Адаптированная рабочая программа по чтению в 9 классе коррекционной школы

Пояснительная записка. Чтение и развитие речи. 9 класс (VIII вид). 3 часа в неделю.102 часа в год. Адаптированная программа по чтению и развитию речи составлена на основе: •          Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в статье 12; •          Устав ОО п. 2 «Образовательный процесс»; •          Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Иркутской области для детей с ОВЗ (Распоряжение мин...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка.

Чтение и развитие речи.

9 класс (VIII вид). 3 часа в неделю.102 часа в год.

Адаптированная программа по чтению и развитию речи составлена на основе:

• Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в статье 12;

• Устав ОО п. 2 «Образовательный процесс»;

• Региональный базисный учебный план для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Иркутской области для детей с ОВЗ (Распоряжение министерства образования Иркутской области от 31.08. 2011 г. № 965-мр);

• Положение о «Разработке учебной программы» №189/1-л от 02.09.14;

• Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Сб. 1. Раздел: Русский (родной) язык (В. В. Воронкова).

Данная программа по чтению предназначена для развития речи обучающихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

Цель: развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

Задачи:

• формирование у обучающихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;

• развитие полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений;

• развитие умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;

• нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).

На уроках чтения в 9 классе продолжается совершенствование техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все обучающиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет обучающимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

Начиная с 7 класса, обучающиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить обучающихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них: жанры народного творчества (сказки, былины, песни, поговорки, загадки, баллады); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Обучающиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор.

Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящая программа рассчитана на обучающихся 9 класса. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин.), 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в календарно-тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 30-35% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

Половина детей, обучающихся на 2-й ступени, как правило, плохо читают, а около 25% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- устные сочинения-характеристики героев;

- развитие художественной фантазии у детей;

- придумывание финала, опираясь на развитие событий.

Измерители, по сравнению с общеобразовательной школой, другие. Применяется более щадящая проверка и оценка знаний и умений учащихся.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.

Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

Типы урока:

• Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала) Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

• Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.

• Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

• Урок контроля, оценки и коррекции знаний - контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками

• Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой) наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, методы контроля.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

Составление плана текста;

Пересказ текста по плану;

Пересказ текста по предполагаемым вопросам;

Продолжение текста;

Выразительное чтение;

Чтение наизусть;

Чтение по ролям;

Контроль за знаниями, умениями и навыками

осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тесты, контрольно-измерительные материалы создает учитель, в соответствии с психофизическим особенностями каждого воспитанника. Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, 5-15 минут.

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Тематика произведений.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере художественной литературы воспитание морально - этических и нравственных качеств личности подростка.

Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.

Выделение главной мысли произведения. Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя). Работа над планом, средствами языковой выразительности.

Пересказ содержания, прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений. Знание основных сведений о жизни писателей.

Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.

Внеклассное чтение.

Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

Обучающиеся должны знать наизусть:

М. Лермонтов «Тучи»,

И. Тургенев «Русский язык»,

Н. А. Некрасов «Саша» (отрывок),

А. Фет (на выбор одно стихотворение),

С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»,

М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок),

М. Цветаева «Красною кистью…»,

А. Ахматова «Мужество»,

К. Паустовский «Стекольный мастер» (отрывок),

Н. Рубцов «Зимняя песня».

Основные требования к умениям обучающихся 9 класса

1-й уровень:

• читать вслух правильно, бегло, выразительно;

• читать про себя доступные по содержанию тексты;

• выделять идею произведения (с помощью учителя);

• называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из произведения;

• самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и озаглавливать их;

• ставить вопросы к тексту и задавать их классу;

• выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);

• выучить наизусть 10 стихотворений;

• читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

2-й уровень:

• уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;

• участвовать в анализе произведения;

• выбирать из данных заглавия к выделенным частям;

• пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;

• высказывать своё (мнение) отношение к поступкам действующих лиц и событиям;

• учить стихотворения наизусть;

• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса:

Основная:

1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - Сб. 1.

2. Чтение 9. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Авторы-составители А. К. Аксёнова, М. И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2014.

3. Книга для чтения. Учебник для 9 класса вспомогательной школы: Авторы-составители Н. К. Сорокина, Н. П. Комкова. - М.: Просвещение, 1994.

Дополнительная:

1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефект. фак. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).

2. Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

3. Шишкова М. И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для педагога-дефектолога/ М. И. Шишкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 88с. (Коррекционная педагогика).

9 класс

Четверть

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

I

26

II

22

III

30

IV

24

Год

102





Характеристика учащихся по возможностям обучения. В.В.Воронкова


I группа

В целом правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программы


II группа

Более замедленный темп продвижения, успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, справляются с основными требованиями программы.



III группа

Отличаются замедленной деятельностью, инертностью психических процессов, нарушениями внимания, что приводит к ошибочному выполнению действий; обучаются по сниженной программе.


IV группа

Испытывают значительные затруднения в обучении; основное содержание учебных предметов недоступно; обучаются по индивидуальной программе, в которой даётся система минимальных знаний


Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.




























Тематическое планирование в 9 классе.


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Краткое содержание темы

Обязательный минимум

ЗУН

Примечание

1.

Устное народное творчество

15 часов

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.

УДЗ: наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических отрывка; основные сведения из жизни писателей.

УДУ: читать осознанно, правильно (соблюдать нормы русской орфоэпии), бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; давать характеристики главным героям и их поступкам (объяснение причин тех или иных поступков героев с помощью учителя);пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным; работать над планом, над средствами языковой выразительности; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.

Внеклассное чтение

Самостоятельно читать книги, газеты, журналы. Обсуждать прочитанное.

Составлять отзыв о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.

2.

Из произведений русской литературы XIX века

40 часов

Литературные сказки.

Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Произведения В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А.Фета,А.П. Чехова, Н.В.Гоголя.

3.

Из произведений русской литературы XX века

36 часов

Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А.Есенина, М.А., М.И.Цветаевой, М.А.Шолохова, К.Г. Паустовского, Е.И.Носова, Н.М.Рубцова, Ю.И.Коваля.

4.

Из произведений зарубежной литературы

11 часов

Произведения современных писателей зарубежной литературы.

Произведения Р.Л.Стивенсона, Э.С.Томпсона, Д.Даррела,

Календарно-тематическое планирование в 9 классе


Тема урока

Количество часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Теоритические занятия

Практические занятия





1.


2.


3.






4.




5.





6.


7.







8.




9.





10.





11.



12.





13.




14.



15.



16.








17.



1.



2.





3.




4.


5.




6.



7.







8.




9.











10.






11.





12.






13.






14.









15.







1.




2.


3.



4.



5.



6.




7.







8.




9.



10.









11.



12.









13.


14.



15.



16.







17.


18.







19.


20.



21.



22.



23.




24.






1.

2.





3.




4.




5.





6.






7.


8.




9.





10.



11.





12.


13.









14.







15.




16.

I четверть

Устное народное творчество

Колыбельная песня.

За морем синичка.

На заставе богатырской. Былина.


Сказка про Василису Премудрую.

Обобщающий урок по «Сказке про Василису Премудрую».

Лиса и тетерев.

Внеклассное чтение. Народные и авторские сказки. Русская народная сказка «Чудесные сыновья». М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь»

В.А.Жуковский.

Три пояса. В.А.Жуковский.

Три пояса. В.А.Жуковский. Обобщающий урок. Изложение-описание.

Кот и повар. И.А.Крылов.

.

Внеклассное чтение. История баснеписания. Эзоп. Крылов. ИКТ

Проверка техники чтения

Биография А.С. Пушкина.

Руслан и Людмила. А.С.Пушкин.

Поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» в произведениях художников и композиторов. ИКТ


Обобщающий урок.


II четверть

Барышня-крестьянка. А. С. Пушкин.

Барышня-крестьянка. А. С. Пушкин. Обобщающий урок по повести.

По страницам произведений А. С. Пушкина. КВН. ИКТ

М. Ю. Лермонтов.

Тучи. М. Ю. Лермонтов.

Баллада. М. Ю. Лермонтов.

Морская царевна. М. Ю. Лермонтов.


Внеклассное чтение.

А. С. Пушкин «Дубровский»

Н. В. Гоголь.

Майская ночь или утопленница. Ганна. Н. В. Гоголь.


Майская ночь или утопленница. Н. В. Гоголь. Обобщающий урок-рассуждение.

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отдельные главы).

Страницы жизни Н. А. Некрасова.


Рыцарь на час. Н. А. Некрасов.


Саша. Н.А. Некрасов.



Защита природы. Урок-диспут.



III четверть

Обобщающий урок по творчеству Н. А. Некрасова.

А. А. Фет.

На заре ты её не буди. А. А. Фет.

Это утро, радость эта. А. А. Фет.

А. П. Чехова.

Злоумышленник. А. П. Чехов.

Пересолили. А. П. Чехов.


Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов «Переполох».

А. М. Горький.

Песня о соколе М. Горький.


В. В. Маяковский.

Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче. В. Маяковский.

М. Цветаева.

М. Цветаева «Красною кистью…».

Вчера ещё в глаза глядел…. М. Цветаева.

Урок внеклассного чтения. М. Цветаева «Две песни», «Другие-с очами и с личиком светлым», «Любовь! Любовь!…»

К. Г. Паустовский.

Стекольный мастер. К.Г.Паустовский.


С. А. Есенин.

Нивы сжаты. С. А. Есенин..

Собаке Качалова. С. А. Есенин.

М.А. Шолохов.

Судьба человека. М.А. Шолохов.

Урок внеклассного чтения. В. Быков «Альпийская баллада» (в сокращении).

IV четверть

Е.И. Носов.

Трудный хлеб. Е. И. Носов.

Тихая моя родина. Н.М.Рубцов.

Русский огонёк. Н.М.Рубцов. Определение основной мысли

Зимняя песня. Н.М.Рубцов.

Приключения Васи Куролесова. Ю.И.Коваль.

Обобщающий урок.

Урок внеклассного чтения В.М. Шукшин «Кляуза».

Обобщающий урок по разделу (литература ХХ века). Викторина по разделу. ИКТ

Вересковый мёд. Роберт Луис Стивенсон.

Эрнест Сетон-Томпсон. Снап.

Джеральд Даррелл.

Живописный жираф. Д.Дарелл.

Проверка техники чтения


Внеклассное чтение «Никто не забыт, ничто не забыто».

Обобщающий урок за курс 9 класса. Викторина по пройденным произведениям. ИКТ





1


1


2






3




1




1



1




1




2






2



1




1



2



1


4


1







1


4


1




1


1

1



1


1







1


1

6










1





1



1




1






1








1







1

1


1



1



1



2




2





1


1



2







1



2








1


1


1




1



1



1




1


1



1


1



2




1





1

3





1



1





1





8





1

1



1

1



4


1

3



2






1



1




Виды устного народного творчества. ИКТ.

Разнообразие и красота колыбельных песен. ИКТ. Изобразительные средства песни.

Содержание народного героического эпоса. Образы героев в былине.

Фантастическое в народных сказках. Образы и характеры героев в волшебных сказках.

Язык волшебных сказок. ИКТ


Признаки жанра сказки о животных.


Из жизни писателя. ИКТ

Роль образных слов и выражений в понимании содержания сказки.

Точка зрения автора и народа на проявление добра и зла.


Страницы жизни И. А. Крылова. ИКТ. Лекция учителя с чтением отрывков из произведений писателя

Композиционное строение басни.

Комическое в басне.

Развитие умения выделять мораль басни. Умение интонацией передать негодование, обиду, безразличие.

Современники о поэте. ИКТ

Совершенствование навыков изложения в письменной форме авторского текста. Художественное своеобразие поэмы.



Нравы и обычаи 19 века. ИКТ. Воспитание активной жизненной позиции. Составление характеристики главных героев. Авторское отношение к героям.


Страницы жизни. ИКТ

Идейно-эстетическое содержание стихотворения.

Раздумье поэта о своей судьбе.

Художественное построение баллады.

Умение выделять основные черты характера героя, сравнивать, обобщать, пользоваться интонацией голоса


Биография писателя.

Знакомство с героями повести. Любовь главных героев повести. Красота и романтичность вечера.

Произведение в картинах художников. ИКТ




Вырабатывать навыки критического отношения к чужим мнениям, поступкам

Определение настроения лирического героя.


Работа с репродукцией картины В. Д. Поленова «Горелый лес». Средства художественной выразительности.



Развивать воображение, самостоятельное мышление учащихся. Обогащение устной речи.

Биография поэта. ИКТ

Определение темы и идеи.

Особенности поэтического языка стихотворения.

В творческой лаборатории А. П. Чехова. ИКТ

Знакомство с содержанием. Возбудить интерес к серьёзным моральным проблемам. Обыденность в творчестве писателя. Авторская позиция в рассказе.


Работа с текстом

Биография писателя. ИКТ

Развивать монологическую речь. Определения, характеризующие Сокола, Ужа.

Образные слова и выражения в «Песне». Пословицы и их значение.

Биография поэта. Произведения для детей.

Жанр произведения. Литературная композиция



Биография. Вера в добро и бескорыстие человека.

Анализ поэтического текста.

Развивать образное мышление. Противопоставления, их роль в стихотворении. Анализ поэтического текста.


Биография.

Образные выражения в описании природы, их роль.


Биография поэта. ИКТ

Определение настроения стихотворения.


Биография писателя. ИКТ

Пробуждение эмоциональной отзывчивости



Биография писателя. ИКТ

Определения в рассказе, их роль в описании осени.

Возбудить интерес к моральным проблемам. Определения, характеризующие русскую женщину. Определения, передающие картину природы. Работа с текстом.


Роль просторечных слов в тексте. Юмор автора в описании ночи.




Образ пиктов и короля в балладе.

Биография.

Рассказ о породе собак по иллюстрации.

Биография писателя. Умение соотносить факты жизни и творчества.

Пробуждение эмоциональной отзывчивости в общении с природой



Формирование нравственных ценностей






Сочинение колыбельных песен

Совершенствовать умение читать бегло, осознано, выразительно. Установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев. Развитие умения доказывать принадлежность произведения к тому или иному жанру. Подбор соответствующих мест текста для подтверждения черт характера героя. Чтение эпизодов.

Формирование обобщенных представлений о культурном наследии, связи времен, мудрости народа. Особенности волшебных сказок. Соотнесение пословиц с моментами сказки.




Художественное рассказывание

Объяснить смысл названия

Умение рассуждать о прочитанном. Знакомство с содержанием авторской сказки.


Басня, баснописец. В чем выражается жизненность басен Крылова. Ответы на вопросы. Авторское отношение к героям.

Работа над образными выражениями.


Устное описание встречи.

Обсуждение вопросов. Обсуждение вопросов. «Подружись» со словом. Авторское отношение к героям.

Характеристика главных героев.



Обсуждение вопросов: отражение традиций крепостного права в повести.

Самостоятельная работа с текстом. Анализ содержания по вопросам. КВН



Сравнения определения в стихотворении. Заучивание наизусть. Наблюдение. Литературная композиция.

Пересказ описания моря, используя авторские слова и выражения.

Настроение моря и трагедия влюбленного. Выделение основной мысли произведения.


Знакомство с героями повести. Составление плана

Рассказ по иллюстрациям эпизода. Анализ содержание повести, подготовка к пересказу. Сходство и различие ситуаций на картине и в повести. Сочинение-миниатюра


Беседа по содержанию картины и произведения.



Определения, рассказывающие о судьбе матери. Определение настроения лирического героя.

Обсуждение: «За что Некрасов просит прощение у матери?»

Заучивание наизусть.


Работа над образными выражениями, передающие гибель и страдания деревьев (сравнения, звуки).

Слова и выражения, передающие настроение поэта.

Беседа по содержанию. Обсуждение темы. Заучивание наизусть.

Дискуссия


Определение авторской позиции


Выразительное чтение. Задания учебника. Заучивание наизусть.


Определение главной мысли рассказа.

Дать характеристику хозяйке, хозяину, служанкам, опираясь на авторский текст.

Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения.


Заочная экскурсия в эпоху писателя.

Составление сравнительной характеристики Сокола, Ужа.

Заучивание наизусть. Определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения своей мысли, выделение основной мысли произведения.

Учить активно выражать свои мысли о прочитанном, сравнивать, обобщать. Определение главной темы, идеи.

Слова и выражения для характеристики описываемых предметов.


Определение главной идеи стихотворения, образные слова и выражения в стихотворении, их роль.

Определение темы и главной мысли стихотворения.


Самостоятельная работа с текстом.

Воспитывать любовь к Родине. Образ автора в рассказе. Главная идея произведения. Коллективная работа по составлению характеристики героя.

Составление плана.

Слова и выражения, передающее настроение стихотворения. Заучивание наизусть.

Составление плана.

Беседа по содержанию.

Составление плана пересказа. Составление характеристики главного героя. Работа с текстом


Составление плана.

Ответы на вопросы по содержанию рассказа.

Учить сознательности чтения

Основная мысль стихотворения. Работа над образными выражениями, передающие настроение произведений.

Воспитание гражданских чувств.



Беседа по содержанию. Образные слова и выражения, их роль. Юмор автора в описании ночи. В чём он проявился. Составление характеристики Васи, опираясь на авторский текст.

Характеристика действующих лиц рассказа. Обсуждение вопросов. «Дополни строчку…». «Восстанови события…».

Викторина

Развивать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку поступкам героев.

Составление плана.

Соответствие клички и характера щенка. Составление плана рассказа.

Составление плана. Составление характеристики Питера, Билли по плану. Составление плана пересказа. Умение последовательно излагать содержание текста. Развивать осознанность чтения, навыки анализа, синтеза. Умение выражать отношение к изображённому.

Умение выделять отличительные признаки, сравнивать.



Обсуждение содержания.

«Дополнить строчку…».

«Восстановить события…».


© 2010-2022