Урок Патриотический пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино

Данный урок по творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова является программным. Цель урока - помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, почувствовать точность и ёмкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нём изображённых, формировать у детей навыки выразительного чтения.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФИЛИАЛ МБОУ Сосновской СОШ № 1 в с. Отъяссы

Сосновского района Тамбовской области



Урок по литературе в 5 классе


Патриотический пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».











Цель: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, почувствовать точность и ёмкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нём изображённых, формировать навыки выразительного чтения.

Оборудование: книжная выставка произведений Лермонтова, иллюстрации к стихотворению «Бородино», портрет М. Ю. Лермонтова.

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

М. Ю. Лермонтов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительная беседа. -Что вы знаете о поэте?

Урок Патриотический пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино

- Какие произведения Лермонтова вам нравятся?

- Можете ли вы прочитать какие -либо его стихотворения наизусть?

3. Краткий рассказ учителя о жизни и творчестве Лермонтова.

Детство Лермонтова было омрачено ранней смертью матери, ссорой отца с бабушкой, разлукой с отцом.

Урок Патриотический пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова Бородино

Жизнь в Тарханах, забота бабушки, лечение на кавказских водах и в Подмосковье, учение в Благородном пансионе при Московском университете, переход в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Затем ссылка на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта». За дуэль с французским посланником снова ссылка на Кавказ. Потом Москва, Петербург, круг литературных знакомств. На Кавказе в 1841 году на дуэли поэт погиб.

Главный пафос поэзии Лермонтова- в вечной устремлённости к свободе, жажда цельности и гармонии с миром.

  1. Рассказ учащегося о Великой Отечественной войне и Бородинской битве (По книге «Мы дети 1812 года»).

  2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» учителем.

  3. Работа над особенностями художественного языка стихотворения.

а) Словарная работа. Объяснение слов и выражений. Ликовал- радовался

Постоять головою-стоять насмерть

Поле грозной сечи-поле боя

У наших ушки на макушке-все воины были наготове

Ворчали старики-возмущались солдаты-ветераны

Отправиться на зимние квартиры- оставить на время поле боя

Пора добраться до картечи- пора дать противнику решительный бой

б) Составление «словаря военной лексики». ( Мундиры, бивак, кивер, булат, уланы, драгуны, редут и т. д.)

7. Анализ образа рассказчика.

- От чьего имени ведётся рассказ?

- Каким военным ремеслом в годы войны он владел? Докажите словами

текста.

- Нарисуйте его словесный портрет. (Старый, бывалый солдат. У него

задумчивое, немного усталое выражение лица...)

- Как он относится к своему начальнику? Что о полковнике сказано в

тексте?

8. Комментарий и анализ сцены боя в стихотворении «Бородино».

- Найдите в тексте описание боя. Прочитайте.

Что вы видите?

Что вы слышите?

Что вы чувствуете? (Свой ответ начинайте со слов «Я вижу..., я слышу..

я чувствую..».)

Посмотрите на картину «Бой на батарее Раевского» (с. 156 учебника).

Отражает ли, на ваш взгляд, художник то, о чём вы прочитали?

Подберите предложение текста, соответствующее иллюстрации.

Сделайте текст, описывающий бой, прозаическим.

9. Итог урока.

- В финале произведения о чём печалится и чем гордится солдат?

А как вы думаете, почему он чаще всего говорит не «я», а «мы»?

Каким же чувством проникнуто это стихотворение? (Любовью к

товарищам, любовью к Родине, хотя всё оно о войне. Бой во имя России.

Отступать нельзя, лучше умереть.)

- А почему всё-таки отступили от Москвы? (Это сделано во имя спасения

России.)

10. Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

  1. Выставление мотивированных оценок.










Литература

  1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.:

В 2 ч. М.: Просвещение, 2008.


  1. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 5 кл.: Метод. Советы. - М. : Просвещение, 2003.

© 2010-2022