Мастер-класс Как хороши, как свежи были розы

Мастер-класс "Как хороши, как свежи были розы" по стихотворению в прозе И. С. Тургенева. В разработке представлен новый методический прием анализа, выявления жанровых особенностей стихотворения в прозе и алгоритм написания собственных стихотворений по схеме на основе словаря автора. Содержит методические рекомендации.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Тема: «Как хороши, как свежи были розы…»

(по стихотворению в прозе И. С. Тургенева)

Звучит музыка: «Лунная соната» Бетховена. Горит свеча. Лежат розы.

Портрет Тургенева

Чтение фрагмента из стихотворения Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»

Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею - но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…

Прозвучал фрагмент произведения И.С.Тургенева.

Стихи в прозе… Явление необыкновенное, удивительное… Тургенев обратился к этому жанру в конце жизни, прожив около 20 лет вдали от Родины. Раздумья о жизни мудрого человека вылились в проникновенные пронзительные строки. Его стихотворения совершенны по форме, очень красивые, находят живой отклик в душах читателей. Я предлагаю вам попробовать проникнуть в философские размышления писателя и самим почувствовать вкус творчества.

Перед вами текст стихотворения. Прочитайте его.

Звучит музыка.

О чем же размышляет писатель? Что вы почувствовали? Какие образы увидели?

  1. одиночество,

  2. воспоминания о летнем вечере, запахи юности, образ девушки, чувство первой любви

  3. ощущение старости,

  4. шум деревенской жизни, дети, музыка, ланнеровский вальс, шипение самовара.

  5. Свеча меркнет. Жизнь идет к закату. Одиночество

  6. Дыхание смерти, трагическое одиночество, единственный безмолвный друг, свидетель горьких старческих дней.

Вы обратили внимание, что стихотворные фрагменты различны по настроению: одни из них наполнены светлым, радостным, благоговейным чувством; другие - проникнуты печальным, трагическим настроением.

Но что всех их связывает? (Какая фраза ключевая?)

Рефрен(повторяющая строка): Как хороши, как свежи были розы…

Для него выбрана первая строчка стихотворения Ивана Мятлева: «Как хороши, как свежи были розы…»

Как вы думаете почему? (красивая, всем знакома, ключевая фраза, итог каждого фрагмента)

Эта фраза включает в себя такое богатство смыслов: текучесть времени, быстротечность жизни, особенно молодости, мимолетность всего в этом мире.

Контрастные образы и чувства - основной мотив стихотворения.

Шаг 1

Попробуйте найти и записать хотя бы одну пару ключевых контрастных слов-существительных. Например, лето-зима.

Молодость - старость

Жизнь - смерть

Одиночество - семья

День - ночь

Вальс - старческий шепот

Ваша пара?

Шаг 2

Выберите из текста к каждому существительному по 2 прилагательных, подходящих по смыслу.

Например, зима - безмолвная, скучная. Лето- веселое, светлое

Для экономии времени я выбрала все прилагательные из текста.

Воспользуйтесь этой шпаргалкой.

Проверка. Прочитайте что у вас получилось? 1 группа…

Шаг 3

А теперь воспользуемся подсказкой, которую я тоже заранее подготовила, выбрав все глаголы из текста, опять-таки с целью экономии времени. Подберите по 3 глагола, подходящих по смыслу к каждому существительному и согласуйте их.

Например, Зима - безмолвная, скучная - запушила, трещит, злится

Лето - веселое, светлое - звенит, пахнет, дышит

Что у вас получилось? Прочитайте. 1 группа…

Шаг 4

А теперь попробуем творить - писать собственные стихи в прозе.

Запишите по порядку числа от 1 до 7 в столбик

1 зима

2 безмолвная, скучная

3 запушила, трещит, злится

4 Как хороши, как свежи были розы…

5 звенит, пахнет, дышит

6 веселое, светлое

7 лето

1 и 7 строчки - ключевые контрастные существительные, например, зима в 1 строчку, лето - в 7-ю.

2 и 6 строчки - по 2 прилагательных, которые вы подобрали к этим словам. Например, во 2 строчку - безмолвная, скучная, в 6 строчку - веселое, светлое.

3 и 5 строчки - это глаголы, которые вы подобрали. Посмотрите на слайд.

В 4-ю, центральную строку запишите рефрен: Как хороши, как свежи были розы…

Прочитайте, что у вас получилось. Замечательно!

Перепишите стихотворение на лепестки розы, которые лежат у вас на столах. А теперь составим розу нашего творчества.

Музыка…

Читаем Тургенева

Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…

Как хороши, как свежи были розы…

Гаснет и наша свеча. Но все хорошее, что случается с нами, запоминается надолго. И эти минуты нашего творчества я, надеюсь, вы не забудете.

Гасим свечу



© 2010-2022