- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад «Организационные формы работы на уроках гуманитарного цикла в школе для слабовидящих детей»
Доклад «Организационные формы работы на уроках гуманитарного цикла в школе для слабовидящих детей»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ильясова С.В. |
Дата | 24.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное специальное ( коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся с отклонениями в развитии специальная ( коррекционная)
образовательная школа- интернат №4
городского округа Тольятти
ДОКЛАД
« Организационные формы работы на уроках гуманитарного цикла в школе для слабовидящих детей».
Подготовила учитель русского языка и
литературы
Ильясова Светлана Валерьевна.
г. Тольятти 2014 год.
Тифлопедагогика ( от греч. Tiphlos - слепой)- наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.
Слабовидящие- подкатегория лиц с нарушением зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций( цвето- и светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение).
В тифлопедагогике важное место занимают: разработка содержания, методов и организация обучения основам наук, трудовой и профессиональной подготовки слепых и слабовидящих; определение типов и структуры специальных учреждений для их обучения и воспитания.
Неразработанность в тифлопедагогике ряда концептуальных аспектов обучения слепых и слабовидящих детей требует при анализе проблемы стиля жизни инвалидов по зрению в реабилитационном педагогическом контексте решения,прежде всего, трёх задач:
-
раскрытия сущности педагогической реабилитации слепых и слабовидящих как звена системы их реабилитации в целом;
-
соответствующей конкретизации целевых установок педагогической реабилитации инвалидов по зрению;
-
и обоснования её принципов.
Принципы специального образования в коррекционно- педагогическом процессе реализуются в соответствующих методах, формах и приёмах, а также в образовательных технологиях.
Специальная педагогика различает в процессе образования человека с особыми образовательными потребностями специальные образовательные технологии, методы обучения и учения и методы воспитания.
В соответствии с принятой в дидактике и наиболее распространённой классификацией методов и форм обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения детей с отклонениями в развитии выделяются методы и формы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; её стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля.
Обучение детей с особыми образовательными потребностями начиналось как индивидуальное.
Значительное своеобразие нарушения развития у каждого ученика, опытно- экспериментальный путь нахождения методических приёмов специального обучения для каждого конкретного случая, немногочисленность претендентов специального обучения - всё это определяло организацию индивидуального обучения применительно к детям с особыми образовательными потребностями.
В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:
-
когда обучающийся имеет тяжёлые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспитании рекомендован именно индивидуальный подход,т.к., человек не способен к обучению в условиях групповой работы ;
-
когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями ребёнок нуждается в индивидуальной психолого- педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия;
-
если ребёнок обучается в домашних условиях.
Продолжительность индивидуальных занятий обычно 20-30 минут.
Индивидуально- групповая форма организации обучения в специальном образовании используется в качестве продолжения индивидуальной, когда достигнут некоторый коррекционно- педагогический эффект на индивидуальных занятиях. Например, коррекционные занятия ( развитие речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.), особенно в условиях интегрированного обучения, предполагают возможность работы с детьми в малых группах.
Классно- урочная система, урок являются одними из основных форм организации учебного процесса. Урок позволяет организовать не только учебно-познавательную, но и другие виды развивающей деятельности детей. Урок предоставляет возможности для сочетания фронтальной,групповой и в меньшей степени индивидуальной работы школьников. Его отличия от других организационных форм учебной работы состоят в следующем:
-
состав группы учащихся постоянен;
-
деятельностью всех учащихся с учётом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;
-
ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке.
В большинстве случаев, особенно на начальных этапах обучения, уроки в специальной школе строятся по смешанному или комбинированному типу.
Это объясняется тем, что учащиеся с отклонениями в развитии не могут усваивать новый материал большими порциями; объяснению нового материала предшествует подготовительно- пропедевтическая работа, направленная на актуализацию соответствующих знаний и опыта учеников или формирование такого опыта; на всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих образовательных затруднений.
Уроки в специальной школе характеризуются широким использованием групповых форм работы. Это работа парами, бригадами. В основном это дифференцированно- групповые формы работы, когда дети объединяются в группы в зависимости от их познавательных возможностей, темпов учебной деятельности, задач коррекционно- образовательного процесса, а также бригадные, когда дети объединяются во временные группы для выполнения какого- либо учебного задания. Широко распространены такие формы работы на специальных уроках предметно- практического обучения. Эти формы способствуют активизации деятельности детей, вовлечению их в учебный процесс, практическому освоению умений коллективной деятельности, активизации речевой, мыслительной и коммуникативной деятельности. Работа парами, бригадами позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, чувство товарищества, готовности к взаимопомощи.
Индивидуализированная форма работы на уроках русского языка применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объёму познавательной деятельности от остальных детей.
К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскурсии, дополнительные занятия, внеклассное чтение, самоподготовка.
К числу вспомогательных форм организации педагогического процесса в специальной школе- интернате относятся проведение факультативов, кружковой работы, эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, походы, экскурсии).
Как и основные, вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в специальных школах для слабовидящих строятся с учётом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организационных формах учебной и воспитательной работы.