Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

Практика внедрения семи модулей Программы в процесс обучения и преподавания показала, что традиционные методы обучения, которые я применяла до прохождения курсов 3 базового уровня, были скучными для учащихся. Поскольку в школе обучались n-ное количество учащихся с сильными навыками и при выполнений простых заданий, основанных на реализации готовых знаний, у них просто появлялась скука. До прохождения курсов, конечно,  вины в том, что учащиеся во время уроков вели себя менее активно или даже пасс...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ерекина Жанна Шортанбаевна

Учитель русского языка и литературы

средней школы имени Н.Г.Иванова

Рефлексивный отчёт по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков.

Практика внедрения семи модулей Программы в процесс обучения и преподавания показала, что традиционные методы обучения, которые я применяла до прохождения курсов 3 базового уровня, были скучными для учащихся. Поскольку в школе обучались n-ное количество учащихся с сильными навыками и при выполнений простых заданий, основанных на реализации готовых знаний, у них просто появлялась скука. До прохождения курсов, конечно, вины в том, что учащиеся во время уроков вели себя менее активно или даже пассивно я не чувствовала. Только после прохождения курсов я поняла: пассивность учащихся на моих уроках обуславливалась тем, что я не учитывала навыки и знания учащихся для выполнения той или иной работы, не планировала уроки таким образом, чтобы в процесс обучения были вовлечены все учащиеся.

Но сейчас, используя идеи семи модулей Программы, я в своей повседневной практике использую разнообразные формы работы и даю достаточно сложные задания, с целью постоянного удерживания интереса и разностороннего развития учащихся.

Во второй четверти в 9 классе по предмету «Русская литература» проводила серию последовательных уроков по изучению жизни и творчества выдающегося русского поэта, поэта вечности - А.С.Пушкина. И одним из самых интересных произведений при изучении творчества А.С.Пушкина для учащихся 9 класса стал роман «Евгений Онегин». Именно поэтому урок на тему «Онегин и Татьяна» из серии последовательных уроков я провела как открытый урок. В начале урока для создания положительного эмоционального настроя учащихся провела тренинг «Письмо по кругу». На листке бумаги учащиеся записывали пожелания на предстоящий урок, передавая листок друг другу и когда все пожелания были записаны, зачитывались вслух одним учеником. Этот тренинг помог учащимся настроиться на дальнейшую работу в группе. Группы разделила используя стратегию «Главные герои» ( придуманную мною ). Составила ряд простых вопросов, ответ которых был «Евгений» и «Татьяна». Каждый ученик, ответивший на вопрос правильно, получал бейджик с надписью Евгений или Татьяна. Таким образом, в классе образовались две группы. Так как у меня на уроках русского языка и литературы постоянно работают группы сменного состава, ученики при любом составе работали сплоченно и активно. Поэтому сейчас в моих классах при формировании групп нет необходимости учета индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и активности учащихся: в классе постоянно царит доброжелательная атмосфера. До обучения на курсах и прохождения практики на всех уроках цели и задачи урока формулировались мною. А из «Руководства для учителя» мне стало известно, что учитель должен стремиться создать такие условия, при которых ученики имеют «самоцель». (Чиксентмихайи, 2008). То есть учитель должен включать учеников в рабочий процесс, благодаря чему ученики получают удовольствие от планирования и достижения какого-либо результата. Исходя из этого, так как мои ученики раньше самостоятельно не ставили цели перед собой, на первых уроках я готовила для них опорную карту с набором целей и задач, по которому они определяли, что бы хотели узнать новое и чему научиться на уроке. На сегодняшний день они научились самостоятельно ставить цели перед собой. Необходимости опорной карты уже нет. Определив совместно цели и задачи урока, мы перешли к практической части урока, выполнив которые, учащиеся достигли бы поставленной цели и задачи. Практическая часть урока, я начала с проблемного вопроса «Что такое счастье?». Такие проблемные вопросы, помогают учителю-словеснику показать важность изучения произведения для каждого учащегося и связать произведения с реальной жизнью. Поэтому целесообразно, каждый урок начинать с проблемных вопросов для более глубокого понимания авторской позиции. У учащихся мнения были очень разные и свои мнения они заполняли в «Ассоциативное солнышко» на интерактивной доске. Далее приступили непосредственно к анализу произведения и на этапе осмысления первый прием, который я применила, был прием «Тонкие и толстые вопросы». Этот прием полезен тем, что получая ответы на заданные вопросы, не только анализируешь содержание произведения, но и видишь, кем и в какой степени усвоен материал, у кого в какой степени развита речь, кто может отстаивать свою точку зрения и кому требуется помощь учителя на данном этапе изучения материала. Из «Руководства для учителя» известно, что диалог занимает центральное место на уроке. И именно применение такого приема как «Тонкие и толстые вопросы» помогло мне достичь системных результатов, потому что позволило учащимся выразить свое понимание темы, помогло им осознать, что у людей могут быть разные ценности, содействовало ученикам аргументировать свою точку зрения. Самое главное, помогло мне понять, на каком уровне усвоено данное произведение. Для того чтобы дать характеристику героев, применила прием «Защита постеров». Учащиеся на постере должны были заполнить три «лепестка» отражающие внешность, внутренний мир и поступки главных героев Онегина и Татьяны. С данным заданием учащиеся справились легко, работая при этом в группе и обсуждая те или иные поступки героев, осуждая или наоборот оправдывая их. По завершению работы над составлением характеристики героев, при защите постера каждая из групп продолжила беседу по вопросам, раскрывающим характеры героев. В ходе такой беседы учащиеся пришли к выводу, что поступки героев определяют их будущее и если бы в первый раз, когда Татьяна написала письмо Онегину, он не отверг бы ее, то в жизни они обрели бы счастье. Поэтому, каждому человеку прежде чем, сделать какой-нибудь шаг, нужно обдумать его, чтобы после не жалеть о содеянном. Вывод был оригинален. Работу оценили по следующим критериям:

  • Материал изложен точно и логично- 3 балла максимально;

  • Глубина содержания выступления- 3 балла максимально;

  • манера изложения-2 балла максимально;

  • умение отвечать на вопросы-2 балла максимально.

В сумме группа, справившаяся с заданием на высоком уровне, должна была получить 10 баллов. Я поняла, что в процессе обмена мыслями учащиеся достигли согласия. И уже не раз я убеждаюсь в правильности того, что по сравнению с вопросами учителей, на которые ученики дают короткие ответы, диалогическая беседа является тем типом взаимодействия, при котором как учителя, так и ученики вносят в обучение существенный и значимый вклад. На предыдущем уроке, учащимся было дано задание: подготовить инсценировку по роману «Евгений Онегин». Аймекен, Шынгысхан, Ыбырай, Коныскара и Аягоз при выполнении этого задания, используя возможности современной технологий, сняли видеоролик, в котором они показали события, происходившие с начала романа до письма Татьяны к Онегину. А Тамилла, Акбота, Кайыргали, Асылмурат, Жаугазын и Данна показали инсценировку остальной части. Самим учащимся очень понравилось побывать в роли главных героев, и именно, выполняя это задание, учащиеся наиболее глубоко проанализировали произведение, определили проблему романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин", увидели нравственное пробуждение главного героя. И я, и ученики были довольны таким видом работы, поскольку они ценят усложнение задач, более мобильную и организованную работу. На стадии рефлексии применила прием «Шесть шляп мышления». Шесть шляп мышления предназначены для творческого и конструктивного мышления. Надевая шляпу мышления, учащиеся принимают на себя роль, на которую эта шляпа указывает.

Снимая шляпу конкретного цвета, уходят от этого типа мышления.

При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления. Такой метод позволяет призвать к переключению хода мысли, не обижая человека. Мы не нападаем на высказываемые мысли, а просим об изменении. Для обозначения своего мнения можно просто назвать шляпу и тем самым показать, какой тип мышления предполагается использовать. Например, просто сказав, что надеваете черную шляпу, вы получаете возможность обсуждать идею, не нападая на человека, предложившего ее.

Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к ситуации на уроке, поскольку учащиеся должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.

Метод шести шляп обогащает мышление учащихся и делает его более всесторонним. Если мы просто просим других о чем-то подумать, часто они приходят в растерянность. Однако если их приглашают исследовать предмет, используя схему шести шляп, широта их восприятия быстро возрастает. Достоинство этого приема:

  • Наглядность, простота освоения и применения.

  • Умение видеть ситуацию и решение с нескольких точек зрения.

  • Позволяет отстранить свое эго от мышления.

Завершили урок рефлексией «Устный журнал». Учащиеся высказали свое мнение по проведенному уроку: что им было понятно/непонятно, что им понравилось / не понравилось, что было легко/трудно и т.д. Анализируя проведенные мною уроки, думаю, что у меня получилось:

  • Планировать серию последовательных уроков, интегрируя тематику всех семи модулей;

  • Создать взаимоуважительные отношения с учениками;

  • Создать конструктивно направленную среду;

  • Использовать систему адекватных заданий для творческого развития учащихся;

  • Использовать оценивание для того, чтобы обучить учеников тому, как учиться.

© 2010-2022