- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Роль русского языка в духовном становлении учащегося
Роль русского языка в духовном становлении учащегося
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Габдулхаков Ф.А. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ И ПОДГОТОВКЕ ИХ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ
Габдулхаков Ф.А. , доцент кафедры преподавания языков Наманганского областного института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров
Родной язык можно сравнить с окном, через которое мы смотрим на мир. Освоение еще одного языка дает человеку возможность созерцать этот мир уже через два окна. Только при этом не надо забывать о том, что некоторые «окна», «приобретенные» таким образом, могут оказаться очень скромными в своих размерах и возможностях. Отдельные языки в этом плане будут напоминать всего лишь маленькие форточки. В целом людей плохих языков не бывает - если на одном языке могут общаться, хотя бы всего 2 человека, этот язык уже можно назвать идеальным средством общения для них. В этом плане языки нельзя сравнивать и оценивать. Мой язык, моя родина, моя мама - эти слова находятся в одном ряду и являются самыми святыми понятиями. Это без какого-либо сомнения. Но не надо забывать и о том, что в плане выполняемых ими функций, языки, все же, различаются. На русском языке накоплен огромный объем информации о современном мире. На этом языке сегодня создается, фиксируется, хранится и распространяется самая передовая информация. Следовательно, без знания русского языка очень трудно ориентироваться в современном мире.
Получается, что русский язык выполняет функцию огромного окна с панорамным видением, через которое видны самые яркие краски и подробности окружающей действительности. Потому и стремятся люди овладеть им. И это объясняется очень просто - во всех сферах своей деятельности человек выбирает наиболее оптимальное, самое удобное средство. С этой точки зрения русский язык является весьма подходящим для многих универсальным языком. В то же время известно, что человек, овладевший новым языком, становится не только билингвом, но более высокого уровня ценителем своего родного языка, родной культуры и традиций.
Отношение к русскому языку в нашей стране всегда было позитивным, теплым. К русскому языку всегда было особое внимание, а носители этого языка постоянно находились и теперь находятся под пристальным взором окружающих. Это связано с тем, что картина мира, созданная на русском языке, отличается полнотой и масштабностью. Конечно же, это обстоятельство не могло оставаться незамеченным людьми.
Преподавание русского языка в Узбекистане переживает ныне, как все остальные сферы социальной жизни, период коренной перестройки. Это переоценка ценностей, пересмотр целей, задач, методов, материалов и т. п. Не имеет смысла говорить сейчас об огромных переменах в этой сфере, буме общественного интереса, о взрыве мотивации, о коренном изменении в отношении к изучению языков по вполне определенным социально-историческим причинам - это все слишком очевидно. Новое время, новые условия потребовали немедленного и коренного пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов преподавания иностранных языков, в том числе и русского языка. Эти новые условия гарантируют стремительное вхождение республики в мировое сообщество, создают благоприятные условия для развития экономики нашего государства.
Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели русского языка вновь оказались в центре общественного внимания: нетерпеливые легионы специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности требуют обучения их русскому языку как орудию производства. Этих людей не интересует ни теория, ни история языка - он требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения. Все это говорит в пользу идеи о необходимости особого, более продуманного подхода к проблемам обучения русскому языку. Цели обучения русскому языку необходимо определять шире, включая в список решаемых задач воспитание будущих носителей языка в духе современных требований. Владение языком предопределяет особого, более внимательного отношения ко многим сопутствующим факторам - к народу, язык которого изучается, к его культуре, традициям, литературе. Тесная связь и взаимозависимость преподавания русского языка и межкультурной коммуникации настолько очевидны, что вряд ли нуждаются в пространных разъяснениях. Подготовка к межкультурному диалогу должна стать основной целью обучения русскому языку.
К величайшему огорчению, нужно признать, что большая часть людей, прошедших через школьный курс обучения, так и остается вне зоны влияния данной красивой идеи. Причина тут в плохой постановке процесса обучения русскому языку, излишней теоретизации учебных материалов. О каком взаимопонимании может идти речь, когда твой собеседник тебя не понимает. Призывы ценить и уважать то, что не понято, не осознано, результатов не давали никогда. Не секрет, что пренебрежительное отношение к представителям другой национальности, другой культуры в людях формируется, прежде всего, из-за непонятности их языка. В создавшихся условиях для удовлетворения социально-исторических потребностей общества необходимо определить оптимальные принципы обучения русскому языку. Основные принципы этого направления можно сформулировать так:
1) изучать языки функционально, в плане использования их в разных сферах жизни общества: в науке, технике, экономике, культуре т. п.;
2) обобщить огромный практический и теоретический опыт преподавания иностранных языков специалистами других стран;
3) научно обосновать и разработать методы обучения языку как средству общения между профессионалами, как орудию производства;
4) изучать языки в синхронном срезе, на широком фоне социальной, культурной, политической жизни народов, говорящих на этих языках, то есть в тесной связи с миром изучаемого языка;
5) разработать модель подготовки преподавателей русского языка как специалистов по международному и межкультурному общению, специалистов по связям с общественностью.
Основная задача преподавания русского языка в Узбекистане в настоящее время - это обучение языку как реальному и полноценному средству общения, подготовка гармонично развитого поколения с соответствующими личностными качествами. Решение этой прикладной, практической задачи возможно лишь на фундаментальной теоретической базе. Для создания такой базы необходимо:
1) приложить результаты теоретических трудов по формированию гармонично развитого поколения к практике преподавания русского языка;
2) теоретически осмыслить и обобщить огромный практический опыт преподавателей русского и иностранных языков;
3) совершенствовать процесс подготовки учителей русского языка и с учетом вышеперечисленных требований внести в программы такие дисциплины, как психолингвистика, риторика, спецкурс «Основы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка».
Литература
1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., Наука, 1987
2. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., Русский язык, 1990