Конспект урока по русскому языку в 5-м классе

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Правописание приставок. Закрепление изученного материала" Цели урока:Образовательная: обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по теме: «Правописание приставок». Развивающая: развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся. Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности. Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку в 5-м классе.

Тема: "Правописание приставок. Закрепление изученного материала"

Цели урока:

Образовательная: обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по теме: «Правописание приставок».

Развивающая: развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся.

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие "Это интересно", индивидуальные карточки для проведения перфокарты и "цветного диктанта"

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

- Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.

  • Сейчас я начну учиться.

  • Я люблю учиться.

  • Внимание моё растёт.

  • Память моя крепка.

  • У меня сегодня всё получится.

  • Я начинаю учиться.

( учащиеся повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

II. Сообщение темы и целей урока

- Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

- Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

- А я очень люблю сказку "Три поросёнка", потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд - Нуф-нуфу, третий ряд - Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

III. Закрепление изученного материала

1. Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История - предыстория.

 Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

 Р…списываться в документе нужно четко.

 Р…спись это живопись на стенах и потолках.

2. Орфографическая "пятиминутка"

- Посмотрите на слова. Какая орфограмма "спряталась" в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

1

2

3

К_САТЕЛЬНАЯ

а

а

о

Р_СТЕНИЯ

а

а

о

КЛ_НЯТЬСЯ

о

а

о

Р_СТОК

о

о

о

ОТР_СЛЬ

о

а

а

ПРИК_СНОВЕНИЕ

а

о

о

- Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове "росток" пишется буква "О"? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове "отрасль"? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму "Буквы А - О в корнях -КАС- - - КОС-". (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

- Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

3. Игра "Найди лишнее"

- Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

- Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму "Буквы З-С в приставках". (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

- Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

- Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

4. Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

5. Работа с текстом. Комментированное письмо

- Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

- Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова "археолог")

6. Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова "археолог")

7. Проверка индивидуальной работы по карточке

- Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

8. Работа над орфограммой "Буквы З-С в приставках"

- Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог - специалист по археологии. Археология - наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

- Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

- Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: "ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?"

 Отрок - это мальчик от 7 до 15 лет.

 Отколе - устаревшее наречие "откуда".

 А что такое "сде"? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово "здесь", в нем пишется буква З)

9. Этимологическая страничка

- О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает "побочность", "дополнительность". В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд "Почемучка" и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

10. Лингвистическая физминутка

- А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой "Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный", если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И - приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

- Прошу занять свои места. Сформулируйте орфограмму "Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный". (Ребята формулируют правило.)

11. " Цветной диктант"

- Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем "цветной диктант". Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  1. Приземлиться

  2. Прекрасный

  3. Преградить

  4. Приуралье

  5. Приостановить

  6. Преинтересная

  7. Прервать

  8. Пристроить.

- Проверим нашу работу.

12. Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные - 1группа, остальные - 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

- Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

- Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

з

с

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

  • Издавать звуки

  • Восстановить текст

  • Ручей иссох

  • Иззябнуть на холоде

  • Беззвучный смех

  • К бескрайнему морю

  • Вскарабкаться на гору

  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

- Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

(Несколько человек повторяют правило.)

13. Проверка работы 1 группы

- Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

V. Итог урока.

- Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

- За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

VI. Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

Прозвенел наш дружок,
Голосистый наш звонок,
Перемены ждут ребята,
Поиграть, попрыгать надо.


© 2010-2022