Конспект урока по письму и развитию речи на тему изменение глагола

Предлагаю конспект урока по письму и развитию речи для школ VIII вида с элементами краеведения (Удмуртская Республика). Тема: "Изменение  глаголов прошедшего времени по родам и числам". Я думаю, что детям интересно в процессе обучения письму узнать немного из истории родного города.  В процессе изучения глаголов прошедшего времени задания  для обучающихся составлены с учетом умственных способностей детей, то есть задания 1, 2, 3 уровней сложности.  Презентация дает возможность увидеть достоприм...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

Цели и задачи

1. Образовательная: формировать умение детей определять род у глаголов в прошедшем времени единственного числа, правильно писать окончания во мн.ч.

2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение работать самостоятельно.

3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному городу, формировать положительное отношение к учебе.

Технологии

  1. ИКТ

  2. Технология личностно-ориентированного обучения.

  3. Здоровьесберегающая технология.

Методы и приёмы
1. Словесный - закрепление теоретических знаний.
2. Наглядный - развивать наблюдательность, внимание, интерес.
3. Практический - развитие практических умений.
4. Разноуровневой работы - развитие самостоятельности, создание ситуации успеха.

Оборудование
1) компьютер.
2) У детей: учебник, индивидуальные карточки.

Тип урока: закрепление знаний.

Презентация

Ход урока

1.Орг. Момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте гостей, присаживайтесь.

- Течет река Кама, течет река времени. Но если по Каме можно возвратиться назад, то в прошедшие времена уже не вернешься.

- И все таки попробуем отправиться на прогулку. Перенесемся на 100 лет назад и очутимся в Сарапуле той поры, когда в нем жили ваши прапрапрабабушки и прапрапрадедушки.

- Итак, отправляемся в путешествие. Слайд 1.


2.Актуализация знаний.

- Но сначала вспомним, что мы изучаем.

Блиц-опрос.

- какую часть речи мы изучаем?

- Глагол это - (часть речи)

- которая обозначает - (действие предмета)

- отвечает на вопросы - (что делать? Что сделать?)

- глаголы изменяются по- (временам)

-Глаголы какого времени встретились вам в домашнем задании?

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

- как можно определить род глагола прошедшего времени?









Прошедшего

Изменяется по числам, а в ед.ч. по родам.

По вопросу и окончанию

2.Проверка домашнего задания.

Текст об улице Нагорной.

1 в. (Влад В., Маша)

Назвали - пр.в., мн.ч.

Купцы жили - пр.в., мн.ч.

2 в., 3в. (Антон, Влад К.) - 2, 3 предл.

Дачи располагались - пр.в., мн.ч.

улица завершалась - пр.в., ед.ч., ж.р.

Тетради № 1 на край парты.

В тетрадях № 2 записали число, классная работа.

- О какой улице говорилось в домашнем тексте ?

- И сегодня мы с вами отправимся на прогулку именно по этой улице. Слайд 2.

Задание: списать текст. Указать род, число сущ. и гл., окончание.

об улице Нагорной.

3. Постановка учебной задачи.

- Итак прогулка по ул. Нагорной. Слайд 3 .

Выходим из школы и что мы видим, перед нами площадь (площадь свободы).

Сейчас выполним задание и узнаем как она называлась.


Работа у доски.

Найти в тексте глаголы пр.в. и выписать их, выделить окончания.

Троицкую площадь назвали по Троицкой церкви, которая стояла на пересечении улиц Нагорной и Троицкой. Далее площадь переименовали в Базарную. А в годы первой русской революции здесь собирались на митинги рабочие, поэтому площадь назвали именем Свободы.



- Какие окончания у глаголов пр. в. ? в ед.ч. в м.р., ж.р., ср.р.? во мн.ч.?

- кто расскажет правило.

Таблица (с окончаниями).

- Как вы думаете, тема нашего урока какая?

- чем будем заниматься на уроке?


Следить за осанкой



На доске.

Первая русская революция - название событий, происходивших в период с января 1905 по июнь 1907 г. в Российской империи.

митинг - в словаре Ожегова -

Массовое собрание для обсуждения политических, злободневных вопросов.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Закреплять умения определять число и род глаголов пр.в.

4. Физкультми-нутка

1.Встаньте пожалуйста. Внимательно смотрите на карточки со словами.

Если я показываю и называю глагол пр.в. в ед.ч. , вы сделаете поворот налево, если во множеств. числе - направо.

Слова: строил, приходили, помогал, украшал, писали, читали.

2.Образовать от сущ. глагол в прош.вр.

Слова: беседа , письмо, смех , дела, свет, плаванье.

  1. Гимнастика для глаз, для кистей.

Следим глазами за ручкой (в руках), выполняем упражнения глазами: вверх, вниз, влево, вправо, круг, восьмерка.

Кисти в кулак, разжали, сжали, стряхнуть.

Развитие орфографичес-кой зоркости



Спросить каждого


5.Самостоятельная работа.

Разноуровне-вая работа.

Дальше что мы видим?

Пожарную каланчу. Слайд 5.

- Высоченная Пожарная каланча, единственная в Удмуртии, и одна из немногих, сохранившихся в архитектуре Урала. Слайд 6.

Идем вверх по улице. Проходим мимо

Алексеевского реального училища. Слайд 7.

Прочитайте текст. Задания по вариантам.

1 вариант.

Задание: выпиши глаголы, допиши, где нужно окончания глаголов прошедшего времени, укажи род и число.

Алексеевское реальное училище

Алексеевское реальное училище в Сарапуле открылось 11 февраля 1873 года- одним из первых в Российской империи. Для размещения училища было передан(?) недавно построенное каменное здание земской больницы.

Реальное образование предусматривал(?) обязательно древние языки, предметы естественно-математического цикла. В училище дети изучал(?) новые языки. Курс обучения длился шесть - семь лет.

2 вариант.

Задание: выпиши глаголы, выдели окончания, укажи род и число.

Алексеевское реальное училище.

Алексеевское реальное училище в Сарапуле (что сделало?) открылось 11 февраля 1873 года - одним из первых в Российской империи. Реальное образование (что делало?) предусматривало обязательно древние языки, предметы естественно-математического цикла. В училище дети (что делали?) изучали новые языки.

3в. Задание: выпиши глаголы, выдели окончания.

Алексеевское реальное училище.

Алексеевское реальное училище в Сарапуле (что сделало?) открылось 11 февраля 1873 года - одним из первых в Российской империи. Реальное образование (что делало?) предусматривало обязательно древние языки, предметы естественно-математического цикла. В училище дети (что делали?) изучали новые языки.

Вывод.

Следить за осанкой


  1. Включение в систему знаний и повторение.

Разноуровне-вая работа

(задания на выбор)

- В западной части располагались наиболее богатые дачи купцов и чиновников. Слайд 8.

- Лучшее произведение своего рода во всем Прикамье - дача П.А. Башенина (ул. Достоевскогод.60 ).

В 1880 году был парк на территории купеческих дач.

На этой же территории был создан дом отдыха «Учитель». Слайд 9.

Задание: Восстановите текст, вставляя глаголы прошедшего времени. У нас получится с вами небольшой рассказ.

1гр. Задание: Восстановите текст.

Слова для справок: открыли, использовали, строили, получил, стоял, украшали.

В июне 1922 года ….. Дом отдыха "Учитель". Для организации дома отдыха …. купеческие дачи.

2 гр. Задание: Восстановите текст, вставляя глаголы прошедшего времени.

Слова для справок: открыли, строили, стоял, украшали.

Их ……. в конце улицы Нагорной. Практически все дома ……… богатой деревянной резьбой.

3 гр. Задание: Восстановите текст, вставляя глаголы прошедшего времени.

Слова для справок: открыли, строили, получил.

Свое название дом отдыха (что сделал?)…… от того, что предназначался для организации отдыха учителей.

- Что получилось, по порядку прочитайте.


- В 1989 году дом отдыха "Учитель" закрыт, здания постепенно были разрушены.
в 2005 году снесена последняя купеческая дача служившая в доме отдыха "Учитель".
Вывод.

Следить за осанкой


  1. Домашнее задание.

Вверх по улице Нагорная был Благовещенский женский монастырь. Где он находился вы узнаете из текста дом. задания.

1в. Задание: Спиши, допиши, где нужно окончания глаголов прошедшего времени, укажи род и число.

Благовещенский монастырь.

Монастырь проявлял милосердие к сиротам, бедным, больным, старым людям, всегда оказывал им помощь. Милосердие - закон жизни монастыря. Поэтому при нем открыл(?) приют для сирот, школу грамоты, где обучал(?) тридцать девочек.

После закрытия монастыря на его территории создал(?) детский городок.
Сейчас на его месте разместился Сарапульский Радиозавод.

2 вариант.

Задание: Спиши, выдели окончания, укажи род и число.

Благовещенский монастырь.

Монастырь (что делал?) проявлял милосердие к сиротам, бедным, больным, старым людям, всегда (что делал?) оказывал им помощь. Милосердие - закон жизни монастыря. Поэтому при нем (что сделали?) открыли приют для сирот, школу грамоты, где (что делали?) обучали тридцать девочек.

Сейчас на его месте разместился Сарапульский Радиозавод.

3 вариант.

Задание: спиши, выдели окончания глаголов.

Благовещенский монастырь.

Монастырь (что делал?) проявлял милосердие к сиротам, бедным, больным, старым людям, всегда (что делал?) оказывал им помощь. Милосердие - закон жизни монастыря. Поэтому при нем (что сделали?) открыли приют для сирот, школу грамоты, где (что делали?) обучали тридцать девочек.

Сейчас на его месте разместился Сарапульский Радиозавод.


  1. Итог урока.

- Улица Нагорная завершалась кварталом земской больницы. Слайд 10.

Больница находилась на квартал выше к западу в сосновом лесу. Новая больница состояла из нескольких зданий.

- Вот и завершилась наша прогулка по улице Нагорной.

- во время прогулки мы выполняли задания, скажите, пожалуйста , были трудности при выполнении? что было трудно?

- какую цель поставили в начале урока? Выполнили цель?

- Кто доволен своей работой на уроке? А кто нет?

- как изменяются глаголы прошедшего времени?

- как определить род у глаголов прошедшего времени в ед.ч.?

- Спасибо за урок.





Закрепить умения определять род

По родам и числам

По сущ., по вопросу, по окончанию


















































































© 2010-2022