Роль русского языка в духовном становлении учащегося

Мысли о роли русского языка в духовном развитии личности Ф.А. Габдулхаков  РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ И ПОДГОТОВКЕ ИХ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ Габдулхаков Ф.А. , доцент кафедры преподавания языков Наманганского областного института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров Родной язык можно сравнить с окном,  через которое мы смотрим на мир. Освоение еще одного языка дает человеку возможность созерцать этот мир уже через два окна. Только при этом не надо забывать о том, что некоторые «окна», «приобретенные» таким  образом, могут оказаться очень скромными в своих размерах и возможностях. Отдельные языки в этом плане  будут напоминать  всего лишь маленькие форточки. В целом людей плохих языков не бывает – если на одном языке могут общаться, хотя бы всего 2 человека,...  Получается, что русский язык   выполняет функцию огромного окна с панорамным видением, через которое видны самые яркие краски и подробности окружающей  действительности. Потому и стремятся люди овладеть им. И это объясняется  очень  просто – во всех сферах своей деятельности  человек выбирает наиболее оптимальное, самое удобное средство. С этой точки зрения русский  язык является весьма подходящим для многих универсальным языком. В то же время известно, что человек, овладевший новым языком, ста... Отношение к русскому языку в  нашей стране всегда было позитивным, теплым. К русскому языку    всегда было особое внимание,  а носители  этого языка постоянно  находились и теперь находятся под пристальным взором окружающих. Это связано с тем, что картина мира, созданная на русском языке, отличается полнотой и масштабностью. Конечно же, это обстоятельство не могло оставаться незамеченным людьми. Преподавание русского языка в Узбекистане переживает ныне, как все остальные сферы социальной жизни, период коренной перестройки. Это  переоценка ценностей, пересмотр целей, задач, методов, материалов и т. п.  Не имеет смысла говорить сейчас об огромных переменах в этой сфере,  буме общественного интереса, о взрыве мотивации, о коренном изменении в отношении к изучению языков по вполне определенным социально-историческим причинам - это все слишком очевидно. Новое время, новые условия потребовали... Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели русского  языка вновь оказались в центре общественного внимания: нетерпеливые легионы специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности требуют   обучения  их русскому языку как орудию производства. Этих людей не интересует ни теория, ни история языка - он требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в к...  К величайшему огорчению, нужно признать, что большая часть людей, прошедших через школьный курс обучения, так и остается  вне зоны влияния  данной красивой идеи.  Причина тут  в  плохой постановке процесса обучения  русскому языку, излишней теоретизации учебных материалов. О каком взаимопонимании может идти речь, когда твой собеседник тебя не понимает. Призывы ценить и уважать то, что не понято, не осознано, результатов не давали никогда. Не секрет, что пренебрежительное отношение к представите...  1) изучать языки функционально, в плане использования их в разных сферах жизни общества: в науке, технике, экономике, культуре т. п.;  2) обобщить огромный практический и теоретический опыт преподавания иностранных языков специалистами других стран; 3) научно обосновать и разработать методы обучения языку как средству общения между профессионалами, как орудию производства;  4) изучать языки в синхронном срезе, на широком фоне социальной, культурной, политической жизни народов, говорящих на этих языках, то есть в тесной связи с миром изучаемого языка; 5) разработать модель подготовки преподавателей русского языка как специалистов по международному и межкультурному общению, специалистов по связям с общественностью.  Основная задача преподавания русского  языка в  Узбекистане в настоящее время - это обучение языку как реальному и полноценному средству общения, подготовка гармонично развитого поколения с соответствующими личностными качествами.  Решение этой прикладной, практической задачи возможно лишь на фундаментальной теоретической базе. Для создания такой базы необходимо: 1) приложить результаты теоретических трудов по формированию гармонично развитого поколения к практике преподавания русского языка; 2) теоретически осмыслить и обобщить огромный практический опыт преподавателей русского и иностранных языков; 3) совершенствовать процесс подготовки учителей русского языка и с учетом вышеперечисленных требований внести в программы такие дисциплины, как психолингвистика, риторика, спецкурс «Основы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка». Литература             1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., Наука, 1987            2. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., Русский язык, 1990  ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ          Язык является основным средством общения людей. Трудно представить себе общество без языка. Вместе с тем, на проблемы формирования и развития навыков общения в процессе обучения языком уделяется особое внимание только в последнее время.         Современное языкознание определяет язык как возможность, речь – продуктом, а обще...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ И ПОДГОТОВКЕ ИХ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ДИАЛОГУ

Габдулхаков Ф.А. , доцент кафедры преподавания языков Наманганского областного института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Родной язык можно сравнить с окном, через которое мы смотрим на мир. Освоение еще одного языка дает человеку возможность созерцать этот мир уже через два окна. Только при этом не надо забывать о том, что некоторые «окна», «приобретенные» таким образом, могут оказаться очень скромными в своих размерах и возможностях. Отдельные языки в этом плане будут напоминать всего лишь маленькие форточки. В целом людей плохих языков не бывает - если на одном языке могут общаться, хотя бы всего 2 человека, этот язык уже можно назвать идеальным средством общения для них. В этом плане языки нельзя сравнивать и оценивать. Мой язык, моя родина, моя мама - эти слова находятся в одном ряду и являются самыми святыми понятиями. Это без какого-либо сомнения. Но не надо забывать и о том, что в плане выполняемых ими функций, языки, все же, различаются. На русском языке накоплен огромный объем информации о современном мире. На этом языке сегодня создается, фиксируется, хранится и распространяется самая передовая информация. Следовательно, без знания русского языка очень трудно ориентироваться в современном мире.

Получается, что русский язык выполняет функцию огромного окна с панорамным видением, через которое видны самые яркие краски и подробности окружающей действительности. Потому и стремятся люди овладеть им. И это объясняется очень просто - во всех сферах своей деятельности человек выбирает наиболее оптимальное, самое удобное средство. С этой точки зрения русский язык является весьма подходящим для многих универсальным языком. В то же время известно, что человек, овладевший новым языком, становится не только билингвом, но более высокого уровня ценителем своего родного языка, родной культуры и традиций.

Отношение к русскому языку в нашей стране всегда было позитивным, теплым. К русскому языку всегда было особое внимание, а носители этого языка постоянно находились и теперь находятся под пристальным взором окружающих. Это связано с тем, что картина мира, созданная на русском языке, отличается полнотой и масштабностью. Конечно же, это обстоятельство не могло оставаться незамеченным людьми.

Преподавание русского языка в Узбекистане переживает ныне, как все остальные сферы социальной жизни, период коренной перестройки. Это переоценка ценностей, пересмотр целей, задач, методов, материалов и т. п. Не имеет смысла говорить сейчас об огромных переменах в этой сфере, буме общественного интереса, о взрыве мотивации, о коренном изменении в отношении к изучению языков по вполне определенным социально-историческим причинам - это все слишком очевидно. Новое время, новые условия потребовали немедленного и коренного пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов преподавания иностранных языков, в том числе и русского языка. Эти новые условия гарантируют стремительное вхождение республики в мировое сообщество, создают благоприятные условия для развития экономики нашего государства.

Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели русского языка вновь оказались в центре общественного внимания: нетерпеливые легионы специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности требуют обучения их русскому языку как орудию производства. Этих людей не интересует ни теория, ни история языка - он требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения. Все это говорит в пользу идеи о необходимости особого, более продуманного подхода к проблемам обучения русскому языку. Цели обучения русскому языку необходимо определять шире, включая в список решаемых задач воспитание будущих носителей языка в духе современных требований. Владение языком предопределяет особого, более внимательного отношения ко многим сопутствующим факторам - к народу, язык которого изучается, к его культуре, традициям, литературе. Тесная связь и взаимозависимость преподавания русского языка и межкультурной коммуникации настолько очевидны, что вряд ли нуждаются в пространных разъяснениях. Подготовка к межкультурному диалогу должна стать основной целью обучения русскому языку.

К величайшему огорчению, нужно признать, что большая часть людей, прошедших через школьный курс обучения, так и остается вне зоны влияния данной красивой идеи. Причина тут в плохой постановке процесса обучения русскому языку, излишней теоретизации учебных материалов. О каком взаимопонимании может идти речь, когда твой собеседник тебя не понимает. Призывы ценить и уважать то, что не понято, не осознано, результатов не давали никогда. Не секрет, что пренебрежительное отношение к представителям другой национальности, другой культуры в людях формируется, прежде всего, из-за непонятности их языка. В создавшихся условиях для удовлетворения социально-исторических потребностей общества необходимо определить оптимальные принципы обучения русскому языку. Основные принципы этого направления можно сформулировать так:

1) изучать языки функционально, в плане использования их в разных сферах жизни общества: в науке, технике, экономике, культуре т. п.;

2) обобщить огромный практический и теоретический опыт преподавания иностранных языков специалистами других стран;

3) научно обосновать и разработать методы обучения языку как средству общения между профессионалами, как орудию производства;

4) изучать языки в синхронном срезе, на широком фоне социальной, культурной, политической жизни народов, говорящих на этих языках, то есть в тесной связи с миром изучаемого языка;

5) разработать модель подготовки преподавателей русского языка как специалистов по международному и межкультурному общению, специалистов по связям с общественностью.

Основная задача преподавания русского языка в Узбекистане в настоящее время - это обучение языку как реальному и полноценному средству общения, подготовка гармонично развитого поколения с соответствующими личностными качествами. Решение этой прикладной, практической задачи возможно лишь на фундаментальной теоретической базе. Для создания такой базы необходимо:

1) приложить результаты теоретических трудов по формированию гармонично развитого поколения к практике преподавания русского языка;

2) теоретически осмыслить и обобщить огромный практический опыт преподавателей русского и иностранных языков;

3) совершенствовать процесс подготовки учителей русского языка и с учетом вышеперечисленных требований внести в программы такие дисциплины, как психолингвистика, риторика, спецкурс «Основы духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка».

Литература

1. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., Наука, 1987

2. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М., Русский язык, 1990

© 2010-2022