Конспект урока по русскому языку на тему

Конспект урока  по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» в 6 классе. Учебная цель урока  сформулирована учащимися на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учениками. Организация поисковой, познавательной деятельности учащихся помогает осмыслить, понять и изучить материал урока. Поставленные учителем познавательные и практические задачи на данном уроке требуют от ученика самостоятельного творческого решения. Элементы проблемности при обучении используются на уроке в в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку
(составлен учителем русского языка и литературы Мониной Ю.В.)

Тема урока: Соединительные гласные О и Е в сложных словах.

Цели урока:


  1. образовательные:

    • знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е;

    • уметь правильно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах;


  1. развивающие:


    • развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся на основе заданий, направленных на развитие интереса к предмету;


    • слуховое внимание при устной форме работы со словами;


    • зрительную память;


    • творческое воображение;


    • умение передавать мысли в устной и письменной формах речи;


  2. воспитательные:

    • воспитывать интерес к изучению русского языка.

Оформление урока:

а) таблицы по лексике (5 класс), развитию речи;

б) опорные слова по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»:

Ход урока:


  1. Организационный момент.

- Запишите число, классная работа.


  1. Повторение.

- Какую орфограмму изучали на прошлом уроке? («Соединительные гласные О и Е в сложных словах»)

- Сегодня продолжим работу над этой орфограммой.

- Назовите тему урока.

Соединительные гласные О и Е в сложных словах

- Запишите ее в тетрадь.

- Сформулируйте задачи урока:

  1. Что должны знать? (знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е)

  2. Что должны уметь? (уметь правильно выбирать соединительные гласные О и Е в сложных словах)

ЗАДАНИЕ


- Вам нужно «собрать в корзинку» сложные слова, в которых были бы те же корни, что и в данных словах:

лист луна вода буря птица

падать ходить падать ломать ловить

- Обозначьте условия выбора изученной орфограммы в образованных словах, пользуясь памяткой.

Памятка

Как правильно объяснить орфограмму?

  1. Назови слово, какой частью речи оно является?

  2. Определи, какое это слово (простое или сложное)?

  3. Объясни, как образовано данное слово?

  4. Укажи, с помощью чего образовано это слово?

  5. Объясни, почему в этом слове пишется соединительная гласная О или Е?

ПРОВЕРКА ДАННОГО ЗАДАНИЯ


Учащиеся выходят к доске, рассказывают, как образовано слово, и объясняют его правописание, «собирая корзинку».

ВЫВОД


  1. Как образуются сложные слова?


  1. При каких условиях используется соединительная гласная О в сложных словах?


  1. При каких условиях используется соединительная гласная Е в сложных словах?


  1. Расскажите о правописании гласных О и Е в сложных словах (учащиеся рассказывают правило). Приведите примеры.


  1. Закрепление изученного материала.

1.

- Выполните упражнение № 168.

- Выпишите сложные слова, обозначая условия выбора соединительных гласных О и Е.


  1. Дожд..мер - дождь, мерить

  2. Пчел..вод - пчела, водить

  3. Пар..ход - пар, ходить

  4. Язык..вед - язык, ведать

  5. Глаз..мер - глаз, мерить

- Оцените себя.


  1. Значение каких слов непонятно?

  2. Объясните их правописание.


2.

- Пользуясь «Памяткой юного исследователя слова», составьте анкету слов:

Книг..люб

Пут..шествие

- Учащиеся работают по группам над словами.

Памятка юного исследователя слова

1. «БИОГРАФИЯ» СЛОВА (объясни по словарю лексическое значение слова).

2. «СЕРДЦЕ» СЛОВА (назови корень этого слова).

3. БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ (подбери однокоренные слова).

4. ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ (подбери слова с таким же корнем).

5. «ПАСПОРТ» СЛОВА (определи часть речи, непостоянные признаки этого слова; составь словосочетание с ним).

3.

Дифференцированное выполнение заданий:


КАРТОЧКА № 1

Выпишите из предложений сложные слова, объясняя их образование.


  1. Интересная профессия - лесовод.

  2. Водостоки не успевали перехватить всю массу воды, и она водопадами сливалась по откосам.

  3. Пароход благополучно миновал гряду и пошел дальше.

  4. Однажды зимним утром в лес пришли лесорубы.


КАРТОЧКА № 2


Составьте текст, используя слово КНИГОЛЮБ.


КАРТОЧКА № 3


Составьте текст, используя слово ПУТЕШЕСТВИЕ.


  1. Подведение итогов урока.

 Какова была цель урока?

 От каких условий зависит написание орфограммы «Соединительные гласные О и Е в сложных словах»?

 Что нового узнали?


  1. Домашнее задание.

1). повторить корни и правило (стр.245);

2). упр.655 (по заданию).


Список литературы

1.Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1994.













4

© 2010-2022