- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа по русскому языку Элективный курс
Программа по русскому языку Элективный курс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Забелина Е.В. |
Дата | 24.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»»г.Читы
ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
«Тайны слова (Лексика и фразеология русского языка)»
9 класс
на 2015/2016 учебный год.
Составила:Забелина Елена Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ « СОШ № 14» г.Читы, Забайкальского края
Г.Чита
2016 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 9 классов. Курс предназначен для учащихся, интересующихся русским языком. В процессе изучения курса решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах разных стилей, что поможет ученикам подготовиться к написанию сочинений и изложений, поэтому данный курс будет востребован учащимися. Курс рассчитан на 17 часов.
Цель курса: расширить кругозор учащихся, сформировать у них эстетический вкус, повысить культуру речи, развить умение пользоваться справочной литературой, обогатить словарный и фразеологический запас детей, а также способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка, повысить интерес к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой.
Задачи курса: систематизировать знания учащихся в словарном составе языка, углубить и расширить знания по лексике и фразеологии, развить навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры учащихся.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся:
- тренировочные упражнения,
- практикум,
- работа со словарями,
- знакомство с многоаспектностью существования слова (синонимы, омонимы, антонимы, однозначные и многозначные слова, исконно русские и иноязычные слова, общеупотребительные и необщеупотребительные слова и др.),
- исследовательская и проектная деятельность детей (написание докладов, рефератов и т.д.),
- творческие задания.
Содержание программы
Тема 1-2. Введение по курсу.Словарное и фразеологическое богатство русского языка.
Разнообразие функционально-смысловых групп слов и фразеологизмов. Семантика слов. Употребление лексических и фразеологических средств в речи. Эмоционально-экспрессивные оттенки слов. Использование слов и фразеологизмов в разных сферах применения языка.
Тема 3-5. Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях.
Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях А.С.Пушкина.
Тема 6-7. Словари омонимов.
Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе (по учебному пособию «Русское слово»). Словари омонимов.
Тема 8-9 .Синонимы. Использование синонимов в речи.
Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические, стилистические и контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
Тема 10-11. Антонимы. Словари антонимов.
Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимичные пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов (антитеза, оксюморон). Словари антонимов.
Тема 12-14. Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.
Исконно русские слова. Иноязычные слова в русском литературном языке. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Интернациональная лексика в современном русском литературном языке.
Тема 15-17. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Диалектные слова. Профессиональные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях.
Тема 18-20. Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Устаревшие слова и их употребление в художественном произведении. Неологизмы.
Тема 21-22.Фразеологизм и его признаки.
Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизма. Фразеологические словари и справочники.
Тема 23-24. Системность фразеологизма русского языка.
Многозначность и омонимия фразеологизмов. Синонимия фразеологизмов. Антонимия фразеологизмов.
Тема 25-26.Употребление фразеологизмов в речи.
Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизмов в речи. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Авторское изменение фразеологизмов.
Тема 27-29. Происхождение фразеологизмов русского языка.
Образование фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов. Устаревшие и новые фразеологизмы.
Тема 30-33. Работа с текстами.
Тема 34. Итоговое занятие
Обобщение и систематизация изученного. Рефераты и доклады учащихся (по прочитанным книгам и по словарям).
Учебно-тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
1.
Словарное и фразеологическое богатство русского языка
1
Беседа. Знакомство со словарями. Составление таблицы.
2.
Слово как единица языка. Многозначные слова. Использование многозначных слов в художественных произведениях
1
Лекция. Составление плана. Беседа. Работа с толковым словарем и с текстом художественного произведения.
3.
Омонимы. Словари омонимов
1
Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем омонимов. Анализ художественных текстов.
4.
Синонимы. Использование синонимов в речи
1
Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарем синонимов. Практикум.
5.
Антонимы. Словари антонимов
1
Работа с текстом. Доклады учащихся. Тренировочные упражнения. Работа со словарем антонимов.
6.
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова
1
Беседа. Работа с учебным пособием. Работа в парах. Работа с этимологическим словарем. Тренировочные упражнения.
7.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Использование диалектных и профессиональных слов в художественных произведениях
1
Сообщение учителя и учащегося. Исследовательская работа учащихся. Анализ художественных текстов. Работа с толковым словарем.
8.
Активная и пассивная лексика русского литературного языка. Употребление устаревших слов в художественных произведениях
1
Работа с учебным пособием. Практическая работа с текстом художественного произведения. Беседа. Работа со словарем.
9.
Фразеологизм и его признаки
1
Беседа. Работа с текстом. Практические упражнения. Работа с фразеологическим словарем.
10.
Системность фразеологизма русского языка
1
Практикум. Сопоставление слов и фразеологизмов, близких по значению.
11.
Употребление фразеологизмов в речи
1
Лекция учителя. Составление тезисов. Практические упражнения. Сочинение-миниатюра.
12.
Происхождение фразеологизмов русского языка
1
Лекция. Работа с учебным пособием. Практикум.
13.
Итоговое занятие (обобщение и систематизация изученного)
1
Доклады и рефераты учащихся.
Планируемые результаты: курс будет способствовать развитию познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей, анализу и оценке новой информации, способствовать поиску информации по новой теме, а также поможет учащимся овладеть богатством родного языка, сознательно относиться к слову, понимать его возможности, повышать речевую культуру.
Рекомендуемая и используемая литература
-
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В, Русский язык: Справочные материалы. - М., 1989.
-
Брагина А.А. Русское слово в языках мира. -М., 1978.
-
Вартаньян Эд. Путешествие в слово.- М., 1987.
-
Введенская Л.А. и др. Русское слово: Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». М., 1991.
-
Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка (8-9 кл.)». - М., 1991.
-
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Человеческое слово могуче . - М., 1984.
-
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. В.И. Даль и его словарь. Русский язык. Дидактические материалы. .М.: Вербум-М, 2001.
-
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? - М., 1988.
-
Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. -М., 1972.
-
Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М., 1975.
-
Шанский Н.М. В мире слов. - М., 1985.
-
Словари русского языка.
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка.-М.., 1975.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2004.
-
Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 1989.
-
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка./Под редакцией Филина Ф.П. М., 1981.
-
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка - М., 1980.
-
Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / Под редакцией В.В.Иванова. - М., 1990.
-
Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико- орфографический словарь русского языка. - М., 1985.
-
Современный словарь иностранных слов. С.Петербург, 1994.
-
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. - М., 1975.