- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Исконно русские и заимствованные слова
Урок по теме Исконно русские и заимствованные слова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Надмитова Б.В. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФИО | Надмитова Баярма Владимировна |
Место работы | МБОУ «Боргойская основная общеобразовательная школа» Джидинского района Республики Бурятия |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Предмет | Русский язык |
Класс | 6 класс |
Тема урока | Исконно русские и заимствованные слова.
|
Базовый учебник | УМК под редакцией УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык». 6 класс. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, научный редактор - д.ф.н., академик Н.М.Шанский - издательство «Просвещение», 2014 г. |
Цель урока: | Познакомить учащихся с основными путями развития лексической системы; с новым способом пополнения лексического состава языка; |
Задачи: - обучающие
| Знакомство с понятиями «исконно русские слова», «заимствованные слова»; показать учащимся богатство русского языка, раскрыть особенности заимствования как одного из способов развития языка; закреплять умение видеть и объяснять орфограммы в словах. |
- развивающие
| формирование навыков работы со словарями (толковым, этимологическим, словарем иностранных слов); развивать логическое мышление; развивать умение выявлять в тексте заимствованные слова, сравнивать, анализировать, делать выводы. |
-воспитательные
| воспитывать любовь к русскому языку, патриотические чувства, вызвать интерес к языковым явлениям воспитывать культуру речи |
Тип урока
| Урок усвоения нового материала
|
Формы работы учащихся
| Фронтальный опрос, самостоятельная работа учащихся, выполнение тренировочных упражнений. |
Методы и приёмы | слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, наблюдение над языковым явлением
|
Необходимое техническое оборудование
| Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Исконно русские и заимствованные слова»
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей.
Горький М.
Ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя (с указанием действий)
Деятельность учащихся
Время
(в мин.)
I
Организационный момент
Приветствие
Создание положительного психологического настроя учеников
Запись числа, классной работы
1 мин.
II
Проверка домашнего задания
Из словаря выписать слова, обозначающие спортивные термины (не более 10 слов)
Чтение домашнего задания
2 мин.
III
Определение темы и целей урока
Сегодня у нас урок по теме "Исконно русские и заимствованные слова". Мы с вами узнаем много новых слов и научимся правильно использовать в речи заимствованные слова.
1 мин.
IV
Вступительное слово учителя об исконно русских и заимствованных словах.
Сколько иностранных слов вы знаете?
Как вы понимаете выражения «Заимствованные слова», «Исконно русские слова»?
Ответы учащихся
Заимствованные - пришли из других языков, заимствовать - взять, перенять, усвоить
Исконно русские слова - образовались по правилам русского языка, исконный - коренной
3 мин.
V
Подготовка к изучению нового материала
Вопросы учителя:
-Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с освоением космоса;
- Приведите примеры новых слов, появившихся в связи с развитием экономической сферы, бизнеса.
Сделать вывод:
- Как называются такие слова?
- Как появляются неологизмы и для чего они необходимы?
Учащиеся отвечают по цепочке
Неологизмы
Вывод: новые слова появляются беспрерывно. Появляется новая вещь - ее нужно как-то обозначить, назвать.
5 мин.
VI
Постановка проблемы
- Как узнать, из какого языка к нам пришли данные заимствованные слова?
-Какие книги могут нам помочь?
Учащимся предлагается с помощью словаря выяснить происхождение слов:
-
Теннис, ксерокс, чипсы, дисплей,
-
файл, видеоролик, брелок, лазер,
-
факс, бандана, джинсы, бигмак,
5 мин.
VII
Физминутка
Мы играем в баскетбол, волейбол и бадминтон,
Приседаем, прыгаем и ногами дрыгаем.
1 мин
VIII
Ознакомление с новым материалом
На экране выводится:
-
Все существительные на -ия заимствованные
2. Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, - заимствованные:
терраса, туннель, профессия, биссектриса
3. Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, - заимствованные:
поэт, маэстро, тротуар
Признаки заимствованных слов:
1. не изменяются;
2. начинаются с «а», «ф», «ц», «э», «ю»;
3. сочетания «шт», «хт», «кс», «мп»;
4.словообразовательные элементы аква, гео, био, теле.
5. Имеют конечные сочетания ИНГ, МЕН, ЕР, ция, манн, мейстер, бург (митинг, брифинг, супермен, таймер);
6. Наличие сочетаний ТЧ, ДЖ;
- Для каждого признака приведите пример из слов, данных на экране или приведите свой собственный пример.
Делают записи в тетради (приводят примеры)
5 мин.
IX
Рассказ учителя
- Весь словарный состав русского языка с точки зрения его происхождения можно разделить на две группы: исконно русская лексика и заимствованные слова. Заимствование - закономерный и естественный процесс развития языка, представляющий собой результат общения и взаимодействия людей. Языковые контакты и лексические заимствования сопутствуют развитию словарного состава любого языка.
Словарный состав языка постоянно пополняется, возникают в нашей речи всё новые русские слова. Пополнение словарного запаса осуществляется и за счет заимствования слов из других языков. Народы, населяющие разные страны, не могут жить обособлено. Между ними возникают торговые, культурные, политические связи. Общаясь между собой, народы иногда заимствуют друг у друга предметы личного и домашнего обихода. Орудия труда, машины, оружие, предметы искусства, научные понятия и т.п.
Основными причинами заимствований являются следующие:
1.Исторические контакты народов.
2.Необходимость названия новых предметов и явлений.
3.Языковая мода.
Слово осваивается
1. Графически;
2. Фонетически;
3. Грамматически;
4. Лексически
3 мин.
X
Первичное осмысление и закрепление темы
1. Вставьте недостающие слова.
Саша и Юля живут в городе. Мама работает …………….., а папа - …………..
Дети занимаются в художественной ………………Саша любит рисовать…………………, а Юля ……………….В свободное время они всей семьей играют в ………………, катаются на ………………..Ребята с папой зашли в …………………, Саша купил ……………., ………………., а Юля ………….….. Мама в ………………. покупает ………………….
Опорные слова:
Телефонист, чипсы, фломастер, бананы, студия, аптека, супермаркет, таксист, карандаш, футбол, скутер, йогурт, витамины.
Слово учителя. Беседа по вопросам.
- Назовите источники обогащения нашего языка?
-Из каких языков могут заимствоваться слова русским языком?
Выполнение тренировочных упражнений.
5 мин
XI
2. Работа в группах.
Попробуйте заменить иноязычные слова синонимами исконно русского происхождения.
Положительный - позитивный
официально представить - презентовать
хлеб с маслом - бутерброт
экран - дисплей
ненастоящее, поддельное - фальшивое
крохотный - мизерный
3 мин.
3.Замените словосочетания одним словом:
- аппарат для приёма телевизионных передач
- исполнитель ролей в театре или кино
- объявление о спектакле или концерте
- аппарат для разговора на расстоянии по проводам при помощи электрической энергии
- здание со сценой, где ставят спектакли
Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях
5 мин
XII
Постановка задачи на дом
Объяснение домашнего задания.
1.Выучить признаки заимствованных слов. (Для всех).
2. Подберите к данным словам однокоренные слова разных частей речи:
Компьютер
Вокзал
Газета
Адрес
Костюм
Запись в дневниках
2 мин
XIII
Оценивание
Подробный комментарий учителя
Выставление оценок в дневники
1 мин
XIV
Подведение итогов
- Подведем итоги и обобщим все вышесказанное. Закончите предложения:
- На уроке я узнал…
- Мне было интересно…
- Теперь я понял, что…
Ответы учащихся
3 мин.