- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рекомендации к плану урока
Рекомендации к плану урока
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цуцканова Е.Н. |
Дата | 29.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема милосердия
в литературе 20 века
Цель урока: показать на примере творчества А. Платонова и С.Есенина способы раскрытия темы милосердия в прозе и лирике.
План урока
1.Вступление.
Словарная работа: милосердие-это…
2. Анализ содержания рассказа А.Платонова « Юшка».
Как раскрывает тему милосердия А. Платонов? Вспомните, как ведут себя по отношению к Юшке взрослые? Дети? Почему Платонов акцентирует наше внимание на внешней некрасивости ЮШКИ? Что же в человеке главное?
Анализируя стихи С.Есенина, ответим на вопрос: «Считает ли поэт милосердие важным качеством человека?»
2.Анализ стихотворений С.Есенина.
а ) «Шел Господь пытать людей в любови…»1914г.
Поясните, как вы понимаете фразу «пытать в любови». Почему поэт говорит «пытать», а не « испытывать»? Соответствует ли образ Господа тому, какой мы видим в иконописи? Почему он здесь «нищий»?
Выделите из текста описание деда. Каков он внешне? А в душе?
Как вы понимаете фразу «скрывая скорбь»? О чем скорбит Господь? Докажите, что добрых людей он встретил мало? Почему именно старик пожалел Господа? С какой интонацией описывает С.Есенин эту историю? Почему?
б ) «Побирушка»1915г.
Ваше впечатление от прочитанного стихотворения? Чем оно связано с предыдущим?
Перечитаем первые 2 строчки. Какой прием выразительности применяет поэт? (антитеза).С какой целью?
Найдите примеры противопоставления:
Малютка-
Плачет-
Голос-
Подберите слова, дающие образную характеристику девочке. В чем особенность этих слов с точки зрения словообразования? Зачем здесь именно такая лексика?
А видим ли мы обитателей хором? Почему нет их описания? Не заслуживают внимания, так как…
И последнее. Есть еще один образ, который мы встречаем и здесь, и в первом стихотворении? Конечно, ХЛЕБ. Каково значение этого образа?
в ) «Нищий с паперти»1916г.
Найдите описание нищего. Его нет. Есть только описание глаз:
«как выцветший лопух». Опишите мне это растение. Но глаза - зеркало души. Каково же внутреннее состояние этого героя?
Это стихотворение о прошлом человека. Мы не знаем, что с ним произошло, что заставило его оказаться на паперти. Но в прошлое его мы заглянуть можем. Кем он был? Эпитет «славный» говорит о чем? Играл любимой на жалейке.
А сейчас? Глаза-
Обгрызанный костыль-
Почему не смотрит в глаза? Не хочет показать свою боль.
Какие чувства вызывает герой стихотворения?
3.Заключение.
Что объединяет героев этих стихотворений? С какой целью С.Есенин делает их героями своих произведений? Какое впечатление они произвели на вас, несмотря на свою внешнюю некрасивость? Почему? Как вы понимаете слово «милосердие»? (Записываем на доске. Далее зачитываем и записываем определение из словаря С.Ожегова).
4.Домашнее задание.
Написать сочинение- рассуждение « Легко ли быть милосердным?