Урок-проект по русскому языку на тему Рецензия (9 класс)

Это урок-проект, состоящий из нескольких уроков, созданный автором не без помощи паники, подступающей в связи с настигающими среднее звено федеральными стандартами. Учебный проект состоит из двух уроков и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предполагает выполнение ряда заданий (Приложение 1). На первом уроке учащиеся формулируют проблему и цель, с помощью учителя составляют примерный план написания рецензии, создают пробную модель проектного продукта, то есть пишут рецензию на предл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2.

Урок как структурная единица учебного проекта

Лобанова Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ Шалдежинской оош округа Семеновский

1. Тема урока: Рецензия

Предмет: Русский язык

Класс: 9

2. Тип урока: структурная единица учебного проекта

Учебный проект состоит их двух уроков и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность предполагает выполнение ряда заданий (см. Приложение1), на первом уроке учащиеся формулируют проблему и цель, с помощью учителя составляют план написания рецензии, создают пробную модель проектного продукта, то есть пишут рецензию на предложенное учителем произведение (работа осуществляется в группах). На втором уроке учащиеся самостоятельно создают проектный продукт, презентуют его, производят взаимооценку проекта.

3. Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться писать рецензию, уметь критически оценивать предлагаемое произведение искусства

- расширить знания учащихся об оценке текста, о рецензировании

Метапредметные:

- формулировать учебную проблему и учебную цель в рамках освоения нового материала

- планировать деятельность по достижению цели

- осуществлять учебное сотрудничество

- осуществлять поиск и выделение необходимой информации

- устанавливать связь между результатом деятельности (продукт) и тем, ради чего она осуществляется (проблема).

Личностный:

- оценивать результат и рефлексировать в отношении его личностной значимости

4. Предметное содержание урока:

Рецензия - это письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку научного, художественного и т.п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма.

Рецензия и отзыв - синонимы.

Примерный план написания рецензии:

1) Общие сведения;

2) Тема и главная мысль (о чем произведение);

3) Художественное своеобразие;

4) Общая оценка (впечатления).

Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать рецензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал характер героев, их настроение. В рецензии отмечаются художественные особенности произведения, особенности его построения, особенности авторского языка.

Важно отобразить свой взгляд на прочитанное, увиденное и пр.

5. Деятельностное содержание урока

Тема: Труд и право Класс : 9

Тип : Способ решения учебной проблемы (проблемы незнания)


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика по достижению метапредметной цели

Приёмы (элементы конструктора)

Средства

Организационная форма

Результат этапа

Подготовительный

Предлагает художественное произведение для написания рецензии.

Обсуждение кинофильма. Учащиеся выражают общие впечатления, пересказывают сюжет.

Задание: составить примерный план написания рецензии.

Карточки с вопросами.

Группы по 4 человека

Разработка примерного плана написания рецензии.

Помогает учащимся составить примерный план написания рецензии.

Сопоставляют свои впечатления с полученной информацией о написании рецензии. Систематизируют сведения.

Проектировочный

Помогает учащимся сформулировать цель и проблему

Формулируют проблему: написание рецензии - это вид работы, помогающий человеку формулировать и выражать свое мнение о чем-либо. Именно благодаря рецензиям люди знакомятся с различными книгами, фильмами, постановками. Рецензия играет значительную роль в формировании интересов и предпочтений каждого человека. Лучшие рецензии (на программные произведения) будут использованы в дальнейшей работе с учащимися.



Группы по 4 человека

Сформулированные проблема и цель проекта, формы проектного продукта в группах.

Способствует формулировке и фиксации цели проекта:

- Как написать рецензию на предложенное произведение?

Формулируют цель проекта:

каждая из групп разрабатывает блок ответов на вопросы (Приложение 1), касающихся одного из этапов написания рецензии. В группах определяют модель своего проектного продукта.

Организует учащихся, способствует определению критериев оценки проектного продукта.

Группы обмениваются ответами на доставшиеся им вопросы, ученики совместно с учителем формируют критерии оценивания проектов.

Задание: составить таблицу с критериями оценки рецензии.

Слайды, доска.


Разработанные блоки вопросов.

Разработанные критерии.

Реализация

Организует работу в проектных группах по зафиксированному плану, консультирует, наблюдает за работой групп.

В соответствии с примерным планом все учащиеся пишут рецензию на заданное произведение, руководствуясь ответами своей и других групп. Свои работы учащиеся оформляют в форме определённой модели проектного продукта.

Задание: написать рецензию.

Отдельные листы, письменные принадлежности.

Класс.

Разработанные модели проектных продуктов.

Организация и участие в представлении моделей проектных продуктов группами, обсуждении.

Презентация лучшего проектного продукта по обоюдному решению всех учащихся каждой группы. Взаимооценка проектных продуктов.



Группы по 4 человека

Класс.

Представленные модели проектных продуктов.

Оценка и рефлексия

Подведение итогов. Оценка рецензий, полученных в результате работы групп.

Корректировка действий, которые будут осуществляться на следующем уроке.

Задание: оценить представленные рецензии, самостоятельно выбрать произведение искусства (художественное произведение, кинофильм, спектакль) для самостоятельного написания рецензии.



Класс.

Оценка уровня проявления проектных действий.

Приложение 1

Задание 1

Посмотреть короткометражный фильм «Срочный ремонт» режиссера Петра Буслова (внеурочная деятельность).

Задание 2

Совместно с учителем разработать примерный план написания рецензии.

Примерный план написания рецензии:

1) Общие сведения;

2) Тема и главная мысль (о чем произведение);

3) Художественное своеобразие;

4) Общая оценка (впечатления).

Задание 3

Ответить на вопросы, касающиеся каждого этапа работы при написании рецензии.

I блок вопросов: «Общие сведения».

- В каком году вышел фильм «Срочный ремонт»?

- Кто режиссер фильма?

- Что вам известно о режиссере?

- Кто исполнил главные роли в фильме?

- Какой литературный жанр определяет жанровую специфику этого фильма?

II блок вопросов: «Тема и главная мысль (о чем произведение)».

- Кто является главным героем фильма? Опишите его.

- Как герой ориентируется в окружающем мире?

- Каков для него этот мир?

- Доволен ли герой своей жизнью?

- Как она меняется и в связи с чем?

- К какому художественному образу можно отнести этого героя (романтик, реалист, сентиментальная личность) ?

- Считаете ли вы, что финал фильма трагический?

III блок вопросов: «Художественное своеобразие».

- Новелла - это литературный жанр, как вы думаете, почему фильм создан в жанре новеллы?

- Как соотносятся передний и задний планы фильма? (Обратите внимание, что на заднем фоне периодически иллюстрируется душевное состояние героя: рисунки на стенах, антураж подвальной комнаты, в отличие от переднего плана, где «живет» герой несколько статичный, с отсутствующим выражением лица, выполняющий скупые механические действия. О чем это говорит?)

- В фильме практически нет реплик героев, нет слов, как это сказывается на художественном своеобразии фильма?

IV блок вопросов: «Общая оценка (впечатления)».

- Справились ли актеры со своей задачей?

- Были ли они вам интересны?

- Какие эмоции и чувства у вас вызвала эта история?

- Как вы думаете, что хотел «сообщить» автор зрителю?

- Нужно ли смотреть этот фильм и почему?

Задание 4

Напишите рецензию на короткометражный фильм «Срочный ремонт».

Задание 5

Критерии оценивания работы в группах

№ группы

Логика изложения материала, четкость - 1 б

Культура изложения материала - 1 б

Дополнения других групп - 1 б

Поведение в группе, умение сотрудничать - 1 б

Итог:

1 группа


2 группа


3 группа


4 группа


Домашнее задание

Выбрать произведение искусства для написания на него рецензии (высокое знание содержания книги, фильма и пр.).

© 2010-2022