• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Рабочая программа объединения дополнительного образования «Сочинение? Легко!» для 10 класса общеобразовательной школы 1 час в неделю (34 часа) на 2015 -2016 учебный год

Рабочая программа объединения дополнительного образования «Сочинение? Легко!» для 10 класса общеобразовательной школы 1 час в неделю (34 часа) на 2015 -2016 учебный год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Спасская средняя общеобразовательная школа



«Согласовано»

Заместитель директора по ВР МБОУ Спасской СОШ


__________Колденкова О.В.


«__»________________2015г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Спасской СОШ


_____________ Ефремкин В.К.


«__»__________________2015г.









Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Сочинение? Легко!»

для 10 класса общеобразовательной школы

1 час в неделю (34часа)

на 2015 -2016 учебный год

Разработана учителем

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Куланхиной Еленой Анатольевной




г. Спасск - 2015


Пояснительная записка

Программа разработана для учащихся 10 класса с целью подготовки к сдаче экзаменационного сочинения, являющегося одним из этапов допуска к сдаче Единого Государственного Экзамена.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важнейших мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

В процессе освоения курса учащиеся получат навыки анализа художественных произведений, познакомятся с теоретическим материалом, терминами и принципами создания собственного текста по законам сочинения - рассуждения.

Цели курса:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий ; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

- помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений;

Задачи курса:

- подготовка учащихся 10 класса к написанию итогового сочинения по литературе, которое является допуском ко всем экзаменам ГИА;

- формирование навыков создания композиционно целостного оригинального сочинения с использованием текстов произведений мировой и отечественной литературы.

Формы контроля: теоретические знания, полученные в процессе обучения, закрепляются при выполнении практических заданий, непрерывного тренинга выявления стилевых особенностей различных текстов и выбора собственных композиционных решений для сочинения, что является залогом самостоятельной успешной работы над экзаменационным сочинением - рассуждением.

Планируемые результаты

В ходе изучения данного курса у выпускника должны быть сформированы следующие умения , позволяющие ему получить «зачёт» по критериям оценивания итогового сочинения - рассуждения по литературе:

-умение рассуждать на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия;

-умение использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции;

-умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему;

-умение точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляя термины, избегая речевых штампов.

Календарно - тематическое планирование


Тема

занятия

Кол-во

часов

Содержание

дата

1

Требования к композиции и структуре классического сочинения - рассуждения.

Композиция создаваемого текста

1

Понятия текста, темы , идеи , литературного образа, сюжета, пафоса произведения. Роль ключевых слова в создании собственного текста.

Тезис - доказательства (аргументы) -вывод

4.09

2

Критерии оценивания итогового сочинения по литературе

1

Знакомство с критериями (сайт ФИПИ)

3-6

«Время» (направление №1)

4

Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения - человек и время, общество и эпоха. Подбор материала для аргументации

7-10

«Дом» (направление №2)

4

Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Подбор материала для аргументации

11-14

«Любовь» (Направление№3)

4

Направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах. Подбор материала для аргументации

15-18

«Путь» (Направление№4)

4

Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Подбор материала для аргументации

19-22

«Год литературы» (Направление№5)

4

Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой - обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе. Подбор материала для аргументации.

23-26

Смысловая цельность и логическая последовательность изложения: смысловые и логические особенности абзаца; лексические связи между предложениями.

4

Практическая работа: создание текста, отвечающего требованиям логической последовательности и смысловой цельности. Отработка навыков по подбору материала.

27-30

Стили речи и типы речи: требования к стилистической цельности создаваемого текста.

4

Отработка навыков по продолжению текста в определенной стилевой направленности

31

Особенности написания сочинения с использованием текста-повествования:

динамика развития событий как основа сюжета

выявление кульминационных моментов для использования в своем сочинении

1

Практикум: Создание сочинения на основе текста-повествования

32

Особенности написания сочинения с использованием текста-описания:

функции и роль пейзажа в прозаических произведениях

художественное своеобразие пейзажной лирики

1

Практикум: Создание сочинения на основе анализа текста-описания

33-34

Особенности написания сочинения с использованием текста-рассуждения:

рассуждение как способ выявления авторской позиции; рассуждение как прием самораскрытия героев

2

Практикум: Создание сочинения на основе текста-рассуждения


Литература для учителя

1. Красовская С.И., Шутан М. И., Певак Е. А., Неретина Т. А.,Моисеева В. Г.

«Сочинение? Легко!» М: Просвещение , 2014г.

2. Щербакова О.И. «Виды сочинений по литературе 10-11 классы» М: Просвещение , 2014г.

3. Ильин, Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. Рекомендации для поступающих в вузы. - 2-е изд. - М.: Школа - Пресс, 1995.

4. Калганова, Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 1997.

5. Козловская, Н.В., Сергеева, Е.В. Экзаменационное сочинение. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. - СПб,: Паритет, 2000.

6. Крундышев, А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. - М.: Просвещение, 1987.

7. Лазаренко, Г.П. Школьное сочинение как литературный жанр. - М., 1990.

8. Леонов, С.В. Развитие речи учащихся на уроках литературы. - М.: Флинта, 1994.

9. Обернихина, Г.А. Как писать сочинение. - М.: РИПКРО, 1989.

10. Обернихина, Г.А. Сочинения на литературную тему: пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2000.

11. Озеров, Ю.А. Раздумья перед сочинением. - М.: Просвещение, 1990.

12.Письменный и устный экзамены по литературе и русскому языку: пособие для старшеклассников и абитуриентов / под ред. Маранцмана В.Г. - СПб.: Специальная литература, 1996.

13. Приложение «Литература» к газете «Первое сентября» №11, 1999; №10, №15, 2000; №10, 2001; №8, 2002.

14. Руссова, Н.Ю. Как писать сочинения, изложения, диктант. - Н. Новгород, 1994.

15.Карнаух, Н.Л., Щербина, И.В. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. - М.: ДРОФА, 2002.

16.Коган, И.И., Козловская, Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении. - СПб.: САГА, 2003.

Литература для учащихся

1. Лимонад, Т.В. С сочинением на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. - М.: Школьная пресса, 2001.

2. Лион, П.Э., Лохова, Н.М. Литература: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 1999.


© 2010-2022