Урок на тему Поэтический мир Тютчева

Цель: Ввести учащихся в поэтический мир Тютчева, заинтересовать их творчеством поэта. Воспитать любовь к природе, родному краю. Оборудование: портреты, выставка книг поэта. Эпиграф к уроку: Тютчев – один из величайших лириков, существовавших на земле.                  А.Фет В своих стихах Тютчев отожествляет человеческую жизнь с жизнью природы путем олицетворения. Тогда образ природы становится символом человеческой  жизни. Образы- олицетворения создаются поэтом из метафор. Метафоричность – хара...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Поэтический мир Ф.И.Тютчева

Цель: Ввести учащихся в поэтический мир Тютчева, заинтересовать их творчеством поэта.

Воспитать любовь к природе, родному краю.

Оборудование: портреты, выставка книг поэта.

Эпиграф к уроку: Тютчев - один из величайших лириков, существовавших на земле. А.Фет

Ход урока:

Учитель: Поэт и время. Проблема настолько сложная, насколько и вечная, нерушимая. Это величины, несуществующие друг без друга.Поэту открыты тайны прошлого, настоящего и будущего.Но именно Времени дано судить , станет ли он Поэтом.(Слайд 1-5)

Тютчев не писал ни прозы, ни пьес, ни статей. Все, что осталось после пятидесяти лет его работы в литерат3уре - это небольшой сборник стихотворений, о котором так точно и ёмко сказал А.А.Фет:» Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей».

Литературовед: В своих стихах Тютчев отожествляет человеческую жизнь с жизнью природы путем олицетворения. Тогда образ природы становится символом человеческой жизни. Образы- олицетворения создаются поэтом из метафор. Метафоричность - характерная черта поэзии Тютчева. Например: «Лазурь небесная смеется…», «лениво дышит полдень мглистый…», «поют деревья, блещут воды…». У Тютчева много стихотворений о природе. Но нельзя сказать, что Тютчев - певец русской природы. Изображение природы скорее для него повод, чтобы сказать о человеке, о его слиянии с природой. Так в стихотворении «Осенний вечер» «короткая улыбка увяданья» и «божественная стыдливость страдания» - это не только поэтическая метафора, но и соотношение природы с самочувствием человека в определенные моменты его жизни.(Слайд 6-8)

Ученик: «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею,

И, как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумным мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Биограф:

Любовь для Тютчева - сложнейшее человеческое чувство. Оно вдохновило поэта на создание гениальной интимной лирики. В1826 году Тютчев женился на Элеоноре Петерсон. (Слайд 9). В 1840 году, после смерти своей первой жены женился во второй раз на Элеоноре Афеффель.(Слайд 10) Мы коснемся только одной главы в биографии поэта,его последней любви к Елене Денисьевой. Их знакомство состоялось в конце 40-х годов в Смольном институте, где учились старшие дочери Тютчева. (Слайд 11)

Ученик : «Предопределение»

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье.

И роковое их слиянье,

И поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет, наконец…

Ученик: «Не говори: меня он любит…»

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу... им, им одним живу я -

Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...

Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Денисьева: Елене Александровне 24 года. Бедна, но родовита. Такие девушки, как правило,выходят за худородных, но богатеньких, и .если не счастливы, то довольны. А тетка - инспектриса Смольного института, в котором воспитываются дочки дипломата и остроумца господина Тютчева. Озабоченная судьбой племянницы, тетка водит ее по разным богатым домам, где балы и роскошь, женихи и спокойствие завтрашнего дня. Сама же племянница обладает «счастливой наружностью», умна и прелестна, эмоциональна, но энергична, весела - словом, счастлив будет тот балбес. которого одарит она своим вниманием.

Тютчев: Молодым балбесом оказался 47 летний дипломат, отец 3-х детей, недавно вернувшийся из заграничной службы. Он рано поседел, и в разговорах за глаза его называют «старичком».

Денисьева: Маленький, худенький, седенький - старенький. И девушка - блестящая, как летний день. Что же это такое? Что это за пара? Но подождите, давайте послушаем современника.

Тютчев: Да уж какой там седенький старичок! Лев в силе и мощи , лев ума и проницательности, здесь ,в этой гостиной, приоткрывшей только крохотную часть своего всеохватного гения. И при чем тут возраст, рост и седина? И Денисьева увидела, поняла, влюбилась, сожгла все мосты.

Денисьева: Скрыть свои отношения от всезнающего , пропитанного сплетнями Петербурга, оказалось невозможным. Для Елены Александровны двери всех домов захлопнулись, тетка ее была вынуждена оставить Смольный институт, от Денисьевой отрекся родной отец. Елена Александровна хлебнула сполна из горькой чаши. Но ведь их было двое - виновных. Греховных. У них родится трое детей, все - Тютчевы, все - незаконнорожденные.

Тютчев: Если Денисьева была отвергнута «Светом», то Тютчев по-прежнему оставался завсегдатаем петербургских аристократических салонов… С семьей Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться на это. Он не был однолюбом… и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Поэт сознаал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой чувств, с каким они относились к нему.

Денисьева: Елена Денисьева подарила Тютчеву 14 лет любви, счастья, боли. Она умерла от чахотки . Ей было 38 лет.

Тютчев: Все кончено - вчера мы ее похоронили. Что это такое? Что случилось? О чем это я вам пишу - не знаю… во мне все убито:мысль, чувство, память - все…

Ученик: «Еще томлюсь тоской желаний…»

Еще томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой -

И в сумраке воспоминаний

Еще ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

Ученик: «Весь день она лежала в забытьи…»

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь - его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала - увлечена,

Погружена в сознательную думу…

И вот, как бы беседуя с собой,

Сознательно она проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как все это я любила!»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить -

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!.. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

III Обобщение , повторение изученного на уроке.(Слайд 12,13)

IV Итоги урока, оценка работы класса.

V Домашнее задание.Выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева (на выбор).

Урок на тему Поэтический мир Тютчева.

Урок на тему Поэтический мир Тютчева.

Элеонора Петерсон



Урок на тему Поэтический мир Тютчева.

Эрнестина Пфеффель



Урок на тему Поэтический мир Тютчева.

Елена Денисьева

© 2010-2022