Программа по русскому языку Элективный курс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»»г.Читы









ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

«Тайны слова (Лексика и фразеология русского языка)»

9 класс


на 2015/2016 учебный год.



Составила:Забелина Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ « СОШ № 14» г.Читы, Забайкальского края




Г.Чита

2016 г.









Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 17 часов.

Цель курса: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.

Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.

Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:

- тренировочные упражнения,

- практикум,

- работа со словарями,

- знакомство с многоаспектностью существования слова (синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, исконно русские и иноязычные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова и др.),

- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.),

- творческие задания.














Содержание программы


Тема 1-2. Введение по курсу.Словарное и фразеологическое богатство русского языка.

Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.

Тема 3-5. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.

Тема 6-7. Словари омонимов.

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.

Тема 8-9 .Синонимы. Использование синонимов в речи.

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

Тема 10-11. Антонимы. Словари антонимов.

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.

Тема 12-14. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.

Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.

Тема 15-17. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.

Тема 18-20. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.

Тема 21-22.Фразеологизм и его признаки.

Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Фразеологические словари и справочники.

Тема 23-24. Системность фразеологизма русского языка.

Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.

Тема 25-26.Употребление фразеологизмов в речи.

Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов.

Тема 27-29. Происхождение фразеологизмов русского языка.

Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.

Тема 30-33. Работа с текстами.

Тема 34. Итоговое занятие

Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).















































Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

1.

Словарное и фразеологическое богатство русского языка

1

Беседа. Знакомство со словарями. Составление таблицы.

2.

Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях

1

Лекция. Составление плана. Беседа. Работа с толковым словарем и с текстом художественного произведения.

3.

Омонимы. Словари омонимов

1

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем омонимов. Анализ художественных текстов.

4.

Синонимы. Использование синонимов в речи

1

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем синонимов. Практикум.

5.

Антонимы. Словари антонимов

1

Работа с текстом. Доклады учащихся. Тренировочные упражнения. Работа со словарем антонимов.

6.

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова

1

Беседа. Работа с учебным пособием. Работа в парах. Работа с этимологическим словарем. Тренировочные упражнения.

7.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях

1

Сообщение учителя и учащегося. Исследовательская работа учащихся. Анализ художественных текстов. Работа с толковым словарем.

8.

Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях

1

Работа с учебным пособием. Практическая работа с текстом художественного произведения. Беседа. Работа со словарем.

9.

Фразеологизм и его признаки

1

Беседа. Работа с текстом. Практические упражнения. Работа с фразеологическим словарем.

10.

Системность фразеологизма русского языка

1

Практикум. Сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению.

11.

Употребление фразеологизмов в речи

1

Лекция учителя. Составление тезисов. Практические упражнения. Сочинение-миниатюра.

12.

Происхождение фразеологизмов русского языка

1

Лекция. Работа с учебным пособием. Практикум.

13.

Итоговое занятие (обобщение и систематизация изученного)

1

Доклады и рефераты учащихся.

Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.



Рекомендуемая и используемая литература

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.

  2. Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.

  3. Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.

  4. Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.

  5. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.

  6. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.

  7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.

  8. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.

  9. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.

  10. Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.

  11. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.

  12. Словари русского языка.

  13. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М.., 1975.

  14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2004.

  15. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1989.

  16. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М., 1981.

  17. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка - М., 1980.

  18. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. - М., 1990.

  19. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико- орфографический словарь русского языка. - М., 1985.

  20. Современный словарь иностранных слов. С.Петербург, 1994.

  21. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. - М., 1975.




© 2010-2022