Игра по русским сказкам Что? Где? Когда?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МуниуипальИгра по русским сказкам Что? Где? Когда?















Предлагаемая литературная игра, построенная по сценарию популярного телешоу «Что? Где? Когда?», предназначена для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Это мероприятие будет интересно как участникам, так и зрителям. Игра Вопросы игры составлены так, что учащиеся могут ответить на них не только опираясь на ранее изученный материал, но и мысля логически.

Материалы игры учитель может использовать как при проведении внеклассных мероприятий, так и на уроках литературы.

Цели:

1) обучающие:

- закрепить и углубить сведения обучающихся о русских народных сказках;

2) развивающие:

- способствовать расширению кругозора обучающихся,

- развивать абстрактное и образное мышление, логику, сообразительность обучающихся;

- развить речь и воображение обучающихся;

3) воспитательные:

- воспитать любовь к родному слову;

- воспитать у обучающихся нравственность и положительные эмоции, направленные на создание стойкого читательского интереса.

Оформление и оборудование:

компьютер,

проектор,

экран,

черный ящик,

игральное поле, юла.

12 конвертов с вопросами.

.

Описание игры. В литературной игре участвуют две команды знатоков. В аудитории присутствуют зрители.


Ход игры

Вступительное слово учителя.

Итак, мы начинаем нашу литературную игру ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

Представление команд.

1.БЛИЦОПРОС

Герои сказок часто отгадывают загадки. Вот и вам сказочные загадки для блицопроса:

  1. Что на свете всех быстрее?

  2. Что на свете всех милее?

  3. Что на свете всех жирнее?

ОТВЕТ:1.мысль 2.сон 3.земля.

2. ВОПРОС «ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

В чёрном ящике находится сказочное чудо. Оно одно и то же и два разных.

ОТВЕТ: Живая и мёртвая вода.

3. ВОПРОС:

Это животное в сказке о животных глупое и злое, а в волшебной сказке - мудрое, сильное. Однако помогать это животное герою в волшебной сказке стало, совершив злое деяние. Назовите животное, волшебную сказку и злое деяние животного в той сказке.

ОТВЕТ: Иван-царевич и Серый волк. Он съел коня Ивана-царевича.


  1. ВОПРОС:

Игра по русским сказкам Что? Где? Когда?

Многие ученые до сих пор не могут разгадать загадку имени героя сказки «Финист - Ясный сокол». Однако в одном своем предположении все они сходятся. Скажите, какому греческому слову может быть родственно слово «Финист» и почему?

ОТВЕТ: ФЕНИКС - птица, которая имеет волшебную способность возрождаться из пепла.


5. ВОПРОС С ПОДСКАЗКОЙ ВЕДУЩЕГО: (при подсказке сумма баллов за вопрос делится пополам)

Поляки называют эту сказочную героиню Едзина, чехи - Езинка. А как её называют в русской сказке?

ПОДСКАЗКА: Словаки называют её Еже Бабой.

ОТВЕТ: Баба Яга.

6. ВОПРОС:

Когда лягушку в сказке стали называть Василисой Премудрой?

ОТВЕТ: Перед первым испытание, когда она сбросила лягушачью кожу.

7. ВОПРОС:

Что связывает слова «сказка» и «обаяние»?

ОТВЕТ: Сначала сказки называли «байками», рассказывать сказки - «баять». «Обаять» -заворожить сказкой-байкой.

8. ВОПРОС:

Какой окрас у Сивки-бурки вещего каурки?

ОТВЕТ: Сивый -белый, бурый - тёмный, коричневый, каурый - рыжий. Существует версия, что всем своим сыновьям отец должен был в наследство оставить по коню: старшему - сивого, среднему - бурого, а младшему - каурого. Но так как только младший сын исполнил наказ отца, то ему и достался волшебный конь с силой трёх коней.

9. ВОПРОС:

Что-то колдовское произошло с книгой сказок. Почему-то в содержании написаны такие названия сказок: «Служанка-цапля», «Бодрствующий урод», «Квадратик», «Король -хохотун». Скажите, что произошло? И верните правильные названия сказок!

ОТВЕТ: «Царевна-лягушка», «Спящая красавица», «Колобок», «Царевна Несмеяна».

10. ВОПРОС С УДВОЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ БАЛЛОВ:

Все вы знаете волшебную скатерть-самобранку. Оказывается, в этимологии есть два объяснения слова «самобранка». За обе версии происхождения слова вы можете получить в два раза больше баллов.

ОТВЕТ: 1. Корень «бр» - брать, собирать. Сама собирает на стол.(СР. слово «самозванка»)

2. Скатерть из браной ткани. Браная - от слова «брать», ткань ткали не на ткацком станке, а вручную набирали нитки для узора. Браная ткань - очень дорогая ручная работа. «Садились за скатерти браные...»

11. ВОПРОС С УДВОЕННЫМ КОЛИЧЕСТВОМ БАЛЛОВ:

В древнегреческих мифах есть река Стикс. Она разделяет мир мёртвых и живых. Перевозит души в царство мёртвых на своей лодке Харон. А в русских сказках тоже есть подобная река, а соединяет мир мёртвых и живых мост. Река и мост носят названия, которые современным людям кажутся связанными с ягодами. Однако это не совсем так. Назовите реку и мост. За правильную версию толкования происхождения названий реки и моста вы можете получить в два раза больше баллов.

ОТВЕТ: 1. Река Смородина. Мост Калинов.

2. Смородина - «смрад», смердящая река, Калинов мост - «калёный»,из раскалённого железа.

12. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ:

  1. Назовите волшебные предметы, исполняющие желания.

(палочка волшебная, лепесток, кольцо, волосок…)

  1. Назовите предметы, говорящие правду или рассказывающие что происходит. (зеркало, книга, золотое блюдечко)

  2. Назовите предметы, выполняющие работу за героя.

(скатерть-самобранка, игла, кукла, меч-кладенец, дубинка…)

  1. Назовите предметы, показывающие дорогу.

(клубочек, камень, перышко, стрела)

  1. Назовите предметы, которые помогают преодолеть трудности герою.

(шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолёт).


© 2010-2022