Конспект урока развития речи в 6 классе Подробное изложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ "ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1"













Урок по развитию речи в 6 классе

с использованием приемов РКМЧП.












Разработала: учитель русского языка и литературыКонспект урока развития речи в 6 классе Подробное изложение.

Бурмистрова О.В.

1 квалификационная категория















село Октябрьское

2015-2016 учебный год

КОНСПЕКТ УРОКА.


Предмет: Русский язык

Класс: 6

Тема урока: Подробное изложение.

Текст «Встреча с кашалотом».

Количество часов: 2 урока

Тип урока: по развитию речи.

Технология: "Развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП).

Цели урока:

Образовательная:

обучение учащихся запоминанию текста и подробному его изложению.

Развивающая:

развитие критического мышления, речи, памяти.

Воспитательная:

воспитание личностных качеств - толерантности, инициативности, ответственности.

Методы и приемы:

1.Анализ заголовка.

2. Кластер.

3.Прогнозирование.

4.Чтение с остановками.

5.Мозговая атака.

6.Трехчастный дневник.

7. Лексическая работа со словарями.

8. Орфографическая работа.

9.Рефлексия.

УУД:

Развитие логического мышления.

Умение выделять главное, активно воспринимать текст.

Умение систематизировать.

Коммуникативные умения.

Рефлексивные умения.

Оборудование: классная магнитная доска, тетради, презентация, оборудование для просмотра презентации, карточки со словами для лексической работы, толковые и орфографические словари.




ХОД УРОКА:


Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

1. Организаци-онный момент

- Здравствуйте, ребята.

Я хочу начать наш урок со слов французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

(Слайд 1)

- Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа, тема: «Подробное изложение текста».

Приветствуют учителя.

Читают высказывание на слайде.




Оформляют тетради.

2. Актуализация знаний.

- Вспомним, что такое изложение.


- Определите цель нашего урока.

- Объясняет правила работы на уроке. В ходе работы ученики заполняют «Трёхчастный дневник".

«Мозговая атака». Отвечают на вопрос.

(Изложение -

это вид письменной или устной работы, когда стараются передать как можно точнее услышанный или прочитанный самостоятельно текст).

(Слайд 2).

Подготовиться и написать подробное изложение.

3. Работа по теме урока.

1 этап- ВЫЗОВ.

Активизация каждого ученика.







2 этап- ОСМЫСЛЕНИЕ.

Осмысление текста.


- Запишите название изложения:

"Встреча... (название текста записывается не полностью).

(Слайд 3)

1. -В названии содержится слово встреча.

Какие ассоциации возникают у вас с этим словом, запишите в тетрадях. (Составление кластера).

(Слайд 4).

-Задайте вопросы к названию текста.

2. -Что отражено в названии текста?

3. - На экране записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним сюжетную канву:

корабль, пролив, не врезаться во льды, , удар, качнуло.

(Слайд 5)

(Слайд 6 - изображение корабля)

Прослушивание и обсуждение нескольких вариантов работ.

-Прослушайте 1 часть текста, подтвердилась ли ваша версия?

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды. Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло…

Приступаем к заполнению «трехчастного дневника» (образец на слайде).

(Слайд 7).

Кто? Что?

Ключевые слова

Комментарии (вопросы, ответы)




- Что произошло дальше?

(Прослушивание версий).

На слайде появляются ключевые слова:

как кувалда, чудовище.

(Слайд 8)

-Как вы думаете кто это?

Прослушайте 2 часть.

Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был …

- Кто-то догадался кто это?

- На слайде ключевое слово:

Фонтан пара

(Слайд 9)

…И я давно догадался, что это был кашалот.

- на слайде ключевое слово:

КАШАЛОТ

(Слайд 10)

-Кашалот. Опишите его, используя знания из области биологии (работа в паре).

- Прослушивание ответов.

Прослушайте 3 часть текста.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

(Слайд 11- изображение кашалота)

-Правильно ли вы описали кашалота?

- Продолжим анализ текста и дополним записи в нашем дневнике.






-Почему кашалот плыл за кораблем? Ваши предположения?

- Прослушивание версий.

Прослушайте последнюю часть текста.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.
Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?



- Оправдались ли ваши предположения?

- Заполнение дневника.









ФИЗМИНУТКА

(Слайд 12)

Гимнастика для глаз

- Рисование «ленивых восьмерок» глазами.

- Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.
- Быстро моргать в течение 10-12 секунд. Открыть глаза, отдыхать 10-12 секунд. Повторять 3 раза.
- Исходное положение: сидя, закрыть веки, массировать их с помощью легких круговых движений пальца.

- Повторять в течении 20-30 секунд.

-Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?

-Определите тип речи, встретившийся нам в тексте.


- Ребята, а что еще нужно сделать, чтобы предать текст последовательно, логически правильно?

- Какие виды планов вы знаете?

- Мы будем составлять тезисный план.

Вспомним :

Тезисный план - это план, в котором название каждой части - тезис, то есть утверждение, требующее доказательства).

(Слайд 13)

Обсуждение пунктов плана и запись плана на доску.

Тезисный план

1. Однажды ночью корабль шел в Анадырском заливе и с большим трудом пробирался малым ходом между льдинами.

2. Вдруг за бортом появилось какое-то чудовище

3. Всю ночь за кораблем плыл и тяжко вздыхал кашалот.

4. Наверное, молодой кашалот отстал от матери и принял судно за кита.

5. Молодой кит отправился искать экватор.

(Слайд 14)

Лексическая работа (слова на доске):

(Слайд 15)

экватор, кувалда, корма, кашалот.



Орфографическая работа (слова с пропусками на доске):

Корабль, корма, льдины, шуршали, тяжёлые, капитан, не врезаться, чудовище, глазки, фонтан, глазки крошечные, морской гигант.

ФИЗМИНУТКА

(Слайд 16)

(2-я перед написанием изложения)

«Успокоение»
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.


Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!

-Прослушайте текст еще раз, напишите изложение близкое к тексту.

Работа с черновым и чистовым вариантами.

Записывают название изложения.

Озвучивают свои ассоциации. (Разговор, узнавание, беседа).

Составляют кластер.


(- Кто встречается и с кем?

- Где происходит встреча?

- Что необычного в этом?)

Тема.


Индивидуальная работа, высказывают свои варианты сюжета.


Слушают текст и отвечают на вопрос.






Оформляют тетради: чертят таблицу и заполняют дневник.

Кто? Что?

Ключевые слова

Комментарии (вопросы, ответы)

Рассказ от первого лица

Корабль,

залив,

льды,

опытный капитан,

сильный удар.

Капитан опытный. Почему тогда произошёл удар?

Встреча с айсбергом?

Высказывают свои предположения.


Высказывают свои версии, обсуждают.




Высказывают свои предположения.


Работают в парах. Дают описание кашалота.







Продолжают заполнение дневника.

Кто? Что?

Ключевые слова

Комментарии (вопросы, ответы)

Рассказ от первого лица

Корабль,

залив,

льды,

опытный капитан,

сильный удар.

Капитан опытный. Почему тогда произошёл удар?

Встреча с айсбергом?

Чудовище

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара.

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

Работа в парах. Обсуждают, высказывают свои версии.







Кто? Что?

Ключевые слова

Комментарии (вопросы, ответы)

Рассказ от первого лица

Корабль,

залив,

льды,

опытный капитан,

сильный удар.

Капитан опытный. Почему тогда произошёл удар?

Встреча с айсбергом?

Чудовище

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара.

Плыл всю ночь за кораблем, потому что…

Молодой кит, автор.

Корабль, залив, льды, опытный капитан, сильный удар

Зубастый кит, голова, как кувалда, крошечные глазки, одна ноздря, фонтан пара

Судно похоже на кита, отстал от стада, ищет маму.





Предлагают свои версии («Встреча с кашалотом», «Встреча в заливе» и т.д.)

Работают с записями в дневниках. Отвечают на вопрос.

(В тексте встретились все типы речи: и повествование о том, что же случилось и как развивались события, и описание природы, корабля и его движения и кашалота, и рассуждение - почему судно так медленно двигается и что будет дальше с китенком.

Составить план.

Простой, сложный, тезисный, вопросный…



Работают в парах над пунктами плана (на черновиках).





Работа словарями. Зачитывают значения.

Кувалда - это род молота для работы с металлом.

Экватор - это воображаемая окружность, делящая земной шар на северное и южное полушария.

Корма́ - задняя часть корпуса корабля. Кашало́т - морское млекопитающее, единственный современный представитель семейства кашалотовых, родственного карликовым кашалотам. Крупнейший из зубатых китов.

У доски по цепочке: вставляют пропущенные буквы, объясняют орфограммы.

4. Итоги урока.

3 этап - РЕФЛЕКСИЯ.

1.Понравилось ли вам анализировать текст с остановками?

2.Помогло ли в запоминании текста заполнение дневника?

3.Активно ли вы работали на уроке, в парах?


  • «Лестница успеха» (на столе карточки на которых изображена лестница с 3-ми ступеньками:
    1) уверен в своих знаниях
    2) в основном уверен , нужно ещё повторить
    3)нуждаюсь в помощи.

  • Ученик помещает (рисует) человечка (себя) на соответствующую ступеньку.
    (Слайд 17)

Отвечают на вопросы.



Заполняют «Лестницу успеха».











































ПРИЛОЖЕНИЕ

К КОНСПЕКТУ УРОКА


(ОПИСАНИЕ МЕТОДА

И ПРИЕМОВ РКМЧП, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ)







Технология РКМЧП.

Развитие критического мышления через чтение и письмо.


Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

  • образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

  • информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

  • социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии - «вызов - осмысление - рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительной деятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяет границы ее применимости.

Базовая модель технологии:

ВЫЗОВ (EVOCATION)

• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;

• пробуждение интереса к изучаемой теме;

• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;

• побуждение ученика к активной деятельности.

Значение стадии вызова:

Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. Происходит активизация обучаемого. Учение - активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATION OF MEANING)

• активное получение новой информации;

• осмысление новой информации;

• соотнесение новой информации с собственными знаниями;

• отслеживание процесса познания и собственного понимания. Значение стадии осмысления:

Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова. Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным. На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез. РАЗМЫШЛЕНИЯ (REFLECTION)

• целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

• выработка собственного отношения к изучаемому материалу;

• выявление еще непознанного;

• анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;

• поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»). Значение стадии рефлексии: Происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Технология является личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать базовые навыки человека открытого информационного пространства и научиться эти навыки применять.

I стадия вызова

Во время работы на этой стадии принимаются все версии. Дети включены в активный поиск, они воспроизводят информацию. Ребенок ставит перед собой вопрос «что я знаю? по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает и хочет узнать. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

Приём: Мозговая атака.

Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». На первом этапе учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором - учащееся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.

Приём: "Кластер".

Автор приема Гудлат. Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

II стадия осмысления.

На этапе осмысления даётся возможность отследить процесс новых идей, то есть ученик получает опыт работы с текстом как активный и думающий читатель с помощью следующих приёмов технологии критического мышления: «инсерт», «ведение двойных дневников», «ведение бортовых журналов».

Приём: "Чтение с остановками".

Материалом для использования приема "Чтение с остановками" служит повествовательный текст. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный приём содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Рекомендации по использованию приёма "Чтение с остановками"

1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"

4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы: "Толстые и тонкие вопросы", составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Приём: "Толстые и тонкие вопросы".

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые 6 ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

Тонкие ?

Толстые ?

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

что, если...

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;

на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания;

при размышлении - демонстрация пройденного.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала -"тонкие", а потом "толстые".

3 этап - при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться. Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один.

3. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

4. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать - необходимо поощрять даже незначительные успехи.

5. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.

Приём: «Трехчастный дневник»

Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествии некоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено (как на нашем уроке).

Цитата


Комментарии. Почему эта цитата привлекла ваше внимание?(вопросы)


Комментарии по прошествии некоторого времени (ответы)









3 стадия рефлексии

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д.

Приём: «Лестница успеха»

Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен , нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи.





20


© 2010-2022