- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Обобщение по теме Деепричастие
Обобщение по теме Деепричастие
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Баздырева Е.А. |
Дата | 06.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок №
Тема Обобщение и систематизация
материала по теме «Деепричастие»
Цели
Оборудование
Тип
Учитель
Слайд 2
Отработать практические умения обра-зовывать деепричастия; совершенствовать навыки правописания деепричастий. За-креплять умение правильно ставить знаки препинания при деепричастных оборотах.
ИД, презентация, карточки.
Обобщающий, урок - путешествие
Ход урока
Сегодня мы продолжаем путешествие по стране «Деепричастие», посетим глав-ные достопримечательности городов этой удивительной страны.
Самый главный город и самое известное место - это Деепричастник. Здесь мы вмес-те с Незнайкой на проспекте «Теоретичес-ком» вспомним самые важные сведения. Зайдём на площадь «Словообразования», где вспомним, как образуются деепричас-тия. Пройдём по главным улицам «Орфо-графическая» и «Пунктуационная», вспом-ним ещё раз правила «уличного движе-ния», т.е. правописания. Последний пункт - площадь «Стилистическая», здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.
Итак, в путь!
1. Основная часть урока.
1) Проспект Теоретический
Слайд 3
Слайды 4-5
Цель:
Слайд 6
Цель:
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
- Что же это - деепричастие?
- Деепричастие - это самостоятельная часть речи или форма глагола?
проверка теоретических знаний учащихся.
-
Решите кроссворд. Впишите в клетки деепричастия.
проверка умения отличать Деепричастия от других частей речи.
-
Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях.
Прочитайте стихи, найдите деепричастия, докажите, что выбранные вами слова -дее-причастия.
- Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?
2) Площадь Словообразовательная
Для того чтобы не делать орфографичес-ких ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образова-ны.
Расскажите, что вам известно о деепричас-тиях совершенного и несовершенного вида
-
Распределительный диктант (по ва-риантам).
Физминутка
Слайд 10
Слайд 11 Задание всему классу:
ПК Фраза»
Слайд 12
Слайд 13 Задание всему классу:
Слайд 14
Задание:
Слайды 15-16
Самостоя-тельная
работа:
3) Улица «Орфографическая»
- С какой орфограммой мы познакомились, изучая тему «Деепричастие»? (правописание НЕ с деепричастиями)
-
списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму.
-
Индивидуальная работа за компьюте-ром .
4) Улица «Пунктуационная»
-
найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его.
5) Площадь «Стилистическая»
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда за-мечаем грамматические ошибки.
исправить ошибки в употреблении деепри-частий, добавить деепричастные и причас-тные обороты.
Раздаточный материал
1. Сегодня я вышел на улицу, пошел, как обычно, на залив поглядеть на лед, на деревья. Поначалу я даже не понял ничего: берёзы стояли (свесить вниз ветки), обли-
тые сверкающим льдом! Впечатление бы-ло такое, что вдруг все ветки обернули в блестящую бумагу или залили стеклом, и теперь они (звенеть и переливаться на солнце), стали похожи на праздничные са-люты. И я подумал: может быть, наши далёкие предки (наблюдать за природой и видеть такую красоту), и придумали укра-шать деревья различными тряпочками, ве-рёвочками и тому подобными вещами?
2. Удивительно, как меняется природа в зависимости от времени года. Зимой, если выпал снег, деревья покрыты снежным по-кровом, между ними птичьи и звериные цепочки следов или просто нетронутая це-лина снега, около стволов упавших деревь-ев целые сугробы! И уже совсем другое ощущение леса, когда снега зимой нет. Лес стоит голый, чёрный, (поднять к небу скрюченные от холода, чёрные руки с рас-топыренными пальцами-веточками).
Ощущение дикого, сказочного леса из како-го-нибудь кинофильма о злодеях! В таком бесснежном зимнем лесу становиться как - то не по себе: идёшь по нему, а мох под твоими ногами проваливается, (хрустеть тонким ледком), голые бугры дюн тоже покрыты тонкой ледяной корочкой и нуж-но очень внимательно смотреть под ноги, чтобы не поскользнуться и не упасть!
Среди деревьев видны большие простран-ства замёрзшей воды, идёшь по ним и бо-
Д/З
ишься провалиться, но лёд только потре-
скивает под ногами и держит. Часа пол-тора - два бродил я по лесу, всё смотрел и смотрел вокруг, (вглядываться в это чудо природы), и не мог наглядеться! Наконец, (устать и слегка озябнуть), вернулся домой.
Работа консультантов
проверка знаний и умений по изученной теме.
2. Итоги урока
-
Мини - сочинение «Зима в городе» (испол. д/о, п/о); или
-
подобрать из поэтических текстов примеры с использованием деепричастий;
-
выполнить морфологический разбор 2 деепричастий;
индивидуальная работа по карточкам (слабым учащимся).