- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Планирование курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации в 9 классе
Планирование курса Трудные вопросы орфографии и пунктуации в 9 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лагутина О.А. |
Дата | 19.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия №3
г.о.Ивантеевка
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Гимназия №3
_______________Крюкова Н.И.
30.08.2014 дата
М.П.
Рабочая программа по курсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
(дополнительные платные образовательные услуги)
9 А класс
Составитель: Лагутина Ольга Александровна,
учитель русского языка
2014
Пояснительная записка к рабочей программе «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» в 9 классе
Рабочая программа по курсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 9 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» - М. Дрофа , 2011.
Учебно-методический комплект отсутствует.
Основанием для разработки программы курса является Государственный стандарт общего образования по русскому языку, примерная образовательная программа, рекомендованная Министерством образования и науки РФ по русскому языку.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Изучение курса в 9 классе предусматривает ресурс учебного времени в объеме 34 ч.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов:
-
пояснительную записку;
-
требования к уровню подготовки учащихся;
-
учебно-тематический план;
-
календарно-тематическое планирование;
-
перечень учебно-методического обеспечения.
Актуальность данного курса заключается в том, что современное гуманитарное образование в настоящее время признается приоритетным направлением совершенствования общеобразовательных систем в целом.
Данный курс позволяет на практике осуществить один из основных принципов общего среднего образования - принцип гуманизации и более глубокого изучения родного языка.
Преподавание курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала обучающихся. При изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий, проектная деятельность, дискуссии. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентности у учащихся.
Цель курса: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора обучающихся.
Задачи курса:
-
повторить сложные случаи орфографии, пунктуации и других разделов русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);
-
сформировать навыки грамотного письма
-
обучить анализу текста и его интерпретации;
-
сформировать умение создавать связное высказывание, определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
-
привить навыки правки текстов.
На каждом занятии предусматривается комплексный подход:
-
теоретическая часть (повторение правил, изучение сложных случаев правописания, определение этапов создания текста).
-
практическая часть (выполнение упражнений разных видов, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности, сформировать устойчивые навыки грамотного письма).
Основные принципы отбора материала: научность, доступность, системность, практическая направленность.
Формы обучения: лекции, практикумы.
Методы обучения: поисковый, метод анализа орфограмм, сложных случаев написания, текстов.
Приёмы обучения: комментированное письмо, тестирование, рецензирование.
Планируемый результат
В результате обучения по данной программе обучающийся должен иметь представление:
-
о коммуникативной функции языка;
-
о литературном языке как основе художественной литературы;
-
о языковых нормах и их признаках.
знать:
-
смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, стили речи и их признаки;
-
особенности жанра рассуждения;
-
признаки текста и его функционально смысловые типы;
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка;
-
основные нормы речевого этикета.
уметь:
-
различать стили речи;
-
проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
-
вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
-
определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлениям окружающей действительности;
-
подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение, свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
-
осуществлять речевой самоконтроль;
-
находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
-
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами русского языка;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников;
-
применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
Основное содержание курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Орфография (17 часов)
Основные вопросы письма и правописания
Цели и задачи курса. Краткие сведения из истории русской графики и орфографии. Толкование понятий «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание».
Сложные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики. Соотношение между русской фонетикой и графикой. Особенности русской графики. Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и отступления от слогового принципа русской графики. Основные орфографические правила. Варианты формулировок.
Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях
Варианты формулировок правил правописания гласных после шипящих и «Ц».
Функции Ъ и Ь знаков
Употребление Ь знака. Употребление Ъ знака. Обозначение мягкости на письме.
Сложные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип русского правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Принцип морфолого-графических аналогий. Сложные случаи орфограмм из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.
Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах
Правописание о/е после шипящих в корне слова. Правописание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях слов. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от существительных, в отглагольных прилагательных и причастиях, в кратких прилагательных и причастиях, в суффиксах существительных.
Употребление и правописание частиц НЕ и НИ
Различение частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями.
Сложные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв
Сложносокращенные слова и аббревиатуры. Условные имена собственные. Прописные буквы в начале текста. Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий.
Сложные вопросы орфографии, связанные со слитным, дефисным и раздельным написанием
Общие принципы слитных, дефисных и раздельных написаний.
Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ
Слитное и раздельное написание НЕ с формами на «-мый». Правописание НЕ с глаголами, причастиями, деепричастиями. Правописание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О.
Слитое и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий
Основные правила слитого и дефисного написания сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Сложные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи
Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов.
Сложные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи
Смешение самостоятельных и служебных частей речи.
Семинарское занятие
Практическое занятие
Творческая работа
Синтаксис и пунктуация (17ч)
Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.
Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.
Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.
Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки; интонация конца предложений. Границы предложения, отражение её на письме. Употребление точки, вопросительного и восклицательного знаков в конце предложения. Выбор знака препинания с учётом особенностей предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности.
Потребление многоточия при прерывании речи. Смысловая роль этого знака. Знаки препинания в начале предложения: многоточие, кавычки, тире в диалоге.
Знаки препинания внутри простого предложения
Система правил данного раздела пунктуации.
Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении; интонационные особенности этих предложений.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.
Однородные члены, не соединённые союзом. Однородные члены, соединённые неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые повторяющимися союзами. Однородные члены, соединённые двойными союзами. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.
Однородные и неоднородные определения, их различие на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения ( контекста).
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.
Обособленные определения распространённые и нераспространённые, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.
Обособление приложений.
Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.
Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.
Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.
Знаки препинания при сравнительном обороте. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота со значением сравнения.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.
Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.
Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же).
Знаки препинания между частями сложного предложения
Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.
Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трёх и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста.
Итоговая работа
Учебно-методическое обеспечение
-
Н.М.Шанский. Лингвистический анализ текста. Москва «Просвещение», 2002 год.
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.,1981 год.
-
В.В.Маслов, В.А.Щепа. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Самара. Издания разных лет.
-
М.Ю.Дмитриева. Промежуточное тестирование. Издательство «Экзамен», 2011 год.
-
В.Н.Александров, О.А.Александрова. ЕГЭ, сочинение-рассуждение. Челябинск «Взгляд», 2007 год.
-
Г.Т.Егораева. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Издательство «Экзамен».Москва, 2012 год.
-
Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издания разных лет.
-
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., Просвещение, 1982
-
Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. - М., «Высшая школа», 1987
-
Виноградов В.В. Русский язык. - М., «Высшая школа», 1986
-
Русский язык. Лексика. Фонетика. Словообразование (для подготовительных отделений вузов). - М., «Высшая школа», 1986
-
Энциклопедический словарь юного филолога. - М., 1984
-
Валгина В.С. Трудности современной пунктуации. -М., 2000
-
В.В.Маслов, В. А. Щепа. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Самара, 2012 г.
-
Н. А. Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Легион, Ростов-на-Дону, 2012 г.
-
Г. Т. Егораева. ЕГЭ. Супертренинг. Издательство «Экзамен», Москва, 2013 г.
-
С. Ю. Иванова, Е. В. Еричева. Сдай ЕГЭ на все 100! Самара, 2013 г.
-
С. Ю. Иванова. Экзаменационные «ловушки». Самара, 2008 г.
-
Комплекты раздаточного материала.
-
Наборы текстов для практикумов и самостоятельных работ.
-
Проектор, интерактивная доска, ПК.
«Согласовано»
Зав.кафедрой
___________ О.А.Лагутина
Протокол №1, от 28.08. 2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_______________Л.В.Тремасова