Открытый урок по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе
Подготовка к ОГЭ-2015 год
«Путешествие по литературным местам России»

Цели:

Образовательные:

- повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;

- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;

Развивающие:

- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;

- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;

- формировать навыки исследовательской работы;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Задачи:

- повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам

выразительности языка;

- используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;

- формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Ход урока.


  1. Оргмомент


  1. Слово учителя:

После долгого зимнего сна

Не спеша оживает природа,

И приходит царевна - Весна,

Открывая собой утро года.

Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… ( Щелчок по слайду, появляются 5 кошачьих портретов)

- Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята?

По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове (ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ)

«ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так ( ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем подготовке решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии. ( СЛАЙД ).

Подготовка к ОГЭ - неотъемлемая часть современного курса русского языка 9 класса. Сегодня мы проведем подготовку в форме урока-путешествия. Вы, наверное, знаете, что 2015 год в России приказом президентом РФ В.В. Путиным объявлен - Годом литературы. И поэтому мы совершим с вами путешествие по литературным местам нашего государства.

Эпиграфом к уроку пусть станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД )

Всем желаю творческих успехов и надеюсь, что каждый урок русского языка поможет вам при сдаче Государственного экзамена.


  1. Работа с классом:

Первое наше путешествие мы совершим на Родину великого поэта Сергей Есенина в село Константиново Рязанской области.

Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина - старинное село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещеры.

Эти места - колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провёл более половины своей жизни, здесь знакомится с частушками, сказаниями, легендами, сказками.

Проселочная дорога от села Дивово к родному селу Есенина Константиново.

До наших дней сохранился родительский дом поэта. В глубине есенинского сада - избушка- времянка. Недалеко от избушки среди вишен - амбар, в котором поэт писал многие свои стихи.

Комната в доме родителей Есенина.

В окрестностях села Константиново.

К 90-летию со дня рождения С. А. Есенина отреставрирована второклассная учительская школа, где поэт учился с 1909 по 1912 год, воссоздана обстановка учёбы и быта учащихся и учителей.

Здесь он получил звание «учителя грамоты».

Сам поэт относил начало сознательного творчества именно к этому периоду своей жизни.

Сохранился в Константинове и дом, с которым связаны многие страницы жизни и творчества поэта. Это бывший дом помещицы Кашиной Л. И., послужившей прототипом героини поэмы «Анна Снегина».

Осенью 1969 года здесь был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о творческой биографии поэта.

Казанская церковь в селе Константиново.

Памятник С.А.Есенину в селе Константиново.

1. Выпишите

грамматическую основу

данного предложения.

2. Укажите слова,

в которых количество звуков и букв

не совпадает.(золотые, брезжит, речные)

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

3. В приведенных предложениях найдите предложение с обособленным обстоятельством.

4. Составьте схему 3 предложения, определив связь между предложениями.

1. Погасло солнце.

2. Тихо на лужке.

3. Пастух играет песню на рожке,

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поёт рожок сегодня.

И закончить путешествие по Родине Сергея Есенина я хочу отрывком из его стихотворения «Русь»:

Но и тогда,

Когда на всей планете

Пройдёт вражда племён.

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Следующее литературное место, куда мы отправляемся - это имение М.Ю. Лермонтова «Тарханы».

Жизненный путь Лермонтова начался в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года.

Проведя в Москве зиму, родители поэта выехали в село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии.

Тарханы - имение бабушки поэта, в котором прошло детство поэта. Рано осиротевший мальчик воспитывался горячо любившей его бабушкой. В этом имении будущий поэт жил с 1815 по 1827 год, здесь же получил прекрасное домашнее образование и проявилась ранняя склонность к рисованию и стихотворству.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты,
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания- это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя» Эти слова как нельзя лучше помогут вам при выполнении заданий по пунктуации.

5. В приведенном предложении пронумерованы все запятые.

А. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные подчинительной связью. (1, 2, 5, 10).

Б. Составьте схему предложения. Определите вид подчинения. (однородное подчинение).

6. Выпишите цифры, обозначающие обособление обстоятельства.(3,4, 7,8, 11).

Я б желал навеки так заснуть, (1)
Чтоб в груди дремали жизни силы, (2)
Чтоб, (3) дыша,(4) вздымалась тихо грудь, (5)
Чтоб всю ночь, (6) весь день мой слух,(7) лелея, (8)
Про любовь мне сладкий голос пел, (9)
Надо мной, (10)чтоб, (11)вечно зеленея.
Темный дуб склонялся и шумел.

7.Укажите слова с безударной гласной, проверяемой ударением (подбирая проверочные слова)

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

(зеленой-зелень, село-села, дымится-дым, встают-встать, вдали-даль, полями-поле, вхожу-ход, глядит-взгляд, вечерний-вечер, листы-лист, шумят-шум, шагами-шаг).

Мы заканчиваем путешествие по Родине М.Ю.Лермонтова словами

... я родину люблю
И больше многих: средь ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать,
Когда мой прах, смешавшийся с землей,
Навеки прежний вид оставит свой.

Сейчас мы отправляемся в село Захарово Московской области в имение А.С. Пушкина.

8. Укажите в каких словах приставка всегда пишется одинаково, независимо от произношения? (подмосковный, проводил, подмосковной, впервые).

9. Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного? (раскинувшийся).

Сельцо Захарово - самобытный подмосковный уголок, живописно раскинувшийся на холме среди полей и рощ.

Захарово - имение бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал, у которой он проводил летние месяцы с 1805 по 1810 год.

В подмосковной бабушкиной усадьбе маленький Пушкин впервые ощутил красоту русской природы.

Он слышал здесь народные песни, играл в народные игры.

В 1999г. На месте фундаментадома М.А. Ганнибал появился усадебный дом, который

восстановлен по проекту архитекторов Н.В. Карташовой и В.В. Зубарева на средства Администрации Одинцовского района и Правительства Московской области. Дом двухэтажный.

Второй этаж низкий - антресольный, служебный, а на первом - парадном расположена

музейная экспозиция. В 9 небольших залах восстановлен интерьер пушкинского времени.

В самой большой комнате - парадной столовой - большой овальный стол, сервированный посудой XVIII - начала XIX веков, мебель красного дерева, на стенах портрет императора Павла I и покровителя Надежды Осиповны - Ивана Абрамовича Ганнибала - брата Осипа Абрамовича.

М.А. Ганнибал, первая истинная воспитательница мальчика.

По словам сестры поэта, бабушка была «ума светлого и, по своему времени, образованного»

У нее Пушкин учился русской грамоте и живому образному русскому языку.

Ее рассказы об отдельных эпизодах истории их древнего дворянского рода, о «преданьях простонародной старины» будили юное воображение поэта:

Люблю от бабушки московской Я толки слушать о родне…

10. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. (получая, воспитание, дворянское, крестьянское, впитывая, лучшие).

11. Укажите количество грамматических основ.(2)

Получая в городе воспитание дворянское, маленький Пушкин приобрел в Захарове воспитание крестьянское, впитывая лучшие традиции, которыми богат русский народ.

12. В приведенных предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанные:

А) сочинительной связью; (6)

Б) подчинительной связью. (1, 4).

То,(1) что произошло с Пушкиным в Захарове,(2) можно считать чудом.

Из толстого неповоротливого, (3)он уже к осени превратился в шустрого сообразительного шалуна с лучистыми голубыми глазами.

Это было место,(4) где он впервые услышал народные песни,(4)увидел праздничные хороводы,(5) с увлечением играл с крестьянскими детьми.

На одной из берез в роще остались следы каких то стихов,(6) но прочесть их уже невозможно- уцелели лишь отдельные слоги и буквы.

4. Итоги. Рефлексия.

- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.

Мы повторили: орфографию, фонетику, пунктуацию.

Мы познакомились: с литературными местами России.


© 2010-2022