Доклад Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы

Основной целью обучения русскому языку является формирование коммуникативной компетенции как способности организовать свою речевую деятельность соответствующими языковыми средствами в различных ситуациях общения. Исходя из целей и задач школьного курса русского языка, я работаю над проблемой: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского  языка и литературы», в ней обоснованы идеи развития творческой деятельности и формирование коммуникативной  компетенции учащихся  через...  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в национальной школе

М.К.Канапьянова, учитель русского языка и литературы средней школы №15 имени Кенена Азербаева посёлка Боралдай Илийского района Алматинской области

Современное образование стало одним из ведущих векторов развития общества и становления «экономики знаний». Важнейшей задачей образования является воспитание человека, способного познавать, творчески мыслить, применить полученные знания в жизни и активно участвовать в процессе создания и использования новых технологий. Только такая личность способна взять на себя роль главного фактора развития общества, и она может быть подготовлена эффективной системой образования, ориентированной на будущее.

Основной целью обучения русскому языку в казахской школе является формирование коммуникативной компетенции как способности организовать свою речевую деятельность соответствующими языковыми средствами в различных ситуациях общения. Уроки русского языка в национальной школе развивают и суммируют природные задатки ученика, дают ему необходимые знания и навыки, выявляют его способности, направленные на выполнение творческих заданий.

Исходя из целей и задач школьного курса русского языка, я работаю над проблемой: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы», в ней обоснованы идеи развития творческой деятельности и формирование коммуникативной компетенции учащихся через внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникативных технологий и элементов методик учителей-новаторов Ривина А.Г., Дьяченко В.К. - КСО, Караева Ж.А. - уровневая дифференциация, Якиманской И.С. - личностно - ориентированное развивающее обучение.

В моей педагогической деятельности разработаны и проведены уроки- презентации, которые позволяют каждому ученику реализовать свои творческие способности. В основу таких уроков входят коммуникативные упражнения, предполагающие разнообразные формы деятельности учащихся.

Это речевые ситуации, предусматривая составление текста, содержат заданные условия общения, описание речевой ситуации. Они должны включать три основных компонента: задание (его смысл в том, чтобы ученик отреагировал на речевую ситуацию), описание речевой ситуации, речевая реакция (то есть включение учащихся в коммуникативную деятельность).

Ситуации по содержанию должны быть близки и интересны школьникам. Они могут быть взяты из повседневной жизни или вымышленные, или такие, которые предполагают решение какой - либо проблемы, но в любом случае они должны увлекать, а не вызывать чувство разочарования.

Например, ученикам 8 класса к тексту «В доме весь мир » была предложена следующая ситуация: телевидение в нашей жизни занимает определённое место. Какие передачи вам больше всего:

Нравятся (почему?)

Не нравятся (почему?)

1.

1.

2.

2.

3.

3.

Одной из основных форм учебной коммуникации является диалог, который включает осмысленное озвучивание в лицах, восстановление недостающих реплик, продолжение диалога по данному началу, создание собственных диалогов по аналогии и другие.

В целях привития учащимся диалогических умений и навыков использую работу в парах и группах, которая помогает организации общения. Диалоги создают атмосферу доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Доброжелательные отношения возникают между детьми в работе в парах, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости.

К коммуникативным упражнениям относится постановка проблемного вопроса. При помощи ПВ можно достичь не простого воспроизведения материала, а установления причинно - следственной связи между явлениями и применения знаний в новой ситуации. Так, к тексту «Два взгляда на жизнь» ученикам можно предложить вопросы:

1.Как вы думаете Тельма Томпсон - человек с гибкой или негибкой установкой? Обоснуйте своё мнение.

2. Владеет ли она искусством общения, если смогла расположить к себе людей, не знающих её языка? Почему вы так считаете?

Работа со словарями обогащает словарный запас учащихся, тем самым способствует решению целей и задач коммуникативного обучения. Учу работе с разными словарями: толковыми, фразеологическими, энциклопедическими, этимологическими и другими. Например, во время работы с текстом «Эрмитаж» восьмиклассникам предлагаю следующее задание, пользуясь энциклопедическими словарями, подготовьте ответы на вопросы:

1. Как раньше называлось здание, в котором находится Эрмитаж?

2. По проекту какого архитектора оно построено?

3. Когда был основан Эрмитаж?

При изучении третьего раздела «Человек и природа» ученики знакомятся с обычаями и традициями русского и казахского народов. Предлагаю каждому ученику самостоятельное ведение этнокультуроведческого словарика с названиями народных обычаев и традиций, сгруппировав их по разным основаниям:

Обычаи русского народа

Обычаи казахского народа

Сохранившиеся

Несохранившиеся

Сохранившиеся

Несохранившиеся




Словарик дополняется рассказом ученика об участии в проведении Наурыза, Масленицы и других праздников.

Основная единица общения - текст. Работа с текстом повышает развивающий потенциал речевой среды, что постепенно приводит к формированию языковой личности. Широко использую возможности текста для решения методической проблемы на уроках связной речи. Остановимся на уроке в 9 классе на тему «Текст». Урок состоит из нескольких дидактических этапов:

I дидактический этап. Предкоммуникативная атака

На доске запись: Встреча …

1. Каково значение данного слова?

2. Придумайте с этим словом словосочетания.

II дидактический этап. Вхождение в текст

Извещаю класс, что на уроке связной речи будет изучаться текст под названием «Встреча в ночи».

- Ответы учащихся на вопрос:

• Кто и что может встретиться или встречаться в ночи? Ваши варианты?

III дидактический этап. Чтение текста

Говорю ученикам, что наступил момент, когда все, наконец, узнают, что за встреча произошла в ночи. Далее дополняю запись на доске, которая теперь выглядит так: Встреча … с текстом - и предлагаю учащимся сделать такой же заголовок

Затем ученик - ассистент выразительно читает текст.

IVдидактический этап. Анализ текста

- Выразите главную мысль текста несколькими способами:

1) с помощью одного слова: защита, помощь;

2) с помощью словосочетания: неожиданная помощь, своевременная помощь;

3) с помощью простого предложения: Человек помогает животному.

V дидактический этап. Организация работы в группах, проверка результатов работы

Класс разделён на 2 группы, ученики выполняют разноуровневые задания по карточкам, работая в парах постоянного состава.

VI дидактический этап. Что такое текст?

Учащиеся знакомятся с определениями понятия «текст» из словаря Ожегова, литературоведческого и речеведческого словарей и отвечают на вопросы:

1. Приемлемы ли записанные определения к анализируемому тексту?

2. Какое из этих определений самое актуальное для нас?

3. К какому типу относится данный текст?

4. Как доказать, что это повествование?

5. Какие приёмы характерны для повествования?

VII дидактический этап. Составление цитатного плана текста

VIII дидактический этап. Анализ цитатного плана

IX дидактический этап. Рефлексия

Большое внимание уделяю написанию творческих письменных работ - это изложения, лингвистические рассказы, рассказы по картине, тексты-описания по памятке, сочинения разных жанров.

При написании сочинения-рассуждения «Что такое настоящая дружба?» ученица 10 класса пишет: «Я думаю, каждый человек по-своему представляет, кто такой друг и что такое дружба. Кто-то может и не согласиться со мной. Но всё же, когда у человека есть настоящий друг, то ему легче жить, он чувствует в себе больше сил и уверенности, ощущает поддержку. Друзья должны уважать интересы друг друга и беречь свои отношения. Когда у тебя есть друг - это большое счастье».

Ученик 7 класса так описывает своего любимого сиамского кота «У Симы светло - коричневая мордочка, тёмные ушки, лапки и длинный хвост, гибкое удлинённое тело, большая круглая голова, на мордочке щетинистые усы, бородка и ярко - голубые глаза. Цвет глаз меняется, когда он злится или угрожает, зрачки становятся то красные, то зелёные. Уши у кота настороже, он улавливает малейший шорох».

Ученица 8 класса при составлении устного рассказа по картине Исаака Левитана «Золотая осень» говорит: «Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе всё одинаково прекрасно, и каждое из времён года имеет свою неповторимую прелесть. Мы глядим на картину «Золотая осень» и проникаемся глубоким чувством любви к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты общения с прекрасным».

Для развития коммуникативных умений учащихся большое внимание уделяю наглядности - это опорные схемы, учебные таблицы, картины, иллюстрации, большую роль в проведении хорошего урока играет ТСО. Сегодня мы имеем возможность использовать на уроках такие ТСО, как: мультимедийные кабинеты, интерактивные классы, электронные учебники, в связи с чем появилась мотивация к обучению.

Использование информационных технологий на уроке позволяет:

• сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным;

• осуществить индивидуализацию обучения;

• решить проблему объективности контроля.

Использование дидактического потенциала информационно-коммуникативных технологий способствует решению многих педагогических задач: повышение уровня внутренней мотивации учащихся при изучении русского языка и литературы и, как следствие, росту качества обучения, а также развитию личности обучаемого, формированию у него способностей к альтернативному мышлению, раскрытию его креативности.



Решая на уроке коммуникативные задачи, можно любое учебное занятие сделать интересным познавательным и развивающим. Хотелось бы подвести итог вышесказанному и подчеркнуть, что формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в национальной школе проходит через непосредственное общение в процессе обучения: учащихся с учителем, учащихся между собой, при работе с текстами, через информационные технологии. Мы формируем личность, которая умеет ориентироваться в условиях современной жизни, используя накопленный на уроках опыт.





4



© 2010-2022