Урок по литературе на тему Период Леля в творчестве Сергея Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы 11 класс.

Тема: Период Леля в творчестве Сергея Есенина.

Тип урока: «Открытия» новых знаний.

Цель: раскрыть особенности мировоззрения Есенина через произведения раннего творчество.

Задачи: проанализировать стихи Есенина с точки зрения языческих, библейских и фольклорных мотивов; развить навыки анализа поэтического текста, навыки интерпретации лирического произведения; воспитывать внимательное отношение к родному слову, чувство духовности и любви к родной стране на примере поэтического творчества Есенина.

Технология развивающего обучения.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы: наглядный (иллюстрации), эвристическая беседа, частично-поисковый, исследовательский, творческая работа

Эпиграф к уроку.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.



Ход урока.

1-й шаг. Организационный момент. Мотивирование. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Первый сборник стихов Есенина назывался « Радуница» - в религиозном толковании это день поминовения усопших, также цикл весенних народных песен. Теким образом, в названии сборника прослеживаются библейские и фольклорные мотивы.

- Почему ранний период творчества назван периодом Леля? ( Лель - языческий бог, связан связан со славянским язычеством; покровитель любви.

- Есть ли что-то общее в образе Леля и С.Есенина?

В 1914 году произошла встреча Есенина с Блоком. Есенин произвёл очень большое впечатление на Блока: перед ним стоял деревенский пастушок в русской рубахе навыпуск, с волосами «цвета ржи», вместо свирели в руках была тетрадь со стихами.

2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации

- Какова цель нашего урока? К Какую проблему мы должны решить на уроке?

По тексту произведений С. Есенина мы должны проследить библейские, фольклорные, языческие мотивы, чтобы понять какое мировосприятие было у С.Есенина в раннем периоде его творчества и как оно менялось впоследствии.

3-й шаг. Планирование действий. Актуализация знаний.

-Что мы должны сделать на уроке, чтобы решить проблему?

Чтение наизусть стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!»

-Проследите по тексту за лексикой стихотворения. Какие мотивы прослеживаются в этом стихотворении? ( Богомолу, по церквам, Кроткий Спас, рать святая, рай)

- Обратимся к эпиграфу. Как поэт воспринимает родину? (как захожий богомолец - человек глубоко верующий)

- С чем ассоциируется Родина у Есенина? (с полями, лесами, родными просторами, а ещё с храмом и церковью)

Поэтому одновременно открывались и песни, и природа. Музыка души сливалась с музыкой земли, шорохом трав, шелестом листьев, тишиной вечерних полей и лугов.

4-й шаг. Планирование решений. Планирование заданий для применения нового знания. Работа в группах.



  1. группа. Чтение наизусть стихотворения « Матушка в купальницу по лесу ходила»

-Проследите по тексту за лексикой стихотворения. Какие мотивы прослеживаются в этом стихотворении? (языческие)

(Купальница -последняя ночь накануне праздника Ивана Капала,

Травы ворожбецкие -целебные, сутемень колдовская - сумерки, рядом с песнями - травное одеяло, весенние зори.

  1. группа. Чтение наизусть стихотворения « Зашумели над затоном тростники» Чем необычно стихотворение? Каково восприятие родины в нём?

( Фольклорные мотивы: девушка - царевна.

Языческие мотивы: приметы, лесной, домовой.

Библейские: запах ладана, панихидная, саван.

Семик - седьмой четверг после Пасхи незадолго до троицы, девушка гадала - это недобрая примета. Саван- знак смерти. Цветопись: красный, белый, чёрный.

3 группа . Чтение наизусть стихотворения«Троицыно утро»

Православие светлые праздники: Пасха, Благовещение, Троица. О таком празднике, о светлых чувствах пишет Есенине в стихотворении «Троицыно утро»?

- Какое мировосприятие лирического героя в этом стихотворении? (христианское) Докажите.( Троица на утро, канон- церковное песнопение во хвалу святого) Благовест- благая весть. Цветопись

4 группа Как народная песня начинается стихотворение «За горами, за жёлтыми долами»

- Какой прослеживается мотив в начале стихотворения? (фольклорный)

-Какие образы?

-В каком значении используется слово «крест»? (символ судьбы, сострадания, очищения)

- Цветопись.

-Каким чувством проникнуто стихотворение?

1916 год. Россия ассоциируется с любовью и состраданием. Идёт первая мировая война. В годы испытаний очень важны человеческие чувство: любовь, милосердие, сострадание. Способны ли на это люди?

5 группа Чтение наизусть стихотворения «Шел Господь пытать людей любовью…»

- Проследите по тексту за лексикой стихотворения. Какие мотивы прослеживаются в этом стихотворении? (христианские)

- Что символизирует Иисус Христос в искусстве? ( символ святости, вечности, любви и добра)

- В каком значении употребляется слово «пытать»? Иисус Христос появился, чтобы испытать людей, насколько они добры.

-Почему появился в образе нищего старика?( думал, что люди чёрствые, бессердечные, но ошибся)

Лирический герой Есенина воспринимает людей как добрых и отзывчивых, готовых поделиться политься последним.

  1. группа Чтение наизусть стихотворения « Не ветры осыпают пущи…»

-Какие образы возникают при чтении стихотворения.

- Какие образы, ассоциации, мотивы проследили вы в стихотворениях? (выступление групп)

-Каких мотивов больше? Почему?

- В чём особенность мировосприятия С. Есенина в его раннем творчестве? Как он воспринимает мир? (домой, не разумом)

- Какая душа у поэта? (Чистая, безгрешная, как душа ребёнка, детское наивное восприятие жизни)

-Какие цвета использует поэт? (цвета связаны с иконописью: белый, синий, жёлтый, красный, зелёный)

5-й шаг. Обобщение и подведение итогов урока.

На следующих уроках мы проследим, как меняется мировоззрение Есенина.

6-ой шаг. Рефлексия. Заполнение рефлексивной карты

-Сегодня на уроке я:

-Что получилось и что не получилось?

-Достигли ли цели, поставленной в начале урока?

- Если нет, что необходимо сделать для ее достижения?

- Какие новые вопросы возникли в конце урока?

7 -ой шаг. Домашнее задание. Причитать не менее 10 стихотворений о природе.

Написать миниатюру «Мировосприятие Есенина в раннем творчестве».







© 2010-2022