Конспект урока по русскому языку Стили речи (9 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку Стили речи (9 класс)Конспект урока по русскому языку Стили речи (9 класс)Конспект урока по русскому языку Стили речи (9 класс)

Конспект урока русского языка в 9 классе

на тему:

«Стили речи»

Цели:

а) образовательные:

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «стили речи»; расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

б) развивающие:

Развивать и совершенствовать учебно-языковые умения и навыки;

в) воспитательные:

воспитывать познавательную активность и творческие способности учащихся.

Оборудование: Учебник, учебные тексты.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация Опорных Знаний

1. Слово учителя

В конце года вы будете сдавать экзамены в формате ГИА, где будет задание на определение стиля текста.

Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке и научимся различать их.

2. Фронтальный опрос

♦ Что такое стиль? Прочитайте значение этого слова в толковом словаре…

Какое из перечисленных значений нам подходит? Зачитайте.

(Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики)

♦ Какие стили вы знаете?

Проверьте, все ли стили вы назвали? Посмотрите на схему.


Стиль речи

разговорный (обиходно-бытовой)

официально-деловой

публицистический

научный

художественный стиль

(стиль художественной литературы)


3. Проверка домашнего задания

- Вашим домашним заданием было подготовить сообщения об особенностях каждого стиля.

- У вас на столах таблица, содержащая следующие графы: цель, сфера применения, особенности стилей. Ваша задача во время сообщений заполнять их.

- Чтобы определить стиль, нужно ответить на 3 вопроса:

Мы говорим


C кем? Где? Зачем?


III. Изложение нового материала.

Разговорный

Научный

Официально-

деловой

Публицистический

Художественный



Цель

(зачем?)

Обмен мыслями, впечатлениями, общение

Сообщение, передача научной информации

Точная передача деловой

информации

Сообщение, воздействие на слушателей или читателей

Воздействие на мысли и чувства



Сфера применения

(где?)

Беседа в неофициальной обстановке; дружеские письма и послания

Официальная обстановка; уроки, лекции; научно-популярные книги

Официальная обстановка;



деловые бумаги

Официальная обстановка; средства массовой информации, в выступлениях





Художественная литература







Особенности

Преобладание разговорной и просторечной лексики; интонация, мимика, жесты

Однозначные слова; термины; отсутствие образных средств

Термины, речевые штампы, канцеляризмы; конкретность, официальность

Торжественная лексика, эмоциональность; соединение стандартизированных слов и средств выразительности

Широкое использование изобразительно-выразительных средств; использование средств других стилей


  1. Доклады учащихся

Разговорный стиль

Основная функция разговорного стиля - общение. Разговорный стиль применяется в неофициальной обстановке как в устной ,так и в письменной речи: в кругу друзей,знакомых,в дружеских посланиях и др.

Разговорная речь-это речь непринуждённая, без предварительного отбора языковых средств. Большое значение в использовании тех или иных средств языка имеет речевая ситуация. Разговаривающие могут пользоваться не только словами, но и жестами и мимикой.

К языковым особенностям разговорной речи относится варьирование интонации, ударения, паузы...

К разговорной речи предъявляются менее строгие требования, чем в других стилях: используется эмоциональная, выразительная лексика. В толковых словарях русского языка лексика, характерная для разговорного стиля, имеет помету «разг». В разговорном стиле может встретиться нелитературная, неправильная речь-просторечие. Например, вместо нейтрального слова столько может использоваться просторечное столечко, вместо слова столовая - столовка. Используются также фразеологизмы, которые придают речи большую выразительность(например, «бить баклуши» -ничего не делать) и слова с суффиксами субъективной оценки: домище, ножища, большущий, малюсенький...

Научный стиль

Научный стиль-разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется в устной и письменной речи. Основная функция научного стиля - доказательное изложение научной информации. Научная речь-это монологическая речь.

Научный стиль используется в официальной обстановке, а также при написании словарей, учебников, научно-популярных книг.

Для научного стиля характерна лексика нейтральная: земля ,вода, жизнь; книжная: демонстрировать, преобладать, и специальная(термины):атом, структура, синтаксис, и т.д. В научном стиле также употребляются словосочетания фразеологического типа: звонкий согласный, обособленные члены предложения, прямой угол и др.

Научный стиль имеет свои особенности и в грамматике. Так, в научных текстах широко распространены причастия, деепричастия, отглагольные существительные. Часто используются существительные в форме единственного числа в значении множественного: Ландыш зацветает в начале мая. Вещественные и отвлечённые существительные могут употребляться в форме множественного числа: шумы в сердце, морские глубины. Научный стиль характеризуется точностью, строгой логичностью, чёткостью изложения.

Официально-деловой стиль

Основная функция делового стиля - точная передача деловой информации. Деловой стиль используется в официальной обстановке и для написания различных официальных документов, деловых бумаг; заявлений, докладных записок, протоколов и др.

Деловой стиль характеризуется точностью, сжатостью изложения, использованием штампов: согласно приказу, на основании вышеизложенного, в соответствии с постановлением...

В деловой речи отсутствует лексика ограниченного употребления (диалектизмы, просторечные слова) и эмоционально-окрашенная лексика.

В деловых текстах используется строгий порядок слов в предложении.


Публицистический стиль

Публицистический стиль используется в газетах, журналах (то есть в средствах массовой информации), выступлениях перед общественностью в агитационных целях. Основная функция стиля - функция воздействия (агитации и пропаганды). В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чём-либо, но и выражено отношение автора к высказыванию.

Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает со стилем художественной литературы.

В публицистике используется лексика разных пластов: книжная: свершение, индустрия;

разговорная: молодчик, шумиха;

термины: атмосфера, деликатничать...

Часто используются иноязычные слова: шоу-спектакль, консенсус-соглашение; фразеологизмы: работать не покладая рук, загребать жар чужими руками; различные изобразительно-выразительные средства языка.

Стиль художественной литературы

Стиль художественной литературы (или художественный стиль) используется в художественных произведениях: рассказах, повестях, романах, пьесах и т.д.

Основная функция художественного стиля - воздействовать на читателя, а также информировать его о чём-либо.

Художественный стиль отличается образностью, выразительностью, эмоциональностью. Используя изобразительно-выразительные средства языка, писатели и поэты знакомят читателей с бытом и духовной жизнью народов разных стран не только в наши дни, но и в далёком прошлом. В художественном стиле для придания тексту возвышенной, торжественной окраски, для создания колорита эпохи используются устаревшие слова: Восстань, пророк, и виждъ, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. (А. С. Пушкин)

Для стиля художественной литературы характерно сочетание особенностей разных стилей. Наиболее часто используются элементы разговорного стиля.

  1. Самопроверка.

- Проверьте правильность заполнения таблицы.

IV. Закрепление изученного материала

  1. Фронтальный опрос

- Итак, сколько всего стилей? Проверим, насколько внимательно вы слушали докладчиков.

- Назовите стиль по характеристике. Пользуйтесь таблицей.

- Обмен мыслями, просторечная лексика (разговорный)

- Передача научной информации, термины (научный)

- Передача деловой информации, деловые бумаги (официально-деловой)

- Средства массовой информации, эмоциональность (публицистический)

- Художественная литература (художественный)

2. «Лексическая игра»

- А теперь посмотрите на 3 графу таблицы, где перечислены особенности стилей. Чем они различаются? Конечно, лексикой. В разных стилях используется разная лексика. Есть разговорная, есть книжная лексика, но во всех стилях используется нейтральная или общеупотребительная. Сейчас мы и поучимся различать лексику.3 человека у доски будут заполнять 3 графы (распределять слова по колонкам таблицы), остальные работают в тетрадях, а редактор будет работать со словарём и проверять правильность работы.

Общеупотребительная

Книжная

Разговорная

Верх

Вершина

Макушка

Препятствие

Преграда

помеха

Бояться

Опасаться

трусить

прогнать

Изгнать

выставить

волноваться

Тревожиться

психовать

лицо

лик

морда(просторечное)

- Итак, правильно заполнены графы (к редактору)?

- Проверяем все (самопроверка)

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

- Итак, что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

VI. Домашнее Задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. А теперь вы ощутите себя в новой роли - в роли редакторов. Перед вами - текст, в котором допущены стилистические ошибки. Проверьте, найдите слова, не соответствующие стилю, исправьте его.

Текст № 1:

- К какому стилю относится данный текст?

- Какие нарушения лексических норм вы обнаружили в тексте. Исправьте.

«Киев... основан в 6-7 веках как центр племени полян. В русских летописях известен с 860 года. В 9-нач. 12 веков столица Киевской Руси. В 1240 году разрушен вредными монголо-татарами. В 1362 году сразу захвачен Литвой,в 1569 году-Польшей. С 1654 года в составе России. Ну а теперича он столица Украины».

Из тетради по истории ученика 6-го класса.

Текст №2

- Найдите и исправьте ошибки в оформлении деловой бумаги.

Начальнику отделения связи г. Москвы

№В-485

М. И. Прохоровой

Соколова А.П., живущего по адресу:

ул. Волгина, д.5, кв.44,

Заявление

Уважаемая, Мария Ивановна!

Так как я со своею семьёй уезжаю на целый месяц отдыхать в Крым и моя квартира с 15 июля по 15 августа будет закрыта, то очень прошу Вас в моё отсутствие всю корреспонденцию, поступающую на моё имя, оставлять в почтовом отделении. Заранее весьма признателен Вам

А. Соколов. 10 июля 2010 г.

4


© 2010-2022