- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно-деятельностного подхода
Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно-деятельностного подхода
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ледовская С.Е. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока (учебного занятия) на основе системно-деятельностного подхода.
Предмет, класс
Обучение чтению ( УМК « ГАРМОНИЯ»)
Учитель
Ледовская Светлана Евгеньевна
Тема урока,
«Парные звонкие и глухие согласные»
Место и роль урока в изучаемой теме
5 урок в теме « Парные согласные». На уроке закрепляются знания о звонких и глухих согласных.
Тип урока
Вид урока
Организационная форма
Урок - закрепление
Урок - экскурсия
Дидактическая игра
Цель урока
Используемые технологии
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие
Группы формируемых компетенций
Основные понятия
Формы работы, приемы, методы
Актуализировать знания детей о парных согласных.
Игровые, здоровьесберегающие, ИКТ технологии, технологии активного обучения, применение методики безотметочного обучения ( автор Г.А. Цукерман)
Развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия, творчества
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение ( регулятивные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им ( коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке ( познавательные УУД)
Опасные места, звуки и буквы, парные звонкие и глухие согласные.
Подводящий диалог, поисково - исследовательский прием, наглядно-иллюстративный метод
Задачи урока
Образовательные
( предметные)
Развивающие
( метапредметные)
Воспитательные
( личностные)
-
Развивать умение находить парные согласные и опасные места, связанные с ними.
-
Регулятивные:
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
-
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
-
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Развивать умение работать с разными видами информации
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике.
Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
Работать над использованием знаково - символичных средств.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
-
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
-
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
Понимание необходимости учения.
-
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
-
Способствовать проявлению познавательной инициативы .
Актуальность использования средств ИКТ
Вид используемых на уроке средств ИКТ
(работающие гиперссылки)
Межпредметные связи
Ресурсы основные: учебник « Букварь» 1 класс, 2 часть, автор Соловейчик М.С.
Ресурсы дополнительные: Презентация к уроку. Карточки с индивидуальными заданиями, алгоритм самооценки
Русский язык.
Окружающий мир.
Характеристика этапов урока
Этап урока
Время, мин
Содержание учебного материала
Методы
и приемы работы
ФОУД*
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты деятельности
-
Организационный момент
3 мин
Включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
« Хочу, потому что могу»
Методический прием
«Улыбка»
Ф
В начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи. Создание положительного настроя.
«Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
( слайд 1)
Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.
Дети получают эмоциональный настрой
Личностные:
Положительное отношение к уроку;
понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральном и этическом.
Метапредметные:
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
-
Актуализация знаний.
-
Воспроизведение ранее изученных знаний.
-
Подведение итогов.
-
Рефлексия.
15 мин
20 мин
5 мин.
Повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Закрепление изученного материала на незнакомом тексте.
Формулирование учебной проблемы.
Организация работы по чтению и анализу слов.
Чтение и анализ текста.
Чтение и анализ текста
Обобщение.
Выводы
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Подводя
щий диалог
Беседа
ИКТ технология
Дидактическая игра
Прием оценивания «звездочка»
Здоровьесберегающая технология
Прием
« доскажи слог»
Прием
« хлопок в ладоши»
Методика безотметочноо обучения ( автор Г.А.Цукерман)
Игра
«цепочка»
Беседа
Игра
«фотограф»
Словесные метод
ИКТ технологии
Ф
Ф
Ф
Ф
И
Ф
Ф
П
Ф
С.р.
Ф
И
Г
Актуализирует знания, необходимые для работы.
Одновременно ведет работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Организует подводящий диалог.
Загадка о зиме :
( слайд 2)
Крыша в шапке меховой.
Белый дым над головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла…( зима)
-сколько звуков мы слышим в слове зима? (4)
-проанализируем каждый звук в слове.
-Произнесем хором первый звук. [З']. Он согласный мягкий, звонкий.
- Произнесем второй звук [И]. Он гласный.
- Произнесем третий звук. [М]. Он согласный твердый, звонкий.
-Произнесем последний звук. [А]. Он гласный.
Разделим слово на слоги: зи-ма. Поставим ударение. Какие звуки ударные, какие безударные?
Запишем слово буквами. Все ли буквы такие же, как звуки? Где опасное место? З..МА. Как можно проверить букву?
( зимушка).
Побуждает учащихся к формулировке вывода.
Итак, какими бывают звуки в нашей речи?
( слайд 3)
Учитель организует подводящий диалог.
Отгадаем следующую загадку: ( слайд 4)
На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло - одеяло ушло.
( снег).
Сколько звуков в слове снег? (4). Произнесем хором каждый звук.
-Назовите первый звук [С]. Он согласный, глухой, твердый.
-Назовите второй звук. [Н']. Он согласный мягкий, звонкий.
- Назовите третий звук [Э] Он гласный.
-Назовите последний звук. [К]. Он согласный, твердый глухой.
А теперь запишем буквами: СНЕГ. Отметим опасные места в слове. Проверяем: снег - снега.
Сравним первые звуки в словах: зима и снег. Как называются такие звуки? ( парные согласные по звонкости - глухости).
Учитель побуждает учащихся к формулировке выводов
У нас в классе тоже выпал снег. Но не простой, а из букв. Да так, что целый сугроб получился. И нам надо « разобрать» этот сугроб. То есть навести порядок в нашей классной ленте букв.
( индивидуальные задания)
Учитель мотивирует детей на работу на уроке
Ну вот мы и разобрались с этим заданием. А какой праздник зимой самый любимый?
Без чего не обойтись? ( без елки). Вот мы и отправимся сейчас в зимний лес за елкой. Путь будет нелегкий. По дороге будем много работать и оценивать свои знания. ( за правильный ответ - звездочка).
Учитель побуждает учащихся к самооценке.
Проведение физкультминутки.
(Слайд 5)
Работа с интерактивной доской. Упражнения в чтении.
Работа с чистоговорками.
(Слайд 6)
Упражнение в делении слов на слоги. Работа в парах.
Учитель организует работу в парах.
Объяснение значения слова пороша: свежий слой снега.
Учитель отрабатывает с детьми навыки чтения.
Учитель организует обратную связь с учениками.
Учитель организует самостоятельное чтение.
Откройте учебники и и прочитайте, что сейчас можно увидеть в лесу.
(Слайд 7)
Учитель организует работу по содержанию прочитанного текста.
Слайды ( 8-12)
А что можно сейчас увидеть в лесу? Прочитайте самостоятельно текст и скажите, что обозначают выделенные слова?
Учитель следит за правильностью чтения. Затем задает вопросы по тексту. Помогает детям осознать прочитанное.
Вот мы на поляне. Что тут можно увидеть? Прочитайте:
-снегопад! Снегопад!
Вот засыпан снегом сад
И болота, и луга,
И поля, и берега.
Все дороги замело!
Все кругом белым - бело!
Что же увидели дети на поляне?
А чем заняты дети в зимнее время? Что дают эти занятия детям?
( слайд 15)
Сейчас мы с вами выполним одно интересное задание. Поработаем группами. Каждой группе надо составить слово, а затем все вместе мы из этих слов составим одно замечательное предложение, которое и будет нашим выводом.
Вот мы и подошли к концу нашего путешествия. Отгадаем последнюю загадку:
( слайд 16)
За рекой росли,
Их на праздник принесли,
На веточках - иголки.
Что же это?...(елки)
Вот мы и нашли елочку для нашего праздника. Осталось её нарядить. Покажите, какие звездочки вы насобирали в ходе урока? Давайте эти звездочки прикрепим на нашу елочку. Вот теперь она зажглась от наших знаний.
Аплодисменты! себе!
( слайд 17)
Спасибо за активную работу! Урок окончен!
Повторение системы ранее усвоенных учебных действий.
Дети отвечают на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.
Анализируют звуко - буквенный состав слова.
Анализируют звуко- буквенный состав слова.
Сравнивают звуки и буквы.
Выстраивают « ленту букв».
Ведется индивидуальная работа у доски.
Работа идет с «лентой букв». Дети классифицируют буквы и звуки в разные группы: гласные, согласные, звонкие, глухие, парные по звонкости - глухости.
Называют мягкие непарные, твердые непарные, шипящие. сонорные и т.д.
Отмечают специальными символами опасные места в слове: безударные гласные, парные согласные на конце слова, парный согласный перед парным.
Анализируют и сравнивают звуки и буквы в слове; подбирают проверочные слова.
Несколько человек работают самостоятельно у доски.
Классифицируют звуки и буквы.
Воспринимают учебную задачу.
Повторяют движения за героями мультфильмов.
Дети читают чистоговорки с экрана доски и придумывают продолжение к каждой.
Находят парные согласные по звонкости - глухости.
Дети читают разными способами: по слогам, целыми словами.
Объясняют значения слов.
Называют опасные места в словах, объясняя ,в чем заключается опасность. Упражняются в подборе проверочных слов.
С помощью звездочек ученики показывают , как справились с заданиями.
Очень хорошо - зеленый цвет
Испытывают затруднения - желтый.
Нужна помощь - красный.
Дети самостоятельно читают текст. Затем вслух еще раз прочитывают хорошо читающие ученики.
Далее дети
отвечают на поставленные вопросы.
Ищут парные согласные в словах и подбирают проверочные слова, где это возможно.
Дети « цепочкой» читают со слайдов небольшой текст. Далее отвечают на вопросы о прочитанном.
Чтение текста в « букваре».
Дети дополняют свой рассказ новыми сведениями из « букваря»
Дети читают текст, рисуют словесную картинку.
Называют слова с парными согласными.
Работа в группах.
Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели.
Коммуникативные:
Оформление мыслей в устной форме.
Слушание и понимание речи других.
Познавательные УУД:
Преобразование информации из одной формы в другую
Регулятивные УУД:
Проговаривание последовательности действий на уроке;
Высказывание своих предположений.
Познавательные УУД:
Ориентирование в своей системе знаний: умение отличить новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные:
-моторное восприятие
Познавательные:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
упорядочивание;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Регулятивные:
Высказывание своих мыслей по схеме.
Ученики учатся работать по предложенному учителем плану.
Оценка деятельности класса.
Коммуникативные:
Контроль оценки и действий партнера.
Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
целеполагание,
планирование учебной проблемы, структурирование знаний.
Познавательные:
Использование знаково- символических средств, анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, классификация
Постановка и формулирование сотрудничества совместно с учителем.
Коммуникативные:
Владение диалогической речью.
Познавательные:
анализ слов, сравнение, доказательства.
Коммуникативные:
Принятие решения, владение монологической и диалогической речью
Регулятивные:
Саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные:
анализ объектов с целью выделения главного;
сравнение;
построение цепи рассуждения; постановка и решение проблем.
Регулятивные:
Самоконтроль и взаимоконтроль.
Коммуникативные:
Контроль оценки и действий партнера; умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
Оценивание правильности выполнения действий
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные:
Анализ текста, сравнение, построение цепи рассуждения.
Умение работать с разными видами информации.
Умение ориентироваться в учебнике.
Умение извлекать информацию из текста.
Коммуникативные:
Умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
Умение контролировать свои ответы.
Регулятивные:
Оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.