- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 10-11 классов (профильный уровень)
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов (профильный уровень)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сироткина С.В. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАОУ «ГИМНАЗИЯ» г.РЕУТОВ
| ||
«СОГЛАСОВАНО» на заседании МО учителей гуманитарного цикла Руководитель ___________ Сироткина С.В. Протокол № 1 от _____________
| «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _______________ Т.И. Яшина ________________
| «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «Гимназия» _____________ Е.А. Питьева _____________
М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе
10 - 11 класс
(профильный уровень)
Составители:
Сироткина Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы высшей категории;
Шашина Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы высшей категории;
Яшина Татьяна Ивановна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2012-2013
Пояснительная записка
Программа:
Программа «Литература. 10 класс», «Литература. 11 класс»
Автор программы Лебедев Ю.В.
Учебно-методический комплект (наименование, автор, класс):
Лебедев Ю.В. «Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях». - М.: Просвещение, 2011.
В.А. Чалмаев, О.Н. Михайлов, А.И. Павловский; под ред. В П. Журавлева «Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях». - М.: Просвещение, 2011.
Структура и содержание курса:
Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщение учащихся к богатствам русской литературы, развитие у них способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, идейно-нравственной позиции школьников.
Для обязательного чтения предназначены литературные произведения, представляющие золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, соответствие задачам развития и возрастным особенностям учащихся, а также культурно-исторические традиции.
На ступени основного общего образования предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. На завершающем этапе основного общего образования, то есть в 9-м классе, усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный материал, вводятся произведения крупных жанров.
В 10-м классе художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности. Такое построение перечня произведений определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется содержание литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.
Программа построена следующим образом:
• Литература первой половины XIX века
• Литература второй половины XIX века (10 класс).
Учебный материал в программе объединен на базе сочетания проблемно-тематического и хронологического принципов.
В 11-м классе художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности - от начала XX века до новейшего времени. Такое построение перечня произведений определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.
Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется содержание литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала.
Программа построена следующим образом:
• Литература первой половины XX века
• Литература второй половины XX века (11 класс).
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Учебный материал в программе объединен на базе сочетания проблемно-тематического и хронологического принципов.
Цели и задачи программы:
Цели литературного образования в средней (полной) школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;
- формирование гуманистического мировоззрения; национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностей, о множественности литературно-художественных стилей;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.
Тематическое планирование как одна из важнейших аспектов Рабочей программы составлено с учетом реализации целей и задач на профильном уровне литературного образования в средней школе.
В разделы тематического планирования включены также:
- сведения об историко-литературном процессе;
- формирование эстетических, теоретико-литературных понятий;
- виды деятельности учащихся по развитию речи.
На осуществление литературного образования на профильном уровне в 10 и 11 классах отводится 170 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся по литературе на профильном уровне.
К концу 10 класса ученик должен знать / понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX в., этапы их творческой эволюции;
-
историко-культурной контекст и творческую историю изучаемых произведений;
-
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспроизводить содержание литературного произведения;
-
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
-
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
-
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
-
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
-
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
-
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
-
выразительно читать изученные произведения или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
-
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
-
для создания текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-
участия в диалоге или дискуссии;
-
самостоятельного знакомства с явлением художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
В результате изучения литературы на расширенном уровне одиннадцатиклассники должны знать/понимать
-
содержание/художественное своеобразие определённого программой объёма литературных произведений; значение исторических и литературоведческих понятий, отвечающих возрастным особенностям учащегося;
-
образную природу словесного искусства;
-
содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни/творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
-
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-
основные теоретико-литературные понятия.
В результате освоения программы выпускники должны уметь:
-
устно и письменно передавать содержание текста, т.е. владеть различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
-
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
-
анализировать и интерпретировать произведение;
-
соотносить художественную литературу с жизнью и культурой;
-
определять род и жанр произведения;
-
выявлять и формулировать авторскую позицию, оценивать её, характеризовать особенности стиля писателя;
-
строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
-
составлять планы и тезисы статей на литературные темы;
-
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др.;
-
готовить учебно-исследовательские работы.