Проблематика рассказа Л. Н. Толстого Бедные люди. (6 класс)

Урок по литературе в 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого "Бедные люди". Тип урока - усвоение нового материала. Базовый учебник: «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское   слово», Москва, 2010. Разработка представлена в виде технологической карты, составленной в соответствии с требованиями ФГОС. В основе урока лежит поэтапное прочтение рассказа и анлиз прочитанных эпизодов. Включены разные виды заданий, которые выполняются в группах и индивидуальн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

ФИО педагога: Башлаева Лариса Григорьевна.

Название ОО: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Комсомольск-на-Амуре.

Предмет: Литература.

Тема: Проблематика рассказа Л.Н. Толстого «Бедные люди».

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Базовый учебник: «Литература 6 класс» (автор- составитель Г.С.Меркин). В двух частях./ Издательство «Русское слово», Москва, 2010.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные:

  • воспитание интереса к литературе;

  • воспитание нравственных качеств личности на примере поступка героев рассказа;

  • формирование познавательного интереса учащихся к чтению;

  • формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль

  • развитие адекватной самооценки;

Предметные:

  • способствовать полноценному восприятию художественного произведения;

  • формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

  • волевая саморегуляция;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

  • понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Познавательные УУД:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • строить рассуждения.

  • делать выводы

Коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Организационный момент, мотивация к деятельности (организационно-подготовительный этап

Цель этапа: включение учащихся в деятельность

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Установление контакта с детьми.

Создание эмоционального настроя учащихся.

Слово о писателе.
Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он создал большой роман «Война и мир», другие замечательные романы и повести. В то же время он писал и небольшие рассказы и сказки. Сегодня мы познакомимся с рассказом «Бедные люди».

Подготовка класса к работе.

Определяют, исходя из вступительного слова учителя, о ком и о чем будет идти речь на уроке.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

Личностные: воспитание интереса к литературе.

Целеполагание

Подводит учащихся к цели урока, задавая вопросы.

*Как вы думаете, какая цель стоит перед вами сегодня на уроке?

*Подумайте , о чем будет рассказ, название которого «Бедные люди»?

*Как вы думаете, чему хочет научить нас автор произведения?

Выполняют задание, активно участвуют в целеполагании. Отвечая на вопросы учителя, они высказывают разные предположения.

Познавательные: пользоваться дополнительными источниками.

Регулятивные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока.

Актуализация знаний.

Сегодня мы будем работать немного по-другому: будем по частям читать незнакомый вам текст и выполнять задания в группах.

Вспомним, как должна быть построена работа в группах, чтобы был качественный результат?

Разделим текст на 3 части. 1 часть заканчивается словами «Сохрани его, Господи, спаси и помилуй! - говорит она и крестится».
Итак, начнём.

После прочтения даются задания группам:

1 группа - Что вы почувствовали, прочитав текст до 1 остановки?

2 группа - Какие приметы говорят о том, что это бедная семья?

3 группа - Как описана забота родителей о семье?

Учащиеся, анализируя текст, находят ответы на поставленные вопросы, делают выводы.

Семья живет в глубокой нищете. Родители с утра до вечера трудятся. В хижине тепло и уютно, в доме чистота и порядок. В печи - огонь, блестит чистая посуда. Над кроватью - полог. Отец весь день в море рыбачит. Супруги очень любят друг друга и своих детей, жалеют их, заботятся о них.


Регулятивные: самостоятельно ответы на поставленные вопросы, активно анализируя прочитанный отрывок.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Прочитаем второй отрывок, оканчивающийся предложением « И Жанна задумывается и долго сидит молча у кровати». Попробуйте при чтении представить картину происходящего и ответьте на следующие вопросы:

*Почему в соседней избушке было сыро и холодно?
* Почему Жанна не могла не взять детей умершей соседки?
* Почему она после этого стала бояться мужа, ведь он её любит?

Подростки при ответе говорят, что Жанна не могла не взять соседских детей, потому что те могли бы погибнуть без матери. Ей стало жалко их.
Этих детей можно было взять временно, а потом попробовать пристроить в какой-нибудь приют или отдать в монастырь.
Но Жанна решила взять их насовсем. При этом она боялась, что муж её будет ругать. Ей было стыдно, что она взяла чужих детей без разрешения мужа. У них своих детей пятеро, еле-еле их прокармливают, обуви у них нет. Живут они очень бедно, а двое чужих детей добавят забот. Жанна не знает, как на это
посмотрит её муж.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Чтение заключительной части текста.
Читая, попытайтесь определить в тексте место высшего напряжения, то есть место, где волнение Жанны оказывается самым сильным, а потом становится ясно, как относится муж к её поступку.

Учащиеся говорят, что рыбак был хмур, недоволен, так как ничего не поймал в этот день, еле добрался до дому. Жанна не смеет поднять на мужа глаза, бледнеет при его вопросе, то и
дело умолкает. Ученики приходят к выводу, что она очень переживает, боится, как воспримет муж двух приёмышей.

Ребята указывают, что самое сильное волнение Жанны в момент сообщения мужу о смерти соседки и его решение взять к ним сирот.
Она молчит после слов рыбака о том, что надо взять детей соседки в свою семью.
Может быть, она не рада этому? Нет, она рада, что муж решил сделать так же, как она.
Жанна молчит, потому что у неё пропал голос от радостного волнения.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия.

Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Личностные: воспитание нравственных качеств личности на примере поступков главных героев рассказа.


Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач.

Организует групповую работу по анализу проблематики рассказа.


* Какова главная мысль рассказа?


Ученики высказывают свое мнение, что надо помогать людям, которые попали в беду, нужно проявлять жалость,
доброту, сочувствие.
Называют героев рассказа добрыми, жалостливыми. Жанна и её муж проявили милосердие. Объясняют смысл этого слова. Подбирают синонимы. Записывают в тетради слова: жалость, сочувствие, сострадание, человеколюбие... Милосердие - не просто чувство, это стремление сделать что-то под влиянием добрых чувств, помочь людям или простить кого-то.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах

Личностные: формирование способности учащихся осуществлять самоконтроль,

развитие адекватной самооценки.

Рефлексия.

Самооценка.

Определение эмоционального состояния школьников в конце урока.

Обобщает приобретённый читательский опыт обучающихся, предлагает словами выразить их чувства после анализа рассказа.

Учащиеся обозначают своё настроение словами, передающими их чувства после анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди».

Коммуникативные,

личностные,

регулятивные контроля и оценки, самооценки.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников.

Комментирует домашнее задание.

Выбирают домашнее задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей: развернутый ответ на вопрос или мини-сочинение на тему «Чему научили меня герои рассказа Л.Н.Толстого?».

Личностные: воспитание интереса к литературе;

воспитание нравственных качеств личности на примере поступков и характеров главных героев рассказа;

формирование познавательного интереса учащихся к чтению.

Познавательные: строить рассуждения; делать выводы.



© 2010-2022