Доклад Тема казачества в русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема казачества в русской литературе.

Образ казака был отображен во многих произведениях литературы и искусства. Основу для литературных произведений составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы (знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в нескольких списках), сказки и легенды.

Наиболее ярким образцом такого творчества может служить «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», составленная и записанная в 40 - годах XYII века.

Другим фольклорным источником о казачестве служат казацкие думы - своеобразные музыкально - поэтические произведения, исполняемые под аккомпанемент бандуры (кобзы). Думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее. («Маруся Богуславка», «Дума про Байду» и др.). Образ казака в думах не только подчеркивает его мужественность и самопожертвование, но и глубокий лиризм, углубленность в собственные переживания и мысли.

Из дум и баллад впоследствии формировался казачий песенный фольклор, огромный по объему и едва изученный. Тематика многих исторических песен та же , что и дум: о подвигах казацких вожаков («Наш Бакланов удалой»), о тяжкой казачьей судьбе. Особое место занимают песни, отображающие реальные исторические события - как, например, «Песня о беседе терских казаков с Иваном Грозным»

Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, причем восприятие их было настолько полным, что многие из них стали называть русскими народными: «Черный ворон», «Ты воспой, ты воспой в саду соловейка», «Розпрягайте, хлопци, конэй» и др.

…Эх ты, степь моя, Дикое Поле,

Голытьба, курени и простор…

Эх ты, волюшка, вольная воля, -

Ни лесов, ни стесняющих гор…

(Н.А. Келин. Казачья песня.)

« Казачество отворило дверь всем нетерпеливым и нелюбящим покоя, всем искавшим приключений и жаждавшим сильных ощущений, всем, рвавшимся к опасным подвигам… Оно вполне соответствовало тому буйному началу, которое выражается русским словом «удаль»», - писал А.И. Герцен.

В школьной практике для изучения литературы Дона и о Доне в каждом классе отводится определенное количество часов.

Так при изучении темы « Устное народное творчество» обращаемся в каждом классе к донскому фольклору:

5 класс - малые жанры фольклора - пословицы, поговорки жителей Дона, загадки Дона, сказы, былички, байки Дона, донские народные сказки.

6 класс - предания и легенды, мифы.

7 класс - донская былина («Об Илье Муромце», «О Добрыне Никитиче», «Об Алеше Поповиче», «О Дюке Степановиче») .

8 класс - песни казаков Дона, исторические песни, строевые казачьи песни, песни о народных героях - полководцах, лирические казачьи песни.

В старших классах ( 9 - 11 классы) особое внимание уделяется прозаическим произведениям.

Цели регионального компонента литературного образования сосредоточены на

  1. обогащении духовного мира учащихся;

  2. воспитании у школьников готовности к самосовершенствованию, толерантности в условиях многонационального региона, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры;

  3. развитии читательской культуры и потребности в самостоятельном чтении художественной литературы Дона и о Доне.

Таким образом, региональный компонент является важной составляющей частью школьного литературного образования. В настоящее время в школьной практике использую самые разнообразные формы подачи материала, в том числе и при изучении творчества донских писателей: уроки - лекции, уроки - диспуты в старших классах,

уроки - беседы по прочитанному, при изучении языковых особенностей произведения применяю метод исследования; учащиеся готовят доклады, сообщения, выполняют творческие работы по заданным темам, в последнее время результатом совместной работы учителя и ученика стала презентация. Подготовлены презентации по литературе, русскому языку по теме «Лексика», а также презентации по внеклассной работе, выпуск литературной газеты «Эрудит» - результат совместной работы учащихся 6 класса и учителя.

Казаки были и героями произведений А.С.Пушкина, написанных в двадцатые годы. Наиболее полно казачество отображено в поэме «Полтава» и повести «Капитанская дочка».

Образ Емельяна Пугачева в «Капитанской дочке» - своеобразная литературная переработка научного материала, разработанного и обобщенного в «Истории пугачевского бунта». Сущность образа Пугачева в повести очень образно отображена в старинной сказке об орле и вороне, рассказанной им Петру Гриневу: лучше прожить тридцать три года орлом, а не триста лет и три года вороном. Пугачев не воспринимается как обычный бунтовщик, и даже как отрицательный герой. Его бунт - это предшественник Сенатской площади, польского восстания, кавказской войны. Он бунтует против власти, но не против отечества, как и многие современники Пушкина. И поэтому Пугачев не лишен благородства, ему чужды понятия чести и долга, равные его собственным.

О характерах людей, их взаимоотношениях рассказывает А.С.Пушкин в стихотворении «Казак».

Раз, полунощной порою,

Сквозь туман и мрак,

Ехал тихо над рекою

Удалой казак.

Черна шапка набекрени,

Весь жупан в пыли.

Пистолеты при колене,

Сабля до земли.

За вольнолюбивые стихи император Александр Первый выслал Пушкина из Петербурга в захолустный Екатеринослав, где он заболел и где его, больного, в бреду поздним вечером 26 мая 1820 года нашли в бедной хижине приехавшие их Киева Раевские.

Путь лежал на Кавказские Воды.

В Таганрог приехали рано, остановились у градоначальника. На следующий день путешественники выехали в Ростов. За станицей экипажи покатили до большого тракта Ростов - Новочеркасск. Тракт проходил через рощу и остатки сада дачи атаманов Ефремовых. Слева от дороги увидели огромный раскидистый дуб. Судя по толщине его ствола у основания, дуб был очень стар. «Какое могучее дерево и какая сила жизни»,- думал Пушкин, любуясь великаном. И вдруг он приметил: полускрытая листвой, на ветке дуба сидела девушка в длинном ярком платье, схваченном у талии цветным пояском.

- Смотри, Николай, русалка на ветвях сидит!

Раевский рассмеялся:

- На дубе сидит простая девушка - казачка, но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел в ней русалку.

Оба расхохотались.

Через восемь лет, в 1828 году, во втором издании поэмы «Руслан и Людмила» впервые был напечатан пролог «У лукоморья дуб зеленый». В нем есть такие строчки:

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит,

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Другого лукоморья, кроме азовского, Пушкин не видел, не знал. И когда писал свой чудесный пролог, видел перед собой азовское лукоморье, а невдалеке от него старый дуб. Впрочем, и само низовье Дона (да еще в половодье!) могло восприниматься как продолжение лукоморья.

Казачьи мотивы в творчестве М.Ю. Лермонтова проникнуты глубоким, хотя нередко и завуалированным, этнографизмом. Поездки по Кавказской линии, пребывание поэта в терских и кубанских станицах давали поэту богатый материал для его произведений. « Мне как - то случилось прожить две недели в казачьей станице на левом фланге», - начинается «Фаталист». В сентябре 1837 года Лермонтов был на Тамани. Писатель рассказал о людях, населяющих этот казачий край. Чувствуется, что и сама Тамань, и казаки ему полюбились. Сейчас существует Дом - музей Лермонтова в Тамани, который часто посещают кубанские казаки и их дети. В повести «Тамань» автор продемонстрировал недюжинный интерес к этноречевой характеристике своих персонажей. И действительно, четырнадцатилетний слепой мальчик, упорно разговаривающий с посторонними на «малороссийском наречии», в «своем» окружении «изъяснялся чисто по - русски», что «поразило» Печорина. В «Фаталисте» Лермонтов упоминает о казачках, «прелесть которых трудно по-

стигнуть, не видав их».

Сами казаки по достоинству оценили как жизненную достоверность, так и поэтическую прелесть «Казачьей колыбельной песни» , написанной М.Ю. Лермонтовым.

По версии видного лермонтоведа И.Л. Андронникова «Казачья колыбельная песня» написана Лермонтовым в станице Старомышастовской на Кубани, где поэт подарил « на зубок младенцу» серебряную наполеоновскую монету. Молодого офицера интересовали особенности казачьего быта, слышанное и увиденное неброскими, но содержательными черточками фиксировалось в лермонтовском творчестве.

Видный деятель казачьего зарубежья профессор В.Г. Улитин писал, что «юный Лермонтов увековечил задушевно - прекрасный образ матери - казачки , в котором отразилась вся сущность природы казака.

В казачьих станицах Терека и Кубани весьма популярны песни на слова М.Ю. Лермонтова. Как известно, чуждые слова и книжные обороты в песнях литературного происхождения подвергаются в народе переделке применительно к живому народному языку. Но составитель сборника «Песни гребенских казаков» Б.Н. Путилов отмечал, что «тексты лермонтовских стихов в фольклорном бытовании не подвергаются существенным изменениям.». Это в очередной раз доказывает, что образы и эпитеты лермонтовских стихотворений сродни казачьим песням. Другая причина бытования текстов Лермонтова в народе («В полдневный жар в долине Дагестана», «Выхожу один я на дорогу», «Много красавиц в аулах у нас», «Не плачь, не плачь, дитя мое», «Бородино», «Горные вершины») - необычайная музыкальность поэта.

Лермонтов остался неуязвимым и совершенным как один из музыкальнейших поэтов России. Не менее музыкальности и близости к казачьему фольклору большое значение имеет всегдашняя актуальность и нужность нам лермонтовской поэзии. Когда Кубанский государственный академический казачий хор под руководством В.Г. Захарченко исполняет «Бородино», , буквально содрогаешься от слов, обращенных к нашему поколению:

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя

Богатыри - не вы!

В июне 1840 года, по дороге в Чечню , М.Ю. Лермонтов три дня гостил в Новочеркасске у генерала М.Г. Хомутова, о чем писал в письме А.А. Лопухину. Много места в письме занимает описание казачьего театра.

Лермонтов любил все, что связано с казаками: оружие, одежду, язык, традиции, песни… Носил казачью бурку. Казаки тоже уважали поручика Тенгинского пехотного полка Лермонтова, знали его творчество.

Очень красиво о казаках пишет выдающийся писатель Н.В. Гоголь. Какими героическими образами наполнены его произведения! Непреклонный Остап, даже под пытками не проронивший ни звука, чтобы не показать слабости врагам. Его отец Тарас Бульба , отдавший жизнь за то, чтобы сохранить православный дух и независимость казаков.

Писатель глубоко знал повседневную жизнь казачества, рисовал картины его быта. Очень ярко это прослеживается в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».

Наиболее полно и образно кавказское казачество изображено

в повести Л.Н. Толстого «Казаки» ( подзаголовок «Кавказская

повесть 1852 года). В произведении описана бурная приграничная

жизнь кавказского линейного казачества - совершенно особой

категории казаков, живших в самой беспокойной местности вдоль

границ Большой Чечни в военном поселении ( на Кавказской линии).

Толстой, побывавший в молодости на Кавказе, прекрасно знал

Казаков и описал их со всеми подробностями натуры в стиле Н.В. Гоголя.

« На этой плодородной, лесистой и богатой растительностью полосе

живет с незапамятных времен воинственное, красивое и богатое

староверческое русское население , называемое гребенскими казаками»

Дело казаков Платова под Миром. 26 июня ( 8 июля)

Перед Платовым и его конницей была поставлена задача:

любой ценой задержать наступление противника. Замысел Платова

заключался в том , чтобы применить не раз успешно проверенный

донцами в боях так называемый вентерь, представлявший собой

метод заманивания.

28 июня (10 июля) произошел новый жестокий бой

(кавалерийский), длившийся четыре часа с переменным успехом.

2 (14) июля казаки Платова по приказу Багратиона в течение

суток сдерживали авангардные части французов, чтобы дать

возможность армейским обозам переправиться через Припять.

Успешные арьергардные бои корпуса Платова позволили 2 - й

армии беспрепятственно достичь Бобруйска, где она и сосредоточилась

6 (18 ) июля.

Очередная попытка противника окружить войска Багратиона

потерпела фиаско.

* Вершиной романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» являются заключительные

страницы 4 - й книги. Возвращение Григория Мелехова

в хутор Татарский, свидание с Мишаткой. - « Это было все, что

осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со

всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.

* В мою задачу входит не только показать различные слои

населения на Дону за время двух войн и революции, не

только проследить за трагической судьбой отдельных людей,

попавших в мощный водоворот событий, происходивших в

1914 - 1921 годах, но и показать людей в годы мирного строительства

при Советской власти. Этой задаче и посвящена моя последняя книга - «Поднятая целина».

Михаил Ковалев



В станице Вешенской

Как будто бы снова за томом том

Листаю романа страницы…

Прославленный тихий Дон.

Вешенская станица.

Вот он течет,

Огибая дугу,

Тихий и синий.

Кто это там на другом берегу?

Может, Аксинья?..





Литература:

  1. Е.И. Краснов, А.В. Пониделко. Новочеркасск. Столица мирового казачества. М., ВАГРИУС, 2008 г.

  2. В. Грут, Г. Курков. Военная энциклопедия казачества. М., «Яуза», «Эксмо», 2009 г.

  3. Андрей Данцев. Город на холме. Казачья столица : приметы прошлого. Новочеркасск. « НОК», 2005 г.

  4. В. Бурняшев. Гроза с Дона, г. Сальск, 2004 год

  5. Е. Федоров. Ермак. М., «Эксмо», 1998 г.

  6. Г. Семенихин. Новочеркасск. М., «Современник», 1984 г.

  7. Дм. Петров - Бирюк. Сказание о казаках. Ростов - на - Дону. Ростовское книжное издательство, 1998 г.



9


© 2010-2022