Рабочая программа по литературе для 10-11 классов (профильный уровень)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МАОУ «ГИМНАЗИЯ» г.РЕУТОВ




«СОГЛАСОВАНО»

на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

Руководитель ___________ Сироткина С.В.

Протокол № 1

от _____________


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_______________

Т.И. Яшина

________________


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ «Гимназия»

_____________

Е.А. Питьева

_____________




М.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе

10 - 11 класс

(профильный уровень)

Составители:

Сироткина Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы высшей категории;

Шашина Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы высшей категории;

Яшина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы высшей категории






2012-2013

Пояснительная записка

Программа:

Программа «Литература. 10 класс», «Литература. 11 класс»

Автор программы Лебедев Ю.В.

Учебно-методический комплект (наименование, автор, класс):

Лебедев Ю.В. «Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях». - М.: Просвещение, 2011.

В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский; под ред. В П. Журавлева «Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях». - М.: Просвещение, 2011.

Структура и содержание курса:

Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщение учащихся к богатствам русской литературы, развитие у них способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, идейно-нравственной позиции школьников.

Для обязательного чтения предназначены литературные произведения, представляющие золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, соответствие задачам развития и возрастным особенностям учащихся, а также культурно-исторические традиции.

На ступени основного общего образования предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. На завершающем этапе основного общего образования, то есть в 9-м классе, усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.

В 10-м классе художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности. Такое построение перечня произведений определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.

Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется содержание литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.

Программа построена следующим образом:

• Литература первой половины XIX века

• Литература второй половины XIX века (10 класс).

Учебный материал в программе объединен на базе сочетания проблемно-тематического и хронологического принципов.

В 11-м классе художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности - от начала XX века до новейшего времени. Такое построение перечня произведений определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.

Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется содержание литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.

Программа построена следующим образом:

• Литература первой половины XX века

• Литература второй половины XX века (11 класс).

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.

Учебный материал в программе объединен на базе сочетания проблемно-тематического и хронологического принципов.

Цели и задачи программы:

Цели литературного образования в средней (полной) школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

- формирование гуманистического мировоззрения; национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностей, о множественности литературно-художественных стилей;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.

Тематическое планирование как одна из важнейших аспектов Рабочей программы составлено с учетом реализации целей и задач на профильном уровне литературного образования в средней школе.

В разделы тематического планирования включены также:

- сведения об историко-литературном процессе;

- формирование эстетических, теоретико-литературных понятий;

- виды деятельности учащихся по развитию речи.

На осуществление литературного образования на профильном уровне в 10 и 11 классах отводится 170 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся по литературе на профильном уровне.


К концу 10 класса ученик должен знать / понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурной контекст и творческую историю изучаемых произведений;

  • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

  • выразительно читать изученные произведения или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  • для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлением художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

В результате изучения литературы на расширенном уровне одиннадцатиклассники должны знать/понимать

  • содержание/художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений; значение исторических и литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося;

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни/творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате освоения программы выпускники должны уметь:

  • устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • анализировать и интерпретировать произведение;

  • соотносить художественную литературу с жизнью и культурой;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её, характеризовать особенности стиля писателя;

  • строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

  • использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;

  • готовить учебно-исследовательские работы.


© 2010-2022