Учебно-тематическое планирование по литературе 8 класс

Представляется вашему вниманию рабочая программа по литературе, она довольно-таки полно отражает все знания, умения и навыки, которые может приобрести ученик на конкретном уроке, жирным шрифтом и курсивом выделены уроки развития речи и уроки внеклассного чтения. Указано количество часов на изучения творчества конкретного писателя, примерная дата проведения урока. Тематическое планирование составлено в 2013-2014 учебном году и прошло проверку Рособрнадзора без замечаний, что является очень важным...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Тематическое планирование

по литературе 8 класс





Выполнила:

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Серова Наталья Анатольевна








Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной Программы основного общего образования по литературе, рекомендованной МОиН РТ, и учебного плана МАОУ «Кадетская школа №47» на 2014-2015 учебный год. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования, из расчета 2 учебных часа в неделю, из них на уроки контроля отводится 6 часов (аудиторных сочинений- 4, домашних сочинений- 2). Преобладающие формы текущего контроля знаний - сочинения, устные ответы, тестирование.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1.Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2.Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

3.Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание худ. произведений различного уровня сложности

4.Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя- школьника

5.Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

6.Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру .

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворения читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Преподавание ведётся по учебнику для общеобразовательных учреждений 8 класс в 2 частях В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Москва «Просвещение» 2010 год.











Содержание курса


№п/п


Изучаемый раздел, тема учебного материала


Кол-во часов

1.

Введение.

1ч.

2.

Устное народное творчество.

3ч.

3.

Древнерусская литература. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

3ч.

4.

Русская литература 18 века. Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль».

4ч.

5

Русская литература 19 века. И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз», «Демьянова уха», «Ворона и курица»), К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака», А.С.Пушкин. «Туча», «К» («Я помню чудное мгновение»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «Желание», «История Пугачёвского бунта», «Капитанская дочка», «Метель», «Пиковая дама», М.Ю. Лермонтов. «Родина», «Пророк», «Мцыри», «Беглец», Н.В.Гоголь «Ревизор», «Шинель», И.С.Тургенев «Ася», Салтыков - Щедрин. «История одного города», Н.С.Лесков «Старый гений», Л.Н.Толстой. «После бала», А.П.Чехов «О любви».

37ч.

6.

Литература 20 века. И.А.Бунин. «Кавказ», А.И.Куприн «Куст сирени», А.А.Блок «На поле Куликовом», «Россия», С.А.Есенин «Пугачёв», И.С. Шмелёв. «Как я стал писателем», М.А. Осоргин «Пенсне», М.М.Зощенко «Жертва революции», «История болезни», «Интересная кража в кооперативе», А.Т.Твардовский «Василий Тёркин», А.П.Платонов «Возвращение», Н.А.Заболоцкий «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться»,

10ч.

7

Русская проза и поэзия второй половины 20 века. В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет», Б.Ш.Окуджава «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс», В.С.Высоцкий «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».


8

Литература народов России . М.Карим «Бессмертие», М.Джалиль.

1ч.

9

Зарубежная литература. Э.А. По «Падение дома Ашеров», У.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Ее глаза на звезды не похожи», «Увы, мой стих не блещет новизной», Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве», Вальтер Скотт «Айвенго», Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера».



Итого

70 часов





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




№п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Кал. сроки

Факт. сроки

Планируемые результаты

знания

умения

ОУУ и Н

ВВЕДЕНИЕ (1 ЧАС).

1.

Литература как искусство слова. Литература и история. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

1ч.

2.09


Виды искусства, определение «художественный образ» и его особенности, знать структуру учебника, выдающихся деятелей русской истории.

Выразительно читать художественный текст, воспроизводить важные исторические события, приводить примеры литературных произведений, пересказывать литературную статью.

Выделение характерных причинно-следственных связей. Использование различных видов чтения.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 ЧАСА).

2.

Устное народное творчество.

Р.Р.(устно). Русские народные песни

Отражение в русском фольклоре народных традиций.

1ч.

5.09


Жанры УНТ. Группы народных песен, особенности лирических и исторических песен, своеобразие жанра частушек.

Выразительно читать и анализировать текст, найти литературные приёмы в произведениях УНТ.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой.

Использование различных видов чтения

3.

Исторические народные песни.

Предания «О Пугачёве, «О покорении Сибири Ермаком».

1ч.

9.09


Особенности содержания и художественной формы преданий.

Сопоставить предания с историческими песнями и другими жанрами фольклора.

Использование различных видов чтения

4.

Внеклассное чтение. Лирические песни. Час любимой песни.

1ч.

12.09


Знать содержание лирических песен.

Различать шуточные,

любовные, исторические песни.

Аргументированно вести полемику.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ЧАСА).

5.

Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Жанры древнерусской литературы. Житийная литература как особый жанр.

1ч.

16.09


Понятие о древнерусской литературе; особенности житийного жанра; содержание текста.

Определять тему произведения; отличать воинскую повесть от жития, составить письменную и устную характеристику героя.

Выделение характерных причинно-следственных связей


6.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Патриот и защитник земли русской.

1ч.

19.09


Знать идейно-художественное своеобразие «Повести…»

Анализировать текст, выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.

Использование различных видов чтения

7.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения.

Внеклассное чтение. Повесть о Шемякином суде.

Сатирическое изображение событий повести.

1ч.

23.09


Идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения, героев повести

Анализировать текст, выразительно читать, описывать иллюстрации.

Самостоятельное выполнение различных творческих работ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА (4 ЧАСА)

8.






Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Д.И.Фонвизин

Жизнь и творчество (обзор)

Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

1ч.






26.09


Биографию и творчество Д.И.Фонвизина

Основные литературные направления:

Классицизм, законы классицизма.

Определить свойства классицизма.

Дать устную и письменную характеристику герою, описать портрет героя.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде


9

Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.

30.09


Содержание текста, идею комедии.

Характеристика героев, прокомментировать мнения критиков.

Составление плана, тезиса, конспекта;

10

Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

1ч.

3.10


Как раскрываются характеры героев Содержание текста

Анализировать текст, высказывать своё мнение о событиях.

Использование различных видов чтения.

11

Р.Р. Сочинение по комедии Фонвизина «Недоросль»


7.10


Содержание произведения, образы главных героев; правила написания сочинения.

Обобщать и систематизировать материал; работать над сочинением.

Составление плана, систематизация материала.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (37 ЧАСОВ)

12

Общественный и гуманистический пафос русской литературы19 века.

Размышления о национальном характере. И.А.Крылов. (2 часа). Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа (мораль басни).




10.10


Теоретико-литературные понятия.

Биографию баснописца, его взгляды

Выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения. Дать характеристику герою.

Подбор аргументов, формулирование выводов

13

Внеклассное чтение.

Басни И.А. Крылова. («Демьянова уха», «Ворона и курица»). Язык художественного произведения (гипербола, аллегория).

1ч.

14.10


Содержание басен, мораль басен. В каких случаях можно использовать слова морального вывода.

Дать устную и письменную характеристику герою, подготовить инсценирование одной из басен.

Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль

14

К.Ф.Рылеев.(1 час). Очерк жизни и творчества. «Смерть Ермака». Тема и идея думы Рылеева.

1ч.

17.10


Творчество поэта. Сюжетные особенности баллад Жуковского, образы.

Анализировать, делать выводы. Умение передать нравственное содержание баллады

Индивидуальные сообщения, составление плана.

15

А.С.Пушкин. (11 часов). Жизнь и творчество.

Р.Р.(устно). Стихотворения: «Туча», «К» («Я помню чудное мгновение»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»). Тема природы в лирике Пушкина. «Желание».

1ч.

21.10


Основные факты жизни и творчества поэта.

Романтизм, реализм. Проблемы истории, интересовавшие поэта.

Анализировать текст, выразительно читать. Выражать свое отношение к прочитанному

Сообщение, доклад, выразительное чтение.

16

А.С.Пушкин - историк. «История Пугачёвского бунта».

Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Соотношение исторического факта и вымысла.

1.

24.10


Знать о личности А.С.Пушкина как историка; о творческой истории написания романа «Капитанская дочка».

Умение сопоставлять главы из «Истории Пугачёвского бунта» с текстом «капитанской дочки», ответить на вопросы учебника.

Выделение характерных причинно-следственных связей



17

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Истоки формирования личности Гринёва. (Анализ 1-2 глав).

1ч.

28.10


Замысел и история создания романа. Жанровое своеобразие произведения; действующих лиц и их образы.

Анализировать текст, давать характеристику героям, описывать портрет героя, проследить истоки формирования личности Петра Гринёва.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде


18

Соотношение исторического факта и вымысла. Человек в ситуации нравственного выбора. (Разбор 3-5 глав).


1ч.

31.10


Проследить путь духовного становления героя.

Конфликт. Обитателей крепости, смысл эпиграфов.

Объяснить название произведения, сопоставлять описания, сравнивать портреты. Находить черты сходства и различия в поведении, характере, портрете героев.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой.

Использование различных видов чтения

2 четверть

19

Исторические события и судьбы частных людей. Гринёв и Швабрин. Разбор 4-7 глав.

1ч.

14.11


Знание устаревших слов; путь духовного становления героя, смысл эпиграфа

Анализировать текст. Близко к тексту передавать содержание, отметить исторические события повести.

Различные виды работы с текстом, чтение в лицах, по ролям.

20

Р.Р.(устно). Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав.

1ч.

18.11


Исторический и современный аспекты произведения.

Анализировать текст, высказывать своё мнение о прочитанном, давать характеристику по плану.

Синтезировать, наблюдать, давать собственную оценку.

21

Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала.

Смысл названия повести.

Р.Р. (устно). Анализ эпизода.

1ч.

21.11


Смысл названия повести. Анализ эпизода.

Доказать, что образ Маши Мироновой - нравственный идеал Пушкина.

Умение обобщать и систематизировать материал.

22

Тема «русского бунта» и образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

1ч.

25.11


Замысел писателя, новаторство и авторскую позицию произведения.. эпиграф

Логически последовательно, интересно передавать содержание произведения. Анализировать текст

Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль

23

Р.Р.Сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

1ч.

28.11


Содержание произведения, образы главных героев; правила написания сочинения.

Обобщать и систематизировать материал;

работать над сочинением.

Составление плана, систематизация материала.

24

Внеклассное чтение. А.С.Пушкин Повести Белкина. «Метель». Сюжет и герои повести. Преодоление преград на пути к счастью.

1ч.

2.12


Содержание повести «Метель», сюжет и героев повести.

Логически последовательно, интересно передавать содержание произведения

Обобщать и систематизировать материал,

25

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

5.12


Содержание, проблематика, фантастика. Роль трёх карт в повести, значение мистики.

Умение выделять проблематику,

Анализировать эпизоды и текст в целом.

Умение перефразировать мысль, владеть монологической речью.

26

М.Ю. Лермонтов. (5 часов). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Родина», «Пророк». Тема поэта и поэзии лирике Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта. Романтизм.



1ч.

9.12


Основные этапы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова; произведения, созданные поэтом.

Работать с теоретическим материалом, обобщать ранее изученный материал.

Объяснение учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение.

27

«Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа.

1ч.

12.12


Выявить структурные особенности произведения, показать их взаимосвязь.

Романтизм

Уметь отвечать на вопросы по тексту, давать собственную оценку прочитанному, составлять план, работать с цитатами из текста.

Выделение характерных причинно-следственных связей


28

Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств.


1ч.

16.12


Характеристику героев, способы раскрытия образа главного героя поэмы., понятие «романтизм», «романтический герой». «романтический конфликт».

Составлять цитатный план, выразительно читать, отвечать на вопросы по тексту. Определить историю судьбы Мцыри и его характер. Определить смысл сравнений Мцыри жизни в монастыре и на воле.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде


29

Тема природы. Особенности композиции и смысл финала в поэме Лермонтова «Мцыри»

19.12


Сюжет и композиция Изобразительно-выразительные средства (поэтическая лексика и синтаксис, тропы фигуры)

Выразительно читать, отвечать на вопросы по тексту. Уметь определить двуплановость образа Мцыри.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой.

Использование различных видов чтения

30

Внеклассное чтение. М.Ю.Лермонтов. Поэма «Беглец». Тема свободы и Родины в поэме.

1ч.

23.12


Содержание произведения, образ главного героя,

Обобщать и систематизировать материал;

Составление плана, систематизация материала

31

Н.В. Гоголь. (8 часов). Слово о писателе.

Комедия «Ревизор». Идея создания комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии.


1ч.

26.12


Творческая биография писателя; драматический род литературы. Замысел, написание, постановка «Ревизора»

Читать по ролям, определять тему комедии, завязку, развязку комедии, роль ремарок в комедии. Подготовить развёрнутый ответ на вопрос.

Выделение характерных причинно-следственных связей


3 четверть

32

Мастерство построения интриги в пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор», особенности конфликта комедии. Развитие представлений о сатире и юморе.


1ч.

13.01


Понятие о сатире и её средствах; литературоведческие термины, относящиеся к драматическому роду литературы.

Анализировать текст, давать характеристику героев, умение пользоваться литературоведческими терминами.

Комментированное чтение, выразительное чтение, составление таблицы.

33

Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров.

Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии.


1ч.

14.01


Основные этапы развития сюжета. Значение характеров комедии. «Символ», «фантастический реализм»

Давать характеристику персонажей, анализировать текст. Дать определение терминам ремарка, монолог, диалог.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой

Использование различных видов чтения

34

Образ города и тема чиновничества . Чиновники на приёме у «ревизора». Анализ 4 действия.

1ч.

16.01


Образы чиновников.

Содержание 4-ого действия.

Анализировать произведение, выделять композиционный элемент.

Анализ иллюстраций, беседа по вопросам.

35

Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

1ч.

20.01


Композиционные элементы, значение характеров комедии; идейно-художественное содержание.

Анализировать текст, выделять композиционные элементы, обобщать материал предыдущих уроков.

Сообщения учеников, анализ иллюстраций, беседа по вопросам.

36


Р.Р.Сочинение по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

1ч.

21.01


Правила написания сочинения по комедии, содержание текста.

Рецензировать комедию, определять тему комедии, развязку и завязку комедии. Сравнить высказывания.

Доказывать свою точку зрения, обобщать и делать выводы.

37

Внеклассное чтение. Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и "маленького человека". Мечта и действительность.

1ч.

27.01


Идейно-художественное содержание «Петербургских повестей».

Содержание текста

Определять основные этапы развития сюжета.

Выявлять авторскую иронию. Определить образ главного героя произведения.

Уметь подтвердить свой ответ цитатами.

Составление плана.

38

Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.


28.01


Характер и образ жизни главного героя. Знать значение финала повести, смысл повести и авторскую иронию.

Уметь раскрыть образ главного героя, определять роль детали в прозе Гоголя. Подтвердить свои мысли примерами из текста.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой.

Использование различных видов чтения

39

И.С.Тургенев. (3 часа). Слово о писателе.

Повесть «Ася». Особенности историзма. Характеристика героев повести И.С.Тургенева «Ася».





3.02


Расширить знания о личности и взглядах И.С.Тургенева;, углубить понятие о русском национальном характере.

Совершенствовать навыки выразительного чтения; анализировать текст.

Показать связь его творчества с историей.

Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль

40

Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася»

1ч.

4.02


Характер и манеру поведения Аси, характер Гагина, Особенности анализа эпизода, содержание 16 главы.

Совершенствовать навыки характеристики героя, выразительного чтения, пересказа. Проанализировать 1-ый диалог между рассказчиком и Асей.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой.

Передавать содержание книги.

41

Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася».

Р.Р.Домашнее сочинение по повести И.С.Тургенева «Ася»

1ч.

10.02


Показать способы создания образа. Дать понятие о «тургеневской девушке».

Развивать навыки анализа текста, монологической речи, уметь пересказать текст по плану.

Пересказ, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

42

Поэзия родной природы. (1 час). Стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова.


11.02


Знать содержание статьи учебника, мысли автора при написании стихотворений.

Найти эпитеты в текстах, определить чувства автора, выразительное чтение стихотворений.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой

43

Внеклассное чтение. Салтыков - Щедрин.

(1 час). «История одного города» (отрывок). Сатирическое изображение чиновников и градоначальников тогдашней России.



17.02


Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.

Выражать свое отношение к прочитанному,

выявлять

авторскую позицию

Выразительное чтение, пересказ с элементами комментария

.44

Н.С.Лесков(1 час). «Старый гений». Историческое время рассказа. Смысл эпиграфа


18.02


Знать Лескова и его героев, его отношение к России, смысл эпиграфа к рассказу.

Уметь рассуждать над вопросами учебника, определять проблемы общества в произведении.

Использование различных видов чтения


45

Л.Н.Толстой. (3 часа). Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа.



24.02


Расширить знания о биографии писателя, показать своеобразие историзма Толстого; познакомить с историей создания рассказа «После бала» . Особенности рассказа.

Определять социально- нравственные проблемы рассказа; анализировать текст, выразительно читать. Подготовить характеристику одного из героев повести

Сообщения учащихся, беседа по вопросам, умение работать в парах.

46

Проблема смысла жизни. Проблема жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе «После бала». Роль художественной детали в раскрытии характеров.


1ч.

25.03


Выявить идею произведения. писательский замысел. Композиция произведения.

Анализировать текст, давать характеристику героев, умение вести диспут, проанализировать поведение отца Вари.

Выделение характерных причинно-следственных связей


47

Р.Р. Сочинение по рассказу Толстого «После бала».


3.03


Правила написания сочинения по комедии, содержание текста.

Рецензировать комедию, определять тему комедии, развязку и завязку комедии.

Доказывать свою точку зрения, делать выводы.

48

Внеклассное чтение. А.П.Чехов(1 час).

«О любви». Историзм Чехова. Суть рассказа.


4.03


Биографические данные Чехова, суть рассказа.

Уметь проанализировать поведение героев произведения.

Передавать содержание текста.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (10 ЧАСОВ)

49

Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Художественные искания русских писателей 20 века. И.А.Бунин.(1ч). Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Роль детали в рассказе.



1ч.

13.03


Расширить представления о личности Бунина, знать особенности его творческой индивидуальности.

Анализировать текст, выразительно читать, определять, в чём несчастье и счастье героев, исток рассказа «Кавказ», определить главного героя рассказа

Беседа по вопросам, элементы анализа текста.


50

Нравственные проблемы рассказа А.И.Куприна(1ч) «Куст сирени».

Развитие представлений о сюжете и фабуле

1ч.

17.03


Расширить представление о личности и творчестве А.И. Куприна, знать нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Анализировать текст, передавать настроение и пафос рассказа. Выбрать цитаты из текста, подготовить материалы к сравнительной характеристике.

Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль

51

А.А.Блок.(1ч). Слово о поэте.

Историческая тема в творчестве Блока.

Цикл стихотворений «На поле Куликовом», «Россия». Тема загадочной и бесконечно любимой России. Стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе», «О весна без конца и без краю». Отражение в лирике высоких идеалов.

1ч.

20.03


Знать личную и творческую биографию Блока, особенности его подхода к истории. Какие картины рисует поэт и какие мысли его волнуют.

Уметь определять художественно-выразительные средства текста, выразительно читать стихотворения. Сопоставить впечатления от стиха и рассказа Лихачёва.

Сообщения учащихся, беседа по вопросам, выразительное чтение. Использование различных видов чтения

4 четверть

52

С.А.Есенин .(1ч)

Внеклассное чтение. Историзм поэта. Поэма «Пугачёв»

Пугачев - герой одноименной поэмы, выдававший себя за Петра III.


1ч.

31.03


Расширить представление о личной и творческой биографии Есенина. Песни и романсы на стихи Есенина.

Выделять характерные черты таланта Есенина, находить метафоры, олицетворения в поэтическом тексте.

Беседа по вопросам, элементы анализа поэтического текста.

53

И.С. Шмелёв.(1 час). «Как я стал писателем». Московский говор. М.А. Осоргин «Пенсне». Метафора. Олицетворение.



3.04


Художественная деталь. Что открывал главный герой в людях.

Передавать содержание стихотворений. Написать рассказ на одну из тем.

Выразительное чтение


54

М.М.Зощенко.(1ч) . Слово о писателе.

Рассказы «Жертва революции», «История болезни», «Интересная кража в кооперативе» (из «Голубой книги»). Сатира и юмор в рассказах. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.

1ч.

7.04


Определения «сатира», «юмор»; знать, как создаются юмористические и сатирические произведения.

Пафос рассказа.

Понимать юмор и сатиру в художественном произведении, найти эпизоды, показывающие абсурдность происходящего.

Различные виды работы с текстом.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой

55

А.Т.Твардовский (2ч.)

Жизнь и творчество (обзор).

Поэма «Василий Тёркин» - утверждение жизненности и оптимизма (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок». История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы.



1ч.

10.04


Основные вехи жизненного и творческого пути Твардовского, о роли поэмы в годы ВОВ, особенности жанра и сюжета, понятие о народности в литературе.

Выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст. Выявлять авторскую позицию, строить устные и письменные высказывания

Беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста Пересказ с элементами комментария.

56

Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка «Книги о бойце».

14.04


Образы в поэме. Отношение Твардовского к истории нашей страны. Главную мысль каждой главы

Определять род и жанр литературного произведения. Выстроить путь героя на войне, показать военные будни героя.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

57

Внеклассное чтение. А.П.Платонов. (1 час). Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».

1ч.

17.04


Углубить знания о личной и творческой биографии А.П.Платонова, раскрыть нравственный смысл рассказа.

Определять роль художественных приёмов, понять мысли Иванова.

Подготовить сообщение о героях рассказа.

Выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

58

Н.А.Заболоцкий(1ч) и русские поэты о родине. Слово о писателе. Р.Р.(устно). Традиции русской философской поэзии в творчестве Заболоцкого. Мир природы и душа человека. Непосредственность человеческих чувств в стихотворениях Заболоцкого. Стихотворения: «Гроза идет», «Не позволяй душе лениться».

21.04


Знать биографию поэтов, их творческий путь. Содержание стихотворений.

Как раскрывается в творчестве поэтов мир природы и душа человека.

Уметь проанализировать стихотворения по плану.

Найти изобразительно- выразительные средства в предложенных стихотворениях.

Выделение характерных причинно-следственных связей. Использование различных видов чтения


Русская проза и поэзия второй половины 20 века.

59

В.П.Астафьев. (1 час). Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Красота души главных героев.


1ч.

24.04


Углубить знания о личной и творческой биографии писателя. Героев рассказа и их характеры. Как герои помогали друг другу.

Выразительно читать и анализировать текст. Уметь рассказать о деревенских буднях школы. Найти в тексте описания, пересказать текст.

Умение сопоставлять, обобщать, делать выводы, обобщать выше сказанное.

60

Б.Ш.Окуджава(1ч).

Слово о поэте. Мудрость и душевная щедрость лирического героя поэзии Окуджавы. Авторская песня как жанр и как явление культуры. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс»

28.04


Биографию и творческий путь поэта. Авторская песня.

Образ автора.

Ритм и рифма стихотворения.

Выражать свое отношение к прочитанному, проанализировать предложенные стихотворения.

Выразительное чтение.

Использование различных видов чтения

61

В.С.Высоцкий.(1ч)

Слово о поэте. Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике

Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие его произведений. Стихотворения: «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю». Р.Р.(1 час) Домашнее сочинение по творчеству писателей 20 века.


1.05


Творчество поэта. Лирический герой поэзии.

Содержание стихотворений. Песни на стихи В.С.Высоцкого.

Выразить свое отношение к творчеству поэта. Понимать поэтический язык, осмысливать прочитанное, анализировать поэтический текст

Владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль

Литература народов России (1 час).

62

Внеклассное чтение. М. Карим. Слово о писателе. Поэты русского зарубежья. Стихотворения из сборника «Европа - Азия». Поэма «Бессмертие». Воспевание дружбы между народами, гуманистический пафос стихотворений, их афористичность, глубокий лиризм, отражение в них народной мудрости.

5.05


Знать национальное своеобразие героических эпосов народов России.

Содержание стихотворений из указанного сборника.

Выразительно читать и анализировать текст. Указать на близость образа героя поэмы образу Василия Теркина из одноименной поэмы Твардовского.

Передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 часов).

63

Внеклассное чтение. Жанр фантастической новеллы в зарубежной литературе. Э.А. По (1ч). Слово о писателе. Новелла «Падение дома Ашеров». Романтический пейзаж как средство воздействия на читателя. Образ главного героя. Фантастические события и реальное их объяснение.

6.05


Определение жанра фантастической новеллы.


Содержание произведения.

Уметь раскрыть образ главного героя, подтвердить своё суждение цитатами из текста, доказать свою точку зрения, обобщить прочитанное.

Выделение характерных причинно-следственных связей.

64

Промежуточная аттестация (зачёт).

1ч.

12.05




65

У.Шекспир(3ч). Слово о писателе. Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии «Ромео и Джульетта».

13.05


Литература и искусство эпохи Возрождения, биографию

Понимать поэтический язык, осмысливать прочитанное.,

Умение перефразировать мысль.

66

Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.


19.05


Основные проблемы трагедии. Содержание произведения.

Анализировать поэтический текст. Ответить на вопросы по содержанию трагедии.

Владение монологической и диалогической речью

67

У.Шекспир. Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики. «Ее глаза на звезды не похожи», «Увы, мой стих не блещет новизной».

20.05


Сюжеты сонетов. Анализ сонетов. Определение иронии, значение слов.

Передать содержание. Объяснить слова и словосочетания из сонета.

Выразительное чтение

68

Театр европейского классицизма.

Ж.-Б.Мольер. (1 час). Жизнь и творчество. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Особенности классицистической драматургии. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

26.05


Комедия

Содержание комедии, замысел автора.

Приёмы сатирического изображения персонажей.

Определять род и жанр произведения. Выразительное чтение по ролям сцен из комедии. Объяснить поступки господина Журдена, мотивы поведения персонажей.

Сравнение и сопоставление, работа с книгой.

Использование различных видов чтения

69

Вальтер Скотт. (1 час). Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.

1ч.

27.05


Расширить понятие о жанре исторического романа, знать о Вальтере Скотте как родоначальнике исторического романа, о его концепции истории и человека в романе.

Анализировать текст. Определить историческую эпоху повествования. Высказать своё мнение на прочитанное произведение, ответить на вопросы по тексту.

Беседа по вопросам, сопоставительный анализ текстов.

70

Джонатан Свифт. (1 час). Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

1ч.

30.05


Биография и творчество Свифта, содержание его романа.

Выразительно читать, анализировать текст. Сделать выводы по поводу всего романа.

Передавать содержание текста.













Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • текст художественного произведения, тему, художественный образ героев изучаемых произведений, композицию, сюжет;

  • основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств в их взаимосвязи;

  • элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа);

  • основные признаки родов литературы (эпос, лирика, драма);

  • иметь представление о времени создания произведения; о связи его с личностью и жизнью писателя.

должны уметь владеть:

  • выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;

  • характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;

  • объяснять идейно-нравственный смысл изучаемого произведения, анализировать и выявлять значение важнейших эпизодов (сцен), обнаружить понимание их взаимосвязи;

  • обнаружить понимание авторского отношение к изображаемому, давать обоснованную оценку героям и событиям изучаемого произведения;

  • объяснять связь произведения с эпохой создания и нашим временем; обнаруживать сходство тематики в произведениях разных писателей;

  • практически определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров.

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

УМК



Для учителя:

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2010.

  • Золотарева И.В., Крысова Т.Д. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2009.

  • Коровина В.Я., Збарский И.С, Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2010.

  • Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

  • Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009.

  • Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007

  • lit.1september.ru

  • litera.edu.ru

  • uroki.net/index.htm





Для учащихся:

  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2010.

  • Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2009.

  • Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СЭ-РЮМ / Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

  • feb-web.ru
































© 2010-2022