• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект урока «Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами»

Конспект урока «Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

«Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами».

Учитель Бредихина Наталья Федоровна

Предмет русский язык

Класс 4 Б

Дата проведения 24.11.2015

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить с различными типами лингвистических словарей, учить пользоваться ими.

Задачи урока

  • формировать у учащихся потребность обращаться к словарям русского языка;

  • учить планировать свои действия, осуществлять самоконтроль;

  • развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; развивать орфографическую зоркость, интеллектуальную сферу, память, творческое мышление, связную устную и письменную речь учащихся;

  • обогатить словарный запас учащихся синонимами, антонимами, фразеологическими оборотами.

Оборудование

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:

1. Компьютер, экран.

2. Учебник, тетрадь.

3. Словари (выставка книг).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Словарная работа.

- Узнайте слова по их лексическому значению, запишите ( 1 ученик работает у доски) :

1.Участок земли со стоячей водой ( болото).

2.День, следующий за сегодняшним (завтра).

3.Приветствие при встрече (здравствуй).

4.Совместно, сообща ( вместе).

5.В какой-то момент, в этом месте (здесь).

6.Спустя некоторое время ( потом).

7. Время еды, обычно в середине дня (обед).

- Какой словарь бы вы использовали для выяснения правописания данных слов? (орфографический). Демонстрация словарей. Обращаем внимание на стр. учебника 126. Орфографический словарик « Пиши правильно».

- Подчеркните непроверяемую орфограмму.

-Сделайте фонетический разбор слова ОБЕД. (1 ученик у доски. Коллективная проверка.)

III. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на выставку книг. Как назвать эти книги одним словом? (словари)

-Как вы поняли, что мы сегодня будем изучать?

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Какие словари вы уже знаете? Для чего они служат?

- Каких авторов толковых словарей русского языка вы можете назвать?

Индивидуальные сообщения отдельных учащихся (д/з):

1 ученик (о словаре В. И. Даля)

2 ученик (о словаре С.И. Ожегова)

Параллельно с рассказами учеников демонстрируются слайды презентации « Учёные-лингвисты».

  1. Работа по теме урока.

Словарь - это сокровищница нашего языка. Работать с ним интересно и полезно.

Упр.132

( Коллективная работа. Знакомство с фразеологическим словарём).

- Что такое фразеологизмы?

- Прочитайте, какие фразеологизмы выделены в упражнении.

- Некоторые словари помогают узнать значение не только слов , но и устойчивых оборотов, или фразеологизмов. Поэтому такие словари называются фразеологическими.

Индивидуальное сообщение ( 1 ученик демонстрирует "Большой фразеологический словарь для детей". Рассказывает о его структуре, назначении).

Конспект урока «Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами».

- Как узнать значение фразеологизма в словаре? Стр. учебника 124. Учащиеся знакомятся с устройством словаря, находят значение выделенных фразеологических оборотов, записывают их в тетрадь.

-Вы уже знаете, что многие слова имеют свою историю, что значение слов с течением времени может меняться. Наука о происхождении слов называется ЭТИМОЛОГИЕЙ, поэтому такие словари называются этимологическими.

Не будем забывать:

На всех словах - события печать,

Они дались недаром человеку.

(Запись в тетрадь)

-Рассмотрим словарь. Конспект урока «Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами».

- Стр. учебника 125. Этимологический словарик. Читаем словарные статьи о словах: БЕРЁЗА, КОПЕЙКА, НЕДЕЛЯ, ПОНЕДЕЛЬНИК.

Упр. 135.

(Коллективное обсуждение, знакомство с орфоэпическим словариком. Учебник стр. 120)


  1. Рефлексия.

Работа по карточкам.

- Соедините название словаря со сведениями, которые он даёт.

1. Толкование значения слова.

2. Объяснение происхождения слова.

3.Значение устойчивых сочетаний слов.

4. Произношение слов.

5. Правописание слов.

1.Фразеологический словарь.

2. Орфоэпический словарь.

3.Толковый словарь.

4. Орфографический словарь.

5. Этимологический словарь.


  1. Подведение итогов.

- Чем вам был интересен сегодняшний урок?

- Что вас заинтересовало?

- С какими видами словарей мы познакомились?

- Какие словари есть у вас дома?

- Века творил историю русский народ. История отразилась в метком, ярком слове. Надо чаще заглядывать в словарь, чтобы знать, какие мысли и чувства заключены в словах, бережно пользоваться ими.

Домашнее задание: упр.133; проиллюстрировать фразеологизм.


© 2010-2022