Урок по теме «Разносклоняемые имена существительные»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Анисова Лариса Ивановна

Класс, учебник: 6 класс. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие. - М. Просвещение 2011 г.

Тема: «Разносклоняемые имена существительные».

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формировать умение находить разносклоняемые имена существительные в тексте

Образовательная цель: познакомить с разносклоняемыми именами существительными, особенностью их склонений

Воспитательная цель: воспитывать чувство добра, бережное отношение к семье, формировать мировоззрение

Оборудование:

  • мультимедиа;

  • карточки с заданиями для групп;

  • карточки (для каждого ученика );

  • анкеты для проведения рефлексии (для каждого ученика ).

Планируемые результаты:

Предметные

1. Развитие и совершенствование навыков правописания падежных окончаний существительных.

2. Формирование умения изменять разносклоняемые существительные по падежам, обосновывая выбор гласных в окончаниях.

3. Развивать умения объяснять лексические значения слов (бремя, племя, стремя,темя).

Метапредметные

Регулятивные УУД:

1. Развитие саморегуляции.

2. Следовать режиму организации учебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Адекватно оценивать свою работу и корректировать в дальнейшем.

Познавательные УУД:

1. Развивать умение выделять нужную информацию из текста.

2. Строить сообщения в устной и письменной форме.

3. Развивать умения спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос.

Коммуникативные УУД:

1. Развивать умение участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

2. Развивать умение работать в паре, высказывать собственную позицию.

3. Развивать умение читать вслух и про себя предложения с фразеологизмами, понимать прочитанное.

Личностные УУД:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «семья».

2. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

3. Формировать способность к общению, коммуникативную компетенцию.

4. Широкая мотивационная основа учебной деятельности.

Личностные

1. Адекватное понимание причин успешности\ неуспешности учебной деятельности.

2. Воспитывать бережное и внимательное отношение к родному языку.

3. Воспитывать заботливое отношение к сем

Технологическая карта урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Средства обучения

1.

Организационный момент.

Цель: эмоциональный настрой на урок.

-Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились хрупкие снежинки(се-

ли девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Стало тихо кругом, наступила ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться. Снежинки обрадовались зимнему солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»

Я рада видеть вас и ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом.

Успехов вам и удач!

Выполняют задания учителя

Машут руками.

Садятся девочки.

Садятся мальчики

Закрывают глаза

Р-2,

Л-4

2.

Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: включение учащихся в учебную деятельность, постановка темы и учебных задач

Сегодня, перед тем как прийти к вам на урок, я получила необычное письмо на имя вашего класса. Давайте посмотрим, что в нем. «Семячковская школа 6 классу, из города Морфологии от имени Существительного»

А что внутри?

Так, три документа. Давайте разберемся:

1-е письмо

Бремя

Время

Вымя

Знамя

Имя

Племя

Пламя

Семя

Стремя

Темя Путь

Прочтем письмо. Вы понимаете, для чего нам прислали эти слова?

Попробуем разобраться.

- Какой частью речи являются эти слова?

Давайте вспомним, что мы знаем о существительном.

1. Дайте определение имени существительного.

2. Как изменяются существительные?

3.Как называется изменение существительных

по падежам?

4. Сколько склонений у существительных?

5. Какие существительные относятся к 1 склонению?

6. Какие существительные относятся ко 2 склонению?

7. Какие существительные относятся к 3 склонению?

8. Какую роль выполняют существительные в предложении?

Давайте проанализируем следующий документ из

письма.

2-е письмо

Не в золоте богатство, а в добром имени

Какой поучительный смысл имеет данная пословица?

Давайте определим склонение у существительных

Оказывается, не все существительные можно отнести к 1,2 или 3 склонению.

Где мы сегодня уже видели существительное имя»? Давайте познакомимся ещё с одним документом, содержащимся в письме.

3-е письмо

Падеж

склонение

2-е

3-е

И.

сторож

мышь

имя

Р.

сторожа

мыши

имени

Д.

сторожу

мыши

имени

В.

сторожа

мышь

имя

Т.

сторожем

мышью

именем

П.

о стороже

о мыши

об имени

Что представлено в таблице?

Какие окончания при склонении имеет существительное ИМЯ?

Какой вывод можно сделать?

Такие имена существительные называются разносклоняемые. Вот мы и подошли к теме сегодняшнего урока. Мы будем говорить о разносклоняемых именах существительных. Как вы думаете, почему они называются разносклоняемые?

- Какую цель мы поставим перед собой?

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока?







Нет


-Существительными


Отвечают на вопросы







Золото 2 скл.

Богатство 2 скл.

Имя 1 или 2 ( создание проблемной ситуации)

- в 1-м письме

Л-2,

Р-3,

К-1,

К-3,

Слайд №1

















Слайд 2



Слайд 3

3.

Объяснение нового материала.

Цель: научить учащихся склонять разносклоняемые имена существительные, познакомить с суффиксами в ед.ч и во мн.ч.



  1. - Ребята, из писем вы извлекли определенную информацию, а теперь сравним её с материалом учебника п. 37 с.87 и найдем дополнительный материал и прочитаем.

  2. - Что ещё можно добавить?

- У существительных стремя и семя добавляется

суффикс -ян- во мн. ч. в род. п.

- У существительных на -мя в род., твор., предл. падежах в ед.ч. и во мн.ч. прибавляется суффикс -ен

-ён

П-2,

К-1, К-3





4.

Словарная работа.

Цель: объяснить значение разносклоняемых имен существительных

Ребят, давайте объясним значения разносклоняемых существительных

БРЕМЯ, -мени, ср. 1. Тяжелая ноша (стар.). 2. перен. Нечто тяжкое, трудное, тяжесть (книжн.)

ВРЕМЯ Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами т.д

ВЫМЯ, -мени, (редко) мн. вымена, -ен, -енам, ср. Молочные железы усамок млекопитающих животных.

ЗНАМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. Определенного цвета (илицветов) широкое полотнище на древке, принадлежащее воинской части, какой-н.организации, государству.

ИМЯ, имени, мн. имена, имен, именам, ср. 1. Личное название человека, даваемое при рождении.

ПЛАМЯ -огонь

ПЛЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мен, -менам, ср. 1. Этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Первобытные племена. Союз племен. Кочевые племена.2. перен. Народ, народность

СЕМЯ, -мени,мн. -мена, -мян, -менам, ср. 1. Орган размножения у растений, зерно.

СТРЕМЯ, род., дат. и предл. -мени, те. -менем, мн. -мена, -мян, -менам,ср. 1. Железная дужка, подвешиваемая к седлу для упора ног всадника.

ТЕМЯ, -мени, ср. Верхняя часть черепа, головы, между лобными,затылочными и височными костями.

ПУТЬ дорога

Давайте запишем данные слова в тетрадь





Объясняют значение слов по словарю ( работа в паре)

К-1, К-2, Л-3

Предметные

5.

Закрепление материала.

Цель: закрепить и обобщить знания

Приглашаю 2-х человек к доске. Просклонять ПУТЬ и ЗНАМЯ

Параллельно класс выполняет упр. 206

Синтаксический разбор предложения

Время от врем…ни в порыжелых камышах слышался плеск, и вслед за этим среди зарослей

кувшинок медленно проплывал карась.

Склоняют существительные у доски

Разбор предложения в группе со взаимопроверкой

Р- 4

П- 4

К- 2

Л-4

(слайд 4 )

Физминутка

Потрудились - отдохнем

Встанем, глубоко вздохнём. ( Потягивание)

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо)

Два наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили (ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.



Работа в группах

Цель: Развивать речь, логику, мысль

Творческое задание (работа в группах).Раздаются карточки с заданиями для групп.

Задание: Объясните значение фразеологизма, составьте предложение

Называть вещи своими именами, без роду и племени, со времен царя Гороха, гори оно ясным

пламенем

Работа по карточкам.

Вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы. Указать падежи разносклоняемых

существительных.

Занимать много врем…ни,в плам…ни костра,много сем…н, нога в стрем…ни, звать по им..ни, подъём знам..ни, дорожить врем..нем, счастливого пути.

Взаимопроверка в парах.

К-2

Л-4

6.

Подведение итогов урока.

Цель: оценка деятельности учащихся.

Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?

Давайте вставим на месте пропусков разносклоняемые имена существительные в стихотворение Аркадия Хайта. Я буду читать, а вы хором отвечайте.

В стародавнее древнее…

В шалашах без окон и дверей

Жило- было лохматое …

Первобытных людей -дикарей.

Они не знали, для чего корове …

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевали седло и …

Необразованное было это…

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их … забот.

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …

Что кислород всегда поддерживает…

Над тем, как в булку превратить простое…

С утра до вечера они чесали…

Почему данные слова получили такое название?

-Познакомились с разносклоняемыми существительными и их склонением.

-Время

-Племя

-Вымя

-Имя - Стремя -Племя

-Время

-Знамя -Пламя -Семя -Темя

-Склоняются по- разному

Л-3

К-3

П-3

7.

Рефлексия.

Заполнить анкету

1.Своей работой на уроке я доволен/ не доволен

2.Урок мне показался интересным/ скучным

3.Материал мне будет полезен/ бесполезен

Заполняют анкету

Р-4

Л-1

8.

Внеурочная деятельность (задание для самостоятельного выполнения дома).

Домашняя работа (на выбор)

1) упр. 208 п.37

2) сочинить сказку о разносклоняемых существительных

Записывают домашнее задание

Л-2





© 2010-2022