Урок русского языка в 9 классе по теме Закрепление и обобщение. СПП с придаточным изъяснительным и определительным

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 9 «А» классе

«СПП С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ И ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ» (обобщение и систематизация знаний)

ЦЕЛЬ: закрепить знания по теме « СПП с придаточными определительными и изъяснительными»

ЗАДАЧИ:

1. Формирование умений находить придаточные определительные и изъяснительные в СПП; способы их связи с главным предложением.

2. Отработать навыки постановки знаков препинания в СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

3. Развивать у учащихся умения различать и сопоставлять СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

4. Продолжить работу по составлению схем СПП с придаточными определительными и изъяснительными.

5. Развивать у учащихся навыки употребления СПП с придаточными определительными и изъяснительными в монологической и диалогической речи, определять их стилистическую роль в тексте.

6. Использовать дидактический материал в целях воспитания нравственности учащихся: их любви к матери.

7. В целях подготовки к экзаменам продолжить работу по формированию навыков комплексного анализа художественного текста.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Формы и методы организации деятельности уч-ся: фронтальная, индивидуальная, демонстрация, диалог.

Применяемые технологии: личностно-ориентированные, информационные, сотрудничество в группе



Оборудование и материалы к уроку

-листы ученика для самостоятельной работы,

- тесты для индивидуальной работы обучающихся,

-проектор,

-экран,

- доска

- листы - опоры

- листы с выбором Д/З

ХОД УРОКА:

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (организационный момент)

- Добрый день, ребята. Садитесь. Приветствую я и наших гостей.

Сегодня на уроке мы будем закреплять полученные знания по теме СПП: определять виды придаточные предложений, способы их связи с определяемыми и изъясняемыми словами;

строить схемы СПП с придаточными определительными и изъяснительными и правильно ставить в них знаки препинания.

Запишите в них число и тему урока «СПП с придаточными определительными и изъяснительными (закрепление)». (на доске записано то же самое).

2. Работа с эпиграфом к уроку (устная, фронтальная у доски)

На доске записано предложение

Мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать!

Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку, помня о том, что в конце ноября ежегодно отмечается праздник День матери.

Вопросы (задает учитель к классу):

  1. Определите тип предложения ( СП, тк….)

  2. Определите тип СП (Союзное, т.к….Спп, т.к…, придаточное определительное, тк…..)

  3. Назовите грамматические основы предложения

  4. Назовите местоимения в предложении и их разряды

  5. Определите тип сказуемого в главном предложении (составное глагольное, тк…)

  6. Подберите синонимы к наречию в предложении ( вечно - всегда, постоянно, вовек, бессменно и др).

  7. Назовите разносклоняемое существительное в этом предложении (имя)

  8. Преобразуйте это СПП в предложение с прямой речью

  9. А теперь предложение с ПР замените синонимичным СПП с придаточным изъяснительным .Запишите в тетрадь, постройте схемы.

(Ученик работает у доски.)

Муса Джалиль писал о том , что «мы вечно будем прославлять ту женщину, чье имя - мать».

3. Групповая работа

- Послушайте текст (учитель сначала читает текст, потом с этим текстом учащиеся работают в группе по вопросам и заданиям)

1. Мама, я помню твои руки с того мгновения, как я стал осознавать себя на свете. 2. Я помню твои руки, красные, загрубевшие от студеной воды в проруби, в котором ты полоскала белье. 3. Я помню, как незаметно могли твои руки вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку.4. Нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои.

(Эти слова принадлежат Олегу Кошевому, герою романа Александра Александровича Фадеева )

- Приступаем к выполнению заданий: каждый из вас проанализирует одно из СП данного текста и даст ему характеристику, составит схему. Первым такой анализ начнёт консультант вашей группы. Затем каждый из вас проведет такой анализ. Далее мы проверим правильность ваших ответов , воспользовавшись ключами-опорами.

(работа учащихся 7-10 минут)

Затем - проверка выполнения задания - по одному ученику от подгруппы вслух прочитывается характеристика предложения. Слабые учащиеся могут использовать опоры для выполнения задания. Одновременно после ответа высвечивается ответ на экране

4. Индивидуальная работа по карточкам с дифференцированными заданиями (на «5», на «4», на «3».

Задание на «5»:

  1. Определить тип текста и стиль речи

  2. Определить, чем присоединяется придаточная часть к главной в предложении № 1

  3. Объяснить правописание Не с разными частями речи

  4. Замените причастный оборот (предложение № 2) синонимичной конструкцией. (Которые загрубели от студеной воды.)\

Задание на «4»


  1. Определите способ подчинительной связи слов в словосочетании студеная вода ?

  2. Дать лексическое значение слову ПРОРУБЬ

  3. Определить, чем осложнено предложение № 1

  4. Выписать все грамматические основы из предложения № 3

Задание на «3»



  1. Выписать все союзы, которые есть в тексте

  2. Объяснить постановку ЗП в предложении № 1

  3. Указать тип придаточных всех предложений.

(при затруднении учащиеся «группы риска» используют опоры-подсказки)

После выполнения тестов учащиеся обмениваются в парах в своей группе и проверяют ответы по листам контроля. Затем выставляются оценки и сдаются листы контроля учителю.

5. Подведение итогов урока.

Вопросы к учащимся: (желательно спрашивать учащихся «группы риска»)

- какие темы мы сегодня повторяли и закрепляли?

- как отличить СПП о других СП?

- на какие вопросы отвечают придаточные повторенных нами СПП?

- помогли ли вам в выполнении заданий консультанты и карточки-опоры?

6. Выставление и комментирование оценок

7. Домашнее задание (оно дифференцированное). Каждый ученик выбирает своё задание; одновременно задание высвечивается на экране проектора.

На «4» . Из текста повести А.С.Пушкина "Метель" выписать 6-8 предложений по теме урока.

На «3» . Упражнение 121 (по заданию)

На «5» . Найти в баснях И.А.Крылова крылатые высказывания, представляющие собой СПП ( не более 10).









© 2010-2022