каждую мелочь сыпались плети сотнями, розги - тысячами ударов; было строго дифференцировано отношение удара плетью к удару розгой: удар плетью равняется 170 розгам. Всякий праздник дворовые должны были являться в дом господина на поклон; за неявку назначена тысяча розог. Если крепостной говел, но не приобщался, он наказывался за то 5 тыс. розог. Наказанный тяжко мог ложиться в господский госпиталь; впрочем, было определено точно, сколько дней каждый наказанный мог лежать: срок зависел от количества ударов. Наказанный 100 плетьми или 17 тыс. розог мог лежать неделю; получивший не более чем 10 тыс. розог - полнедели. Кто лежал более, того лишали хлеба и вычитали соответствующую долю его месячного жалования.

Ярким примером ужаснейшего обращения с крестьянами была Дарья Николаевна Салтыкова, (Салтычиха - как ее прозвали в народе)

Послушаем сообщение о ней.

Сообщение ученика.

Учитель истории.

Итак, мы выяснили, что на протяжении нескольких столетий шел процесс закрепощения крестьян. 18 век стал особой вехой в этом событии, помещики имели неограниченную власть над своими крестьянами, тяжелые истязания нередко оканчивались смертью крепостного. Истязания крепостных, кончавшиеся смертью несчастных жертв барского произвола, сходили с рук мучителям.

Все это вызывало недовольство среди простого населения, повсеместно вспыхивали крестьянские волнения, и даже либерально настроенная интеллигенция стала высказывать слова протеста.

Учитель литературы

Столетие безумно, так как господствовало крепостное право, но вместе с тем, оно отмечено небывалым подъемом развития науки, искусства.

Среди искусств, поучивших развитие в XVIII в., особое внимание стоит уделить литературе. Новая русская литература началась с сатир Антиоха Кантемира, реформатора Русского стихосложения Василия Тредиаковского, Михаила Ломоносова, Радищева, Фонвизина. Самым большим событием в литературе накануне XIX века стало появление комедии "Недоросль". Заслуга Фонвизина в том, что он один из первых, вслед за Радищевым, осудил крепостное право в своей комедии, которая надолго пережила свое время.

- Скажите, через какие образы автор показывает свое отношение к крепостничеству? (Через образы помещиков-крепостников: Простаковых, Скотинина). Мы можем себе представить, как выглядела усадьба помещиков. Обращение к репродукции картины "Помещичья усадьба".

-Опишите, какая обстановка царит в доме Простаковых. Покажите на примерах, обращаясь к тексту, как она ведет себя со своими близкими: с мужем, с Софьей, братом, как ведет себя с учителями Митрофанушки;

( Муж у нее под каблуком, она им помыкает. К Софье относится бесцеремонно, не доверяет ей (д.1, яв.6) Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо).

Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. И даже к Стародуму, пока не узнает, кто он такой.

- Каково положение слуг (дворовых) в ее доме?

(Ужасно. Она особенно отвратительна с ними. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.)

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. (д.1, яв.2, 4)

К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...

Ты еще, старая ведьма, разревелась...

...А ты разве девка, собачья ты дочь? Разве у меня в доме, кроме твоей скверной хари, и служанок нет! Палашка где? Лежит! Ах, она бестия! Лежит, как будто благородная.(д.З, яв.4)

Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день (д. 3,яв. 6);

К Стародуму: Я, братец, с тобой лаяться не стану. От роду, батюшка ни с кем не бранилась. У меня такой нрав. Хоть разругай, век слова не скажу. (д.З, явл.5)

Простакова о себе: Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи (д. 1, яв.З).

Как теленок, мой батюшка. Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)

...Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...(д.З, яв.З - дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)

.. .Ах, я собачья дочь! Что я наделала! (д.5, яв.З)

...Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники, нет воры! Век не прощу, не прошу этой насмешки. (д.5.яв.4)

Кутейкин Цыфиркину: Слыхал ли ты, братец, каково житье-то здешних челядинцам, даром, что ты служивый. (д.З, яв.6).

Мы можем только догадываться, что ждет бедных слуг. Фонвизин щадит зрителей и не показывает сцен расправы над людьми. Но в "Журналах домового управления" об этом сказано подробно и достоверно.

-Простакова как-нибудь оправдывает свою жестокость?

(Да. Она говорит Стародуму: Разве я не властна в своих людях?)

Скотинин: Дворянин когда захочет, волен поколотить слугу (д.5,яв.4)

Она обосновывает деспотизм существующими законами, правами дворянского класса. Простакова убеждена, что это дворянское звание дает ей право не считать крепостных за людей.

-Скажите, она кого-нибудь любит?

(Да, Митрофанушку, своего сына. Заботится о нем, ласкова с ним, заступается за него, нанимает учителей).

- .Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?

("Без наук люди живут и жили"- говорит помещица).

Сама она крайне невежественная, безграмотная женщина. Однако она живет в тo время, которому предшествовали петровские реформы, когда уже и до таких дворян, как она, доходят новые веяния. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью и смотрит на обучение как на тяжелую повинность.

Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: "Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит..."- говорит она Цыфиркину.

При решении задачи о деньгах она советует сыну: "...Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу пустота. Денег нет - что считать? Деньги есть - сочтем без Пафнутьича хорошенько.(д.З, яв.7)

Простакова о географии: "...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. (д.4, яв.8)

П. Стародуму: " Батюшка мой, да что за радость и выучиться?

Вывод: Простакова невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница. Она еще скупа, лицемерна, и вместе с тем труслива.

- Каким растет Митрофанушка? (похожий на мать)

Как он относится к окружающим?

К Еремеевне: Ну, еще слово молви, стара хрычовка! (д.2, яв.4)

К Скотинину: Что ты так ощетиниться изволил? ….. Что ты, дядюшка, белены объелся? Убирайся, дядюшка, проваливай.

К Учителям: Пострел их побери. (д.2., яв.5)

С Еремеевной плохо разговаривает. (д.2., яв.5)

К Цыфиркину: Ну, давай доску, гарнизонная крыса!

Цыфиркин о Митрофане: Ваше благородие! Завсегда без дела лаяться изволите.

Вывод: Вслед за матерью ведет себя грубо и жестоко. Учителя для него - враги, а слуги - это не люди. Эти черты характера добавляются крайним невежеством. Он бессердечен, эгоистичен и груб. В некотором отношении он пошел дальше матери. Он отлично понимает, кому и как надо угодить (сон). Мать любит его (пусть по-своему), а Митрофан только прикидывается любящим.

-В чем мать видит счастье для сына? (В богатстве и праздности).

-Какие черты характера развивает она в своем сыне своими методами?
(Она воспитывает тунеядца, паразита - "не хочу учиться, хочу жениться")

-Можем ли мы сказать, что яркие и индивидуальные качества этой помещицы приобретают характер широкого обобщения? (Да, конечно.)

- Кто еще из героев представляет крепостников- помещиков? ( Скотинин, Простаков).

- Похож ли Скотинин на свою сестру?

Простаковой: "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата.

У меня в этом, сестрица, один обычай с тобой" (д.1, яв.4)

"...Сколько меня соседи не обижали, сколько убытку не делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян, так и концы в воду".

Простаков: "То правда, братец, весь околоток говорит, что ты мастерски собираешь оброк".

Простакова: "Хоть бы ты, братец, нас поучил, а мы никак не умеем. С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда! (д. 1, яв.5)

Митрофану: "Ах, ты, чушка проклятая!" (д.2,яв.4)

Простаковой: "Отвяжись, сестра! Дойдет дело до ломки, погну, так затрещишь"

На слова Милона: "Разве она вам не сестра?", Скотинин отвечает: " Что греха таить, одного помету; да вишь как развизжалась". (д.3, яв.3)

Сообщение ученика о Скотинине (обобщение)

Сообщение ученика о Простакове (обобщение)

Как могли появиться в жизни такие люди, как Простакова, Скотинин? ( Ответ дает все содержание комедии: крепостное право, бесконтрольная власть над крестьянами, паразитическое существование за счет каторжного труда - вот та почва, на которой вырастают деспотизм, произвол, бесчеловечная жестокость и отвратительные нравственные качества помещичьего класса.)

В чем секрет комедии, секрет ее бессмертия?

- Поднимает тему образования и воспитания;

-Высмеивает невежественных и жестоких крепостников-помещиков.

Слово "недоросль" не имело до комедии отрицательного оттенка, таким оно стало после появления пьесы. Имя "Митрофан" стало нарицательным, оно стало обозначать лентяя и невежду. И мы с вами учимся на примере этих образов, какими быть не надо, что может вызвать смех у окружающих нас людей. Мы смеемся над Митрофанушкой, над его невежеством, понимаем, что жизнь за счет других - это безнравственно. Вам, ребята, надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества, а не вести паразитический образ жизни. Фонвизин ничего не выдумывал, он брал образы своих героев из жизни. Зрители узнавали себя. Говорят, что один из молодых дворян узнал себя в Митрофане и до того был потрясен, что бросился в ученье, учился дома и за границей, изучил языки, философию, историю живописи, стал художником и в конце концов - президентом Академии художеств. Это был Алексей Николаевич Оленин, один из образованнейших людей своего времени. Вполне возможно, что кто-то из вас увидел некую схожесть с Митрофанушкой. Главное - сделать правильные выводы.

Итак, автор создал сатирические образы помещиков - крепостников, он обличил крепостное право, показал какое губительное воздействие, оно оказывает на помещика и крепостного (Еремеевна). Он показал, что угнетать рабством себе подобных беззаконно.

2. Домашнее задание.

Написать творческую работу. "Портрет помещика - крепостника " Вот злонравия достойные пло



© 2010-2022