Конспект урока по чтению в 5 классе по теме: С. Есенин Поет зима-аукает

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: С. Есенин «Поет зима-аукает…»

Цель урока: знакомство с произведением С. Есенина «Поет зима-аукает…».

Задачи урока.

  • Образовательные:

отрабатывать навыки выразительного и осознаного чтения, учить элементам анализа лирического произведения, учить видеть красоту русской природы в стихах, на картинах, в музыке.

  • Коррекционно-развивающие:

коррекция памяти, мышления, творческого выражения.

  • Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению, любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет С.Есенина, музыкальная подборка песен на стихи С. Есенина, музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги. Иллюстрация картины И. Шишкина «Зима». Кормушки для птиц. Компьютерные слайды.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет:

- время года;

- текущий месяц;

- предыдущий месяц;

- последующий месяц;

- одним словом;

- сегодняшнее число;

- отгадает загадку: « Белый, пушистый на землю ложится…»;

- зимние природные явления.

2. Речевая разминка

звук ( Р )

Проворонила ворона вороненка

II. Основной этап урока.

  1. Сообщение темы урока и цели урока.

У: Сегодня на уроке мы будем изучать творчество русского поэта С. Есенина, познакомимся с интересными моментами из его жизни и его стихотворением «Поет зима-аукает…», будем анализировать и отвечать на вопросы по этому произведению, работать над выразительностью чтения лирического произведения.

  1. Вступительная беседа ( слайд № 1. Портрет С. Есенина)

У: Сергей Есенин родился в 1895 году, умер в 1925 году. Детство и юность провел среди красот русских полей и лесов. Есенин, будучи впечатлительным, не мог остаться равнодушным к этой красоте ( слайд № 2. Иллюстрации картин с изображением природы)

Любуясь картинами родной природы, он стремился передать свое восхищение в своих стихах.

Стихотворения Есенина очень мелодичные, душевные, и поэтому многие из них положены на музыку. Сейчас мы прослушаем отрывки известных песен на стихи С. Есенина.

(Звучит отрывок песни «Над окошком месяц»).

  1. Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала. Анализ зимнего пейзажа (слайд № 3 Иллюстрация картины И. Шишкина «Зима» )

У: Посмотрите на иллюстрацию картины.

Какое время года изображено?

Что конкретно изображено на ней?

Д: На картине изображен зимний лес. Все замерзло. Застыли елочки под снежным покрывалом.

  1. Образцово-показательное чтение стихотворения «Поет зима-аукает…» учителем (слайды № 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Иллюстрации к стихотворению)

У: Послушайте, как певец русской природы, поэт Сергей Есенин, описал зимний лес в своем стихотворении «Поет зима-аукает…».

  1. Анализ произведения. Первичная проверка понимания нового материала.

а) Работа над первой строфой: читаем «про себя», отвечаем на вопросы, анализируем текст, выразительное чтение текста.

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

У: Как вы понимаете выражение «поет зима-аукает»?

Д: Зимой метели, вьюги.

У: С кем сравнивает автор зиму?

Д: С человеком.

У: Какие слова доказывают такое сравнение?

Д: Поет, аукает, баюкает.

У: «Мохнатый лес» - это какой лес?

Д: На ветках иголочки, снег.

У: Как вы понимаете выражение «лес баюкает»?

Д: Качает как маленького ребенка, чтобы он заснул.

У: Как вы понимаете выражение «стозвоном сосняка»? (словарная работа)

Д: Сосен в лесу много, они замерзли и их веточки звенят как стекло.

б) Работа над второй строфой: читаем «про себя», анализируем, отвечаем на вопросы, выборочное чтение, выразительное чтение.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

У: Найдите строчки, в которых описывается метель. С чем она сравнивается. Почему?

Д: С шелковым ковром. Ветер поднимает снег в воздух, как тонкий шелк.

У: Найдите строчки, в которых говорится о воробушках. Как автор характеризует воробьев?

Д: Игривые, сиротливые.

У: Как вы понимаете слово «игривые».

Д: Воробьи не сидят на месте, прыгают, как будто играют.

У: Почему воробышков сравнивают с «детками сиротливыми»?

Д: Им холодно, они дрожат. Детям, у которых нет родителей, тоже не хватает тепла.

У: Почему воробьи прижались именно у окна?

Д: Они греются, потому что из дома идет тепло, они еще надеются, что человек их накормит, ведь сытому не так холодно.

У: Еще раз прослушайте второю строфу. Какой звук ясно слышится?

Д: Звук (Р).

У: Что напоминает вам звук (Р)

Д: Рычание.

У: Порычите.

Автор использует слова, в которых часто встречается звук (Р), чтобы ярче передать характер метели.

Порычите грозно, постарайтесь передать голосом свирепость и сварливость метели.

А сейчас представьте себя воробышками. Встаньте.

(Звучит музыкальное сопровождение: звуки ветра, завывание вьюги).

У: Как вы себя чувствуете в такую погоду? Покажите, как вы замерзли. Что нужно сделать, чтобы согреться?

ФИЗМИНУТКА

Среди белых голубей (прыжки на месте)

Скачет шустрый воробей (прыжки на месте)

Воробушек - пташка

Серая рубашка (руки на поясе, повороты туловища влево-вправо)

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей (машем крылышками).

У: Ну что, воробушки, согрелись? А теперь садимся на места и работаем дальше.

в) Работа над третьей строфой: читаем «про себя», анализируем, отвечаем на вопросы, читаем выразительно.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

У: Как автор называет воробышков?

Д: Пташки малые.

У: Как вы понимаете слово «пташки»? (словарная работа)

Д: Маленькие птички.

У: Как вы понимаете слово «озябли»? (словарная работа)

Д: Замерзли.

У: Как греются птички?

Д: Прижимаются друг к другу поплотней.

У: Какое чувство вызывают у поэта воробушки?

Д: Чувство жалости, грусти.

У: Сергей Есенин использовал в стихотворении слова воробушки, детки, пташки, чтобы выразить свое отношение к бедным птичкам - любовь и жалость.

Найдите в этой строфе строчки, в которых описана вьюга. С кем сравнивает автор вьюгу?

Д: Со злым человеком.

г) Прочитаем четвертую строфу «про себя», ответим на вопросы. Выразительное чтение 4-ой строфы учащимся 1 группы.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихры снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

У: Почему «пташки дремлют у мерзлого окна»?

Д: От окна идет тепло.

У: Что им снится?

Д: Им снится весна.

У: Какой снится воробышкам в студеную зимнюю пору весна?

Д: «Прекрасная, в улыбках солнца ясная красавица весна».

У: Почему воробышкам снится весна?

Д: Зимой им холодно, а весной тепло.

  1. Закрепление нового материала. Вывод по анализу произведения.

У: Ребята, а сейчас прослушайте это стихотворение на фоне музыки ( слайды № 12, 13, 14, 15, 16, 17. Звучит романс на стихи Есенина «Поет зима-аукает…»)

У: Какова тема этого стихотворения?

Д: Зима.

У: Какова главная мысль стихотворения?

Д: Птицам зимой холодно и голодно.

У: Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?

(Ребята показывают кормушки, которые изготовили на уроках труда и говорят о том, что нужно кормить птиц зимой).

III. Подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение на оценку стихотворения С. Есенина «Поет зима-аукает» и нарисовать рисунок к стихотворению.

У: С каким чувством будете читать о весне?

Д: Мечтательно.

У: Как будете читать о воробьях?

Д: Ласково, с жалостью в голосе.

У: Как будете читать о вьюге?

Д: Со злостью в голосе, громко.

  1. Выставление оценок за урок с комментарием.





© 2010-2022