Рекомендации к плану урока

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема милосердия

в литературе 20 века

Цель урока: показать на примере творчества А. Платонова и С.Есенина способы раскрытия темы милосердия в прозе и лирике.

План урока

1.Вступление.

Словарная работа: милосердие-это…

2. Анализ содержания рассказа А.Платонова « Юшка».

Как раскрывает тему милосердия А. Платонов? Вспомните, как ведут себя по отношению к Юшке взрослые? Дети? Почему Платонов акцентирует наше внимание на внешней некрасивости ЮШКИ? Что же в человеке главное?

Анализируя стихи С.Есенина, ответим на вопрос: «Считает ли поэт милосердие важным качеством человека?»

2.Анализ стихотворений С.Есенина.

а ) «Шел Господь пытать людей в любови…»1914г.

Поясните, как вы понимаете фразу «пытать в любови». Почему поэт говорит «пытать», а не « испытывать»? Соответствует ли образ Господа тому, какой мы видим в иконописи? Почему он здесь «нищий»?

Выделите из текста описание деда. Каков он внешне? А в душе?

Как вы понимаете фразу «скрывая скорбь»? О чем скорбит Господь? Докажите, что добрых людей он встретил мало? Почему именно старик пожалел Господа? С какой интонацией описывает С.Есенин эту историю? Почему?

б ) «Побирушка»1915г.

Ваше впечатление от прочитанного стихотворения? Чем оно связано с предыдущим?

Перечитаем первые 2 строчки. Какой прием выразительности применяет поэт? (антитеза).С какой целью?

Найдите примеры противопоставления:

Малютка-

Плачет-

Голос-

Подберите слова, дающие образную характеристику девочке. В чем особенность этих слов с точки зрения словообразования? Зачем здесь именно такая лексика?

А видим ли мы обитателей хором? Почему нет их описания? Не заслуживают внимания, так как…

И последнее. Есть еще один образ, который мы встречаем и здесь, и в первом стихотворении? Конечно, ХЛЕБ. Каково значение этого образа?

в ) «Нищий с паперти»1916г.

Найдите описание нищего. Его нет. Есть только описание глаз:

«как выцветший лопух». Опишите мне это растение. Но глаза - зеркало души. Каково же внутреннее состояние этого героя?

Это стихотворение о прошлом человека. Мы не знаем, что с ним произошло, что заставило его оказаться на паперти. Но в прошлое его мы заглянуть можем. Кем он был? Эпитет «славный» говорит о чем? Играл любимой на жалейке.

А сейчас? Глаза-

Обгрызанный костыль-

Почему не смотрит в глаза? Не хочет показать свою боль.

Какие чувства вызывает герой стихотворения?

3.Заключение.

Что объединяет героев этих стихотворений? С какой целью С.Есенин делает их героями своих произведений? Какое впечатление они произвели на вас, несмотря на свою внешнюю некрасивость? Почему? Как вы понимаете слово «милосердие»? (Записываем на доске. Далее зачитываем и записываем определение из словаря С.Ожегова).

4.Домашнее задание.

Написать сочинение- рассуждение « Легко ли быть милосердным?

© 2010-2022