Статья Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка (дистанционное обучение) в условиях реализации требований ФГОС ООО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационно-коммуникационные технологии

на уроках русского языка (дистанционное обучение)

в условиях реализации требований ФГОС ООО


Цель дистанционного обучения - создание единой информационно-образовательной среды, позволяющей обучающимся получить новые возможности в построении индивидуальной траектории обучения и расширить свои образовательные возможности.

Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность ребенка.

Весьма важным представляется понимание того обстоятельства, что самостоятельная работа - это не самообразование по собственному плану, а организуемая и управляемая учителем деятельность, направленная на достижение цели обучения.

В рамках базового курса русского языка посредством самостоятельной работы может быть успешно решена задача по формированию ИКТ-компетентности учащихся, так как в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования метапредметные результаты изучения русского языка заключаются в формировании универсальных учебных действий, многие из которых входят в состав ИКТ-компетентности.

При разработке материалов для дистанционного обучения, мы столкнулись с рядом методических задач. Большой объем материала и большое количество часов требует грамотного отбора методических источников. Дистанционное обучение предусматривает доступность и посильность изложения материала, а ФГОС требует создания проблемной ситуации и самостоятельного поиска. Наконец, в программе много часов уделено на развитие речи, а материалов для дистанционных курсов по данному разделу нет.

Поэтому в работе мы опирались не только на имеющиеся ресурсы, но и на собственные методические разработки.

При решении поставленных методических задач были реализованы главные принципы методики преподавания русского языка. Особо следует остановиться на двух моментах. 1. Удалось реализовать организацию работы с текстом, без которой речевые навыки не формируются. 2. Мы получили универсальный продукт, т.е. данный дистанционный курс может использоваться при обучении русскому языку по любой программе.

Остановимся на основных практических моментах организации работы с обучающимися курса «Русский язык» на платформе СДО Moodle (модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды). У данной системы есть ряд преимуществ, скажем о самых главных: она способствует решению учебных целей нашего образовательного учреждения, значительно повышает качество подготовки обучающихся.

При разработке учебного курса в рамках дистанционного обучения нами используются разнообразные формы представления материала: вербальные и образные. Создавая курс сетевой модели обучения, мы наполняем его содержимым в виде рисунков, схем, таблиц, текстов, звуковых презентаций, видеоматериалов. В этом смысле использование учебной среды Moodle удобно как для преподавателя, так и для обучаемых.

В целом в структуру материала включаются следующие содержательные компоненты:

  • собственно учебный материал (конспект урока);

  • видеолекция;

  • тренировочные задания (тренажер);

  • контрольные задания (тест).

При составлении конспектов занятий мы ориентируемся на принципы удобочитаемости и порционной выдачи информации для лучшего усвоения материала. Например, конспект урока может содержать цветную схему или таблицу, включать в себя иллюстрацию (рисунок), учебное наблюдение и рекомендации по запоминанию материала.

Конспект может содержать и текстовые задания, например, при изучении темы «Основная мысль текста» предлагается озаглавить текст, найти средства выразительности в нем.

В данном случае при изложении материалов лекции и составлении учебных заданий мы используем проблемное обучение, то есть обучение происходит путем «открытия нового», а не сообщения готовых знаний. Ребенок получает возможность развивать навыки самостоятельного мышления и оценивания любой ситуации, формировать умения делать выводы и прогнозы, а это пригодится ему в дальнейшей жизни. Таким образом, дистанционное обучение способствует социализации обучающихся.

Следующий содержательный компонент занятия в рамках дистанционного обучения - видеолекция. Мультимедийное представление учебной информации дает возможность использовать подсознательные реакции обучающегося, способствует эффективному восприятию и запоминанию материала. Например, видеолекция «Чтение как вид речевой деятельности».

Как видите, дистанционный курс русского языка модульный, он позволяет обучающемуся четко осознавать свое продвижение от одного законченного блока материала к другому. Последовательное выполнение заданий, предлагаемых в ходе лекций, приводит к успешному освоению темы в отдельности и курса в целом. Следовательно, разработанный нами модуль оказывает позитивное влияние на школьников, а именно, способен повысить мотивацию ребенка к процессу обучения, творческий и интеллектуальный потенциал обучаемого за счѐт самоорганизации.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Учитель в зависимости от успехов ученика может корректировать его работу, предлагать дополнительные, ориен-тированные на конкретного обучающегося учебные материалы. Например, в рамках занятия «Основная мысль текста» предлагается на выбор, в зависимости от уровня подготовленности ученика, выполнить такие задания (базовый и углубленный уровни).

Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик имеет возможность выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса, что очень важно.

Один из основных содержательных компонентов занятия в рамках дистанционного обучения - тренажеры и тесты. Они помогают обучающимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала. По результатам выполнения контрольных заданий, учитель может выставлять оценки и давать комментарии.

За счет использования автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданий для самоконтроля ускоряется процесс получения образования. Это позволяет обучающемуся разумнее, рациональнее планировать свое время, совершенствует его умения взаимодействовать с компьютерной техникой, самостоятельно принимать ответственные решения.

Таким образом, внедрение дистанционного обучения, позволяющее использовать самые современные формы информационного обмена и взаимодействия, предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей. Применение дистанционных технологий в обучении школьников в сочетании с современными информационными технологиями даёт возможность совершенствоваться учителю и создавать условия для развития своих учеников, выполнять основную задачу требований ФГОС ООО - научить ребенка учиться, помочь ему быть успешным.




© 2010-2022