Рабочая программа по русскому языку 9 класс (Т. А. Ладыженская)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Омутнинска


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________________

«____» _______________ 2014 г.

«Утверждаю»

Директор КОГОБУ СОШ с УИОП

г. Омутнинска

_______________________ Н.П. Локтина

Приказ № ______ от ______________2014 г.

Рассмотрено на заседании

ШМО учителей________________

______________________________

«____» _______________ 2014 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,

9абвг КЛАСС


НА 2014-2015 учебный год







Автор-составитель:

Юдина О.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории













Омутнинск 2014



Пояснительная записка.

Программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку Сборник нормативных документов /сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, М.:Дрофа, 2009, на основе авторской программы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 - 9 классы», М., «Просвещение», 2007г.

Программа ориентирована на базовый уровень обучения.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:

  1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

    • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

            • Формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

  1. Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

  • Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

  • Формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

  • Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать

  • изученные разделы науки о языке;

  • смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

  • определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • адекватно понимать информацию устного сообщения;

  • читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

  • свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Содержание курса.


Международное значение русского языка(1 час)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V-VIII КЛАССАХ (5 часов)

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Сложные предложения (1ч)

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (9 часов)

Сложносочиненное предложение и его особенности. Слож­носочиненные предложения с союзами (соединительными, проти­вительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кино­фильм.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (24 часа)

Сложноподчиненное предложение и его особенности. Глав­ное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по от­ношению к главному. Разделительные знаки препинания меж­ду главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточ­ными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтакси­ческие синонимы.

Академическое красноречие и его виды, строение и язы­ковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8 часов)

Бессоюзное сложное предложение и его Особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ (6 часов)

Различные виды сложных предложений с союзной и бес­союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Соче­тание знаков препинания.

Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (2часа)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-эссеисты, исследовавшие русский язык.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ (12 часов)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Доклад или реферат на историко-литературную тему

Тезисы статьи" (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.


Планирование курса.

Разделы

Кол-во

РР

КР

1

Международное значение русского языка.

1



2

Повторение пройденного в 5-8 классах.

5

1


Сложное предложение. Культура речи.

1



Сложносочиненные предложения.

9

1

1

Сложноподчиненные предложения.

24

4

1

Бессоюзные сложные предложения.

8

2

1

Сложные предложения с различными видами связи.

6

2


4

Общие сведения о языке.

2

2


5

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

12

3

1

68

15

4


Тематическое планирование.

Название темы, раздела

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО


Международное значение русского языка.

Роль языка в жизни человека и общества.

Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русский язык - язык русской художественной литературы.

Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах.


Повторение изученного (5 часов)


Простое предложение.

Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.

Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.


Постановка знаков препинания в простом предложении

Повторение постановки знаков препинания в простом предложении.

Осложняющие элементы простых предложений.


Р.Сжатое изложение.

Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, основной и дополнительной, явной и скрытой информации, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.


Простое предложение с обособленными членами предложения.

Простое предложение с обособленными членами предложения. Пунктуация в простом осложненном предложении.


Простое предложение.

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Проверка уровня знаний учащихся.

Сложные предложения ( 1 час)


Сложное предложение.

Формирование понятия о структуре сложного предложения. Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Культура речи. Критерии культуры речи.

Сложносочиненное предложение (9 часов)


Сложносочиненное предложение.

Сложносочиненное предложение и его особенности. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Формирование понятия о структуре сложносочиненного предложения. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении.


Структура сложносочинённого предложения

Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, проти­вительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.


Р. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Обучение правильному написанию рецензии на художественное произведение. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кино­фильм. Текст как продукт речевой деятельности.


Группы сочинительных союзов.

Пунктуация в сложносочиненном предложении. Объяснение трудных случаев постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Авторское употребление знаков препинания.


Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Сложносочиненное предложение и его особенности. Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении.


Простые предложения в составе сложносочинённого с общим второстепенным членом

Пунктуация в сложносочиненном предложении. Объяснение трудных случаев постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Авторское употребление знаков препинания.


Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении

Пунктуация в сложносочиненном предложении. Объяснение трудных случаев постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. Авторское употребление знаков препинания.


Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённое предложение"

Систематизация материала по теме «Сложносочиненное предложение» Пунктуация в сложносочиненном предложении. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.


Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»

Проверка качества знаний учащихся. Пунктуация в сложносочиненном предложении. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

Сложноподчиненное предложение (24 часа)


Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение н его особенности. Главное и придаточные предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения.


Способы связи между частями сложноподчинённого предложения

Определение способов связи между частями сложноподчиненного предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по от­ношению к главному. Виды придаточных предложений.


Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным определительным. Определение синтаксической роли союзных слов. Формирование понятия о синтаксических синонимах Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Сложноподчинённое предложение с придаточным местоименно-определительным

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным местоименно-определительным. Определение синтаксической роли союзных слов. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Синтаксическая роль союзных слов

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Определение синтаксической роли союзных слов. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтакси­ческие синонимы


Придаточное предложение местоименно-определительное

Определение средств связи частей в сложноподчиненном предложении с придаточным местоименно-определительным. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.


Сложноподчиненные предложения с придаточным изъяснительным.

Определение синтаксической роли союзных слов. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным


Средства связи частей в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным

Определение синтаксической роли союзных слов. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным


Р.Сообщение на лингвистическую тему

Написание сочинений различных видов. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Их признаки. Повествование. Описание. Рассуждение. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.

Основные жанры разговорной (рассказ, беседа, спор) речи. Сообщение на лингвистическую тему. Деловые документы (автобиография, заявление).


Р. Подготовка к сочинению-рассуждению.

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо.


Р.Сочинение-рассуждение

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.

Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо.


Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением обстоятельственным. Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением места. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.


Придаточные предложения образа действия, меры и степени

Формирование понятия о структуре сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия, меры и степени. Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным


Придаточные предложения места

Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением места. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Придаточные предложения времени

Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением времени. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Придаточные предложения условные

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением условным. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Проверка уровня знаний учащихся.


Придаточные предложения причины.

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным причины. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Придаточные предложения цели

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением цели. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Придаточные предложения сравнительные

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением сравнительным. Знаки препинания при придаточном предложении сравнительном и при сравнительных оборотах.


Придаточные предложения уступительные

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточным предложением уступительным. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Придаточные предложения следствия и придаточные предложения присоединительные

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с придаточными предложениями, следствия и придаточными присоединительными. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями.

Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением придаточных предложений. Формирование понятия о структуре сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными предложениями, знаки препинания в них. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.


Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Проверка уровня знаний учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение». Сложноподчиненное предложение н его особенности. Главное и придаточные предложения. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Пунктуация в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными предложениями.


Р.Сочинение на лингвистическую тему

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.

Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров

Бессоюзное сложное предложение (8 часов)


Бессоюзное сложное предложение и его особенности.

Бессоюзное сложное предложение и его особенности.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

Формирование понятия о структуре сложного бессоюзного предложения. Определение условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.


Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения

Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. Формирование понятия о структуре сложного бессоюзного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Определение условия постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.


Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Определения условия постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.


Тире в бессоюзном сложном предложении

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Определения условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении. Формирование навыков постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.


Р. Реферат статьи на линвистическую тему.

Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.

Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация; письмо.


Контрольная работа «Бессоюзное сложное предложение»

Проверка уровня знаний учащихся по теме «Бессоюзное сложное предложение». Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.


Р. Сжатое изложение.

Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

Сложное предложение с различными видами связи (6 часов)


Сложное предложение с различными видами связи.

Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

Формирование понятия о сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью. Сложные предложения с различными видами связи.


Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью

Анализ трудных случаев постановки знаков препинания в сложных предложениях. Овладение различными видами чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая ресурсы Интернета.


Разделительные знаки препинания в сложных предложениях

Формирование понятия о структуре сложного предложения с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Сочетание знаков препинания.


Сочетание знаков препинания в сложном предложении с различными видами связи

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.


Р. Конспект статьи на лингвистическую тему.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка, определенному стилю. Текст. Деление текста на смысловые части и основные средства связи между ними. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)


Р.Сочинение на лингвистическую тему

Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение. Структура текста.

Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров

Общие сведения о языке (2 часа)


Р.Роль языка в жизни общества

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка. Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-эссеисты, исследовавшие русский язык.

Сформировать понятие о роли языка в жизни общества. Сформировать понятие о группе славянских языков. Система языка. Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России. Русский речевой этикет. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.)


Р.Литературный язык и его стили

Речь и речевое общение. Речь устная и письменная, диалогическая и монологическая. Сферы и ситуации речевого общения. Русский литературный язык и его стили Функциональные разновидности языка. (разговорная речь, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы), их основные особенности. Ситуации речевого общения. Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия) стиля. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация, рецензия, тезисы. Основные жанры официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стиля. Обучение правильному написанию документов (расписка, доверенность, заявление, письмо). Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: письмо; расписка, доверенность, заявление.


Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
(12 часов)

Лексика и фразеология.


Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова как явления фразеологической системы. Понятие об этимологии, истории происхождения слов и фразеологизмов.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Фонетика. Графика. Орфография

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Связь фонетики с графикой и орфографией. Основные выразительные средства фонетики. Правильное произношение слов и интонирование предложений. Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

Состав слова и словообразование.

Повторение морфем. Правописание приставок Основные выразительные средства морфемики и словообразования. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Орфография

Повторение правописания корней, суффиксов, окончаний слова. Основные орфографические нормы.

Р.Сочинение публицистического характера

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы. Основные жанры публицистического (выступление, статья, интервью, очерк), стиля. Написание сочинений различных видов. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Морфология. Самостоятельные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии.

Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Морфология. Служебные части речи.

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства морфологии.

Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

Р.Сжатое изложение.

Текст как продукт речевой деятельности. Структура текста.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры.

Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), говорением, чтением, письмом.

Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста.

Р.Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему. Статья.

Написание сочинений различных видов; создание текстов разных стилей и жанров: тезисы, конспект, отзыв, рецензия, аннотация. Доклад или реферат на историко-литературную тему

Тезисы статьи" (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи

Синтаксис и пунктуация.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства синтаксиса. Употребление синтаксических конструкций в соответствии с нормами русского литературного языка. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

Культура речи.

Понятие о русском литературном языке и его нормах.

Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. Культура речи. Критерии культуры речи. Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.

Контрольная работа «Синтаксис и пунктуация сложного предложения»

Проверка уровня знаний учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация сложного предложения».



Учебно-методический комплекс.

1. Программа по русскому языку.Авт. М.Т.Барнов, Т.А.Ладыженская.М., «Пр.» 2007
2. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.Русский язык. С.Г.Бархударов,С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов М., «Пр.» 2002

3. Русский язык. 9 класс: Поурочные планы. Л.А.Тропкина. Волгоград: Учитель 2003

4. Уроки русского языка в 9 классе.Книга для учителя:Из опыта работы. Богданова В.А. М., «Пр.» 2000

5. Русский язык 1-11 классы. Рабочие материалы для учителей и учащихся. Н.А.Лошкарева М., «Лептос» 1995

6. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для ЕГЭ по русскому языку. Сост. Г.М.Вялкова, Т.Ф.Сивокозова Волгоград: Учитель 2005

7. «Развитие речи: теория и практика обучения: 5-8 кл.» Книга для учителя. В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева. М., «Пр.» 1997

8. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 8-9 классы. Методическое пособие. М., «Дрофа» 1997

9. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов средней школы. Пособие для учителя. Т.А.Костяева, Л.М.Рыбченкова М., «Пр.» 1994

10. Русский язык. 9 класс. Тесты для подготовки к экзамену по новой форме. М.П.Книгина Саратов: Лицей, 2008

11. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты к экзамену в новой форме. М.П.Книгина, Л.В.Коротченкова. Саратов: Лицей, 2008

12. «Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2008.

13. «Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2009.

14. «Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2009.

15. «Тесты по русскому языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010

16. Е.П. Черногрудова. «Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык.9 кл.»».М.: Экзамен, 2013

17. М.В. Григорьева, Т.Н. Назарова. «Диктанты по русскому языку.9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014

18. Е.В.Петрова. «Тесты по русскому языку.9 класс. К учебнику Л.А.Тростенцовой и др.».М.: Экзамен, 2011

19. Е.А. Ефремова. «Русский язык. Рабочая тетрадь.9 класс.». М.:Просвещение, 2014

20. Л.А. Тростенцова, Н.М. Подстреха. «Русский язык. Дидактические материалы. 9класс», М.: Просвещение, 2013

21. Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец. «Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс.», М.: Просвещение, 2014

22. Н.Н.Соловьева. «Русский язык. Диктанты и изложения. 9 класс».М.: Просвещение, 2012

23. А.И.Запорожец. «Изучение синтаксиса.8-9 класс. Из опыта работы. Пособие для учителей.



© 2010-2022